Признак, основание для классификации
| Типы учебно-творческих задач
| Виды учебно-творческих задач
| Развиваемые компоненты творческих способностей личности
|
|
|
|
|
Проблемность
| задачи с явно выраженным противоречием
| задачи-проблемы;
задачи-парадоксы;
задачи-антимонии
| выделение противоречия, способность формулировать проблему, диалектичность мышления
|
Полнота исходной информации
| задачи с некорректно представленной информацией
| задачи с недостающей исходной информацией;
задачи с избыточной информацией;
задачи с противоречивой информацией;
задачи, в которых практически отсутствует исходная информация, а есть только цель деятельности
| способность находить нужную информацию и переносить ее, применять в условиях задачи
|
|
|
|
|
Прогнозирование
| задачи на прогнозирование
| на прогрессивные экстраполяции;
на регрессивные
экстраполяции;
на непосредственное выдвижение гипотезы
| способность генерировать идеи,
выдвигать гипотезы
|
Оптимизация
| задачи на оптимизацию
| задачи на выбор оптимального решения;
задачи на оптимизацию процесса, функционирования объекта;
задачи на оптимизацию затрат, средств деятельности
| гибкость, рационализм мышления
|
Усмотрение противоречия, формулировка задачи
| задачи на обнаружение противоречия и формулировку проблемы
| задачи скрытого вопроса;
задачи на конструирование задачных ситуаций; задачи на обнаружение мнимых противоречий;
задачи на формулировку проблемы
| способность видения проблем и противоречий
|
|
|
|
|
Рецензирование
| задачи на рецензирование
| задачи на обнаружение ошибок;
задачи на проверку результата;
задачи на оценку процесса и результата
| критичность мышления, способность к оценочным суждениям
|
Разработка алгоритмичес-ких и эвристических предписаний
| задачи на разработку алгоритмов и эвристических предписаний
| задачи на разработку алгоритма;
задачи на выявление эффективных эвристик;
задачи на разработку эвристических предписаний, правил
| способность к обобщению и свертыванию мыслительных операций, способность к рефлексии мышления
|
Переформулировка задачи
| задачи на коррекцию поставленной задачи
| задачи на уточнение цели;
задачи на уточнение условий;
задачи на уточнение требований и ограничений
| способность формулировать и переформули-ровать задачи
|
Инверсия
| задачи – «обороты» противоположные некоторой данной
| задачи на поиск способа решения, который противоположен наиболее очевидному;
задачи, требующие рассмотрения от конца к началу
| способность преодолеть инерцию мышления, способность к широкому переносу знаний и умений
|
|
|
|
|
Применение принципов и методов научного познания
| Исследователь-ские задачи, задачи на применение методов научного познания
| экспериментальные задачи;
задачи на моделирование;
задачи графические;
задачи на формализацию;
применение математических методов;
задачи на применение принципа систематичности, дополнительности, историзма и т.д.
| способность к широкому переносу принципов, методов научного познания в новые ситуации
|
Процедуры управления
| задачи на управление
| задачи на выработку целей, стратегий деятельности;
задачи на планирование деятельности;
задачи на организацию деятельности;
задачи на нормирование времени деятельности; задачи на оценку результатов деятельности
| способность к самоуправле-
нию в учебно-творческой деятельности
|
|
|
|
|
Изобретение
| задачи на изобретение
| задачи на изобрете-ние новых конструк-ций;
задачи на изобрете-ние новых способов деятельности;
задачи на изобретение новых веществ
| способность к изобретатель-ской деятельности
|
Доминирование соответству-ющих логических процедур деятельности
| задачи логические
| задачи на описание явлений, процессов;
задачи на определение понятий;
задачи на объяснение;
задачи на доказательство;
задачи на установление причинно-следственных связей
| интеллектуаль-ные логические способности
|
Доминирование соответствующих процессов общения в решении творческих задач
| Коммуника-тивно-творческие
| задачи на распределение обязанностей в процессе коллективной творческой деятельности;
задачи на поиск средств взаимопомощи и сотрудничества;
задачи на поиск средств взаимоконтроля
| Коммунмка-тивно-творческие способности
|
|
|
|
|
Конструирование
| Конструкторские задачи
| задачи на поиск нового конструкторского решения:
а) на расчленение объекта;
б) на синтез нескольких объектов; в) на замещение одного из элементов другим;
г) использование аналога в конструировании нового объекта;
д) опора на новое физическое, химическое явление;
е) опора на новую физическую, химическую, технологическую идею, закономерность в решении «старой» конструкторской задачи
| способности к
конструирова-нию
|