Беспомощность и смелость автора.
Стр 1 из 26Следующая ⇒ Дабхолкар Г. Р. «Шри Саи Сатчатита» / Отв. ред., оформ. А. С. Черноморец; Ред. Фархад; Пер. с марати Н. В. Гунаджи; Пер. с англ. С. Соболева. – Новочеркасск: САИПРЕСС, 2003. – 250 с. – ISBN 5-94165-007-8-1. Эта книга содержит Историю Жизни и Заповеди выдающегося индийского Духовного Учителя нашего времени Саи Бабы из Ширди.
© Sri Sathya Sai Publication and Education Foundation, Prasanthi Nilayam, India. © САИПРЕСС, оформление, редакция 2003.
ГЛАВА 1 Приветствия; История перемалывания пшеницы и её философский смысл.
Приветствия.
Согласно древней и уважаемой традиции, Хенмадпант начинает свой труд, «Шри Саи Сатчариту», с приветствий. Он выражает почтение: (1) Во-первых, Господу Ганеше, он молит Его об устранении препятствий и об успешном завершении работы, и говорит, что Шри Саи это сам Господь Ганеша. (2) Затем Богине Сарасвати – чтобы Она вдохновила его на написание книги. Шри Саи Сам, подобно Богине, с виной в руках, воспевает Свою жизнь. (3) Затем Богам Брахме, Вишну и Шанкаре – Созидающему, Охраняющему и Разрушающему Богам соответственно; и говорит, что Саинатх составляет с Ними Единое Целое, и что Он, Великий Учитель, переправит нас через Реку Мирского Существования. (4) Затем своему Хранителю – Божеству Нараяне Адинатху, явившему Себя в Конкане – земле, поднятой из океана Парашурамой (в индуистской интерпретации – Рамой), и Ади (Изначальному) Пуруше семьи. (5) Затем Мудрецу Бхарадваджу, своему предку, Риши Яджнявалке, Бхригу, Парашаре, Нараде и другим; а также современным Святым, таким как Ниврутти, Джнянешвару, Сопану, Экнатху, Джанардану, Тукараму, Канхобе, Нарахари и т.д.
(6) Затем своему деду Садашиве; отцу Рагхунатху; своей матери, умершей, когда он был ребёнком; своей тётушке, воспитавшей его, и своему любимому старшему брату. (7) Затем читателям с просьбой о том, чтобы они безраздельно посвятили себя чтению этой книги. (8) И, наконец, своему Гуру Шри Саинатху – Воплощению Шри Даттатрейи – своему Единственному Прибежищу, Тому, кто помог ему осознать, что Брахман – Реальность, а мир – иллюзия; и, в заключение, всем существам, в которых пребывает Господь. После краткого описания видов преданности согласно Парашаре, Вьясе, Шандильи и др., автор рассказывает такую историю:
История перемалывания пшеницы.
«Это произошло в Ширди однажды утром где-то после тысяча девятьсот десятого года. Я пришёл в Мечеть, чтобы получить Даршан Саи Бабы, и был удивлён, увидев следующее. Сполоснув рот и умыв лицо, Баба начал приготовления к перемалыванию пшеницы. Он расстелил на полу мешковину и поставил на неё ручную мельницу. Просеяв зерно через веялку, Он засучил рукава Своего кафни и, крепко держа ручку мельницы, стал перемалывать зерно. Он бросал по несколько пригоршней зерна в верхнюю открытую часть мельницы, вращая её. Я подумал: «Зачем Баба мелет пшеницу, ведь у Него ничего нет, Он ничем не запасается, Он живёт подаянием!» Многие из тех, кто там был, думали так же, но ни у кого не хватало духу спросить у Бабы, зачем Он это делал. По деревне немедленно пронёсся слух о том, что Баба мелет зерно, и женщины и мужчины прибежали в Мечеть и столпились там, чтобы посмотреть, что делает Баба. Четверо отважных женщин выбрались из толпы и, оттолкнув Бабу в сторону, схватили ручку мельницы и стали молоть пшеницу, воспевая Лилы Саи. Сначала Баба очень рассердился, но затем, видя Любовь и Преданность женщин, был умиротворён и начал улыбаться. Перемалывая зерно, женщины думали о том, что у Бабы нет ни дома, ни собственности, ни детей; нет никого, о ком Он должен заботиться, и поэтому Ему не нужна мука, чтобы печь хлеб или роти, так что же Он будет делать с таким количеством муки? Баба очень добрый, так, может быть, Он отдаст муку им? Размышляя таким образом и продолжая петь, женщины закончили молоть зерно, и, поставив мельницу в сторону, разделили муку на четыре части, и каждая стала придвигать к себе свою часть. Тогда Баба, до сих пор тихий и спокойный, рассердился и стал им выговаривать: «Вы в своём уме? Что это вы заритесь на чужое добро? Разве Я брал у вас пшеницу в долг, что вы так спокойно растаскиваете муку? Ну, хорошо, теперь сделайте-ка вот что! Возьмите муку и разбросайте её по границам деревни!» Услышав эти слова, женщины застыдились, и, перешептываясь друг с другом, направились к окрестностям деревни и разбросали муку, как было указано Саи Бабой.
Я спросил у жителей Ширди: «Что это Баба делал?» Они ответили, что деревне угрожала эпидемия холеры, и это было лекарство Бабы против болезни: Он смолол не пшеницу, а саму холеру, и изгнал её прочь из деревни. После этого эпидемия холеры отступила, и жители деревни были счастливы». Услышанное пробудило во мне любопытство и удивление. Я начал спрашивать себя... Какая может быть связь между пшеничной мукой и холерой? и как увязать всё это? Происшедшее, казалось, не имело объяснения. Я подумал, что мне следует что-нибудь написать об этом и воспеть от всей Души Чудесные Лилы Бабы. Пока я размышлял таким образом об этой Лиле, моё Сердце преисполнилось Радости, и я вдохновился на написание книги о Жизни Саи Бабы – «Шри Саи Сатчариты». И, как нам известно, Милостью и Благословением Шри Саи, этот труд был успешно завершён.
Философское значение перемалывания пшеницы.
Мы полагаем, что помимо того значения, которое перемалывание пшеницы имело для жителей Ширди, у него есть также и философский смысл. Саи Баба жил в Ширди около шестидесяти лет, и всё это время Он занимался перемалыванием почти каждый день – но не столько пшеницы, сколько грехов, умственных и физических страданий и несчастий Своих бесчисленных преданных. Два камня Его мельницы – это Карма и Бхакти: Карма – нижний камень, а Бхакти – верхний. Ручка, посредством которой Баба приводил в движение мельницу – это Джняна. Баба был твёрдо убеждён в том, что Знание, или Самореализация, невозможно, если Ему не предшествовало перемалывание всех наших побуждений, желаний, грехов; а также трёх гун, то есть Саттвы, раджаса и тамаса; и ахамкары, настолько тонкой, что от неё очень трудно избавиться.
Здесь мы можем вспомнить похожую историю, случившуюся с Кабиром. Он увидел женщину, моловшую зерно, и сказал своему Гуру Нипатиранджану: «Я плачу, потому что страдаю при мысли о том, что буду раздавлен колесом мирской жизни, подобно зернышку в ручной мельнице». Нипатиранджан ответил: «Не бойся, держись, как я, поближе к ручке Знания, не уходи далеко от неё, а поворачивайся внутрь к центру, и ты непременно спасёшься».
Поклон Шри Саи – Мир Всем. ГЛАВА 2 Цель написания книги; Беспомощность и смелость автора; Горячая дискуссия; Присвоение автору многозначительного и пророческого имени Хемадпант; Необходимость Гуру.
В предыдущей главе автор оригинала на маратхи отметил, что о причине написания книги и о необходимых читателю этой книги качествах он расскажет впоследствии. Теперь он приступает к этой теме, затрагивая и некоторые другие вопросы.
Цель написания книги.
В первой главе я описал, как Саи Баба совершил Чудо – изгнал эпидемию холеры, перемолов пшеницу и попросив жителей Ширди разбросать муку в окрестностях села. С великим Наслаждением я слушал и о других Чудесах Саи Бабы, и это Наслаждение вылилось в написание этого поэтического труда. Я думал также, что описание Великих Чудес Саи Бабы будет интересно и поучительно для Его преданных, что оно уничтожит их грехи, и с такими мыслями я приступил к описанию Святой Жизни и Поучений Саи Бабы. Жизнь Святого – не предмет для логики или эпистемологии. Она открывает перед нами Истинный и Великий Путь.
Беспомощность и смелость автора.
Хемадпант думал, что он – неподходящая личность для выполнения этой задачи. Он говорил: «Если мне ничего не известно ни о жизни ближайшего друга, ни о том, что творится в моём собственном уме, то как я смею описывать Жизнь Святого или природу Воплощений, о чём умалчивают даже Веды? Чтобы понимать Святых, нужно самому быть Святым, как иначе смогу я описать Их Славу? Можно измерить глубину семи великих морей, окружить небо сетями, но как описать Жизнь Святого? Я знал, что это очень рискованное предприятие, которое может выставить меня в смешном виде. Поэтому я молил Саи Бабу о снисхождении».
Первый Святой-поэт Махараштры, Шри Джнянешвар Махарадж, сказал, что Бог любит тех, кто описывает Жизнь Святых; и что Святые тоже особым образом Благодетельствуют таким преданным, помогая им в этом Служении. Святые вдохновляют их на труд, и преданный становится лишь косвенной причиной или средством достижения цели. Например, в 1700 году Шак (1778 П.Р.Х) поэт Махипати захотел описать Жизнь Святых. Святые вдохновили его, и работа была выполнена; так же, в 1800 году Шаком (1878 П.Р.Х.) было принято служение Дас Гану. Махипати написал четыре книги – «Бхакта Виджай», «Сант Виджай», «Бхакта Лиламрут» и «Санта Лиламрут», а Дас Гану описал жизнь современных Святых в «Бхакта Лиламруте» и «Бхакта Катхамруте». В главах 31, 32, 33 «Бхакта Лиламрут» и в главе 57 «Санта Катхамрута» прекрасно изложены Жизнь и Учение Саи Бабы. Эти главы были опубликованы в журнале «Саи Лила» (№11 и 12, т. 17); читателям стоит прочесть эти главы. Кроме того, удивительные Лилы Саи Бабы описаны миссис Савитрибаи Рагхунатх Тендулкар из Бандры в небольшой увлекательной книжке под названием «Шри Саинатх Бхаджан Мала». Дас Гану Махарадж сочинил нежные стихи, посвящённые Саи Бабе. Преданный, Амидас Бхавани Мехта, опубликовал истории о Саи Бабе на языке гуджарати. Вышли в свет несколько сборников «Саинатх Прабха», изданные Дакшина Бхикша Санстхой Ширди. И возникает вопрос: если существует так много книг о Саи Бабе, зачем нужно писать ещё одну («Шри Саи Сатчариту»)? Есть ли в этом необходимость? Ответ простой и очевидный. Жизнь Саи Бабы широка и глубока как безграничный океан: мы можем глубоко нырять в него и доставать Драгоценные Жемчужины (Знания и Бхакти), и раздавать их тем, кто к ним стремится. Истории, Притчи и Поучения Саи Бабы поистине замечательны. Они приносят Мир и Счастье людям, изнывающим под бременем тягот мирского существования. Они дают людям Знание и Мудрость в делах как мирских, так и Духовных. Если слушать и Медитировать на Наставления Шри Саи, настолько же интересные и поучительные как Наставления Вед, то можно обрести То, к чему стремятся преданные, а именно: Слияние с Брахманом, овладение восемью ступенями Йоги, Блаженство Медитации и т.д. И поэтому я подумал, что если я соберу все эти истории вместе, это и будет моей наилучшей Упасаной. Этому собранию особенно обрадуются те простые Души, которым не посчастливилось получить Даршан Саи Бабы. Итак, я начал собирать поучения и изречения Саи Бабы – плоды Его естественной и беспредельной Самореализации. Именно Саи Баба вдохновил меня на всё это: я отказался от своего эго у Его Стоп и понял, что мой путь ясен, что Саи сделает меня счастливым в этом и в другом мире.
Я не осмелился сам спрашивать у Саи Бабы разрешения на этот труд, а обратился с просьбой к М-ру Мадхаврао Дешпанде, иначе Шаме, близкому преданному Бабы, поговорить с Ним обо мне. Он попросил за меня, обратившись к Саи Бабе с такими словами: «Этот Аннасахеб хочет написать Вашу Биографию. Только не надо говорить, что Вы бедный, живущий подаянием Факир, чья Жизнь никому не интересна. Если Вы согласитесь и поможете ему, он Ёё напишет, или, точнее говоря, Вашей Милостью, работа будет сделана. Без Вашего Согласия и Благословения ничто не будет успешным». Услышав эту просьбу, Саи Баба был тронут и Благословил меня, дав мне Уди (Священный Пепел) и возложив Свою Дарующую Благо Руку на мою голову со словами: «Пусть он собирает и записывает истории и всё, что может пригодиться; Я буду помогать ему. Он только инструмент. Я буду Сам писать Свою Биографию и удовлетворю таким образом желания Моих преданных. Он должен освободиться от своего эго, подчинив его Мне. Тому, кто так поступает, Я помогаю больше всего. Что истории? Я буду служить ему всеми возможными способами. Когда его эго будет полностью уничтожено, когда от эго не останется и следа, Я Сам буду пребывать в нём и Сам опишу Свою жизнь. Слушание Моих Историй и Поучений породит Веру в Сердцах преданных. И они легко достигнут Самореализации и Блаженства; но только пусть здесь не будет попыток упорно отстаивать свою собственную точку зрения и опровергать мнение других; не нужно разводить дискуссии и обсуждать аргументы «за» и «против» ни по какому вопросу. Слово «дискуссия» напомнило мне об обещании рассказать, как я стал называться Хемадпантом, и теперь я к этому приступаю. Я был очень дружен с Какасахебом Дикситом и Нанасахебом Чхандоркаром. Они уговаривали меня отправиться в Ширди и получить Даршан Бабы, и я согласился. Но между тем случилось нечто, помешавшее поездке. Сын моего друга из Лонавалы заболел. Мой друг испробовал все возможные средства, физические и Духовные, но лихорадка не утихала. Наконец, он попросил своего Гуру посидеть у постели больного, но это тоже оказалось бесполезным. Узнав об этом, я подумал... «что за польза от Гуру, если Он не может спасти его сына? Если Гуру не способен ничем помочь нам, зачем мне вообще ехать в Ширди?» С этой мыслью я отложил поездку в Ширди; но чему быть, того не миновать. В случае со мной это выглядело так: М-р Нанасахеб Чхандоркар, служивший в Пранте, отправился в командировку в Бассейн. Из Тханы он прибыл в Дадар и ждал там поезда, отходящего в Бассейн. Тем временем внезапно появился местный поезд, направлявшийся в Бандру. Он сел в него и прибыл в Бандру, где послал за мной и дал мне нагоняй за то, что я отложил поездку в Ширди. Доводы Наны, убеждавшего меня поехать в Ширди, были убедительны и привлекательны, и я решил поехать в Ширди в тот же вечер. Я упаковал свой багаж и отправился в Ширди. Я планировал доехать до Дадара и там поймать поезд, идущий в Манмад; поэтому я купил билет до Дадара и сел в поезд. Когда поезд тронулся, в моё купе спешно вошел один мусульманин и, оглядев мой багаж, спросил, куда я еду. Я объяснил ему. Тогда он посоветовал мне ехать прямо в Борибандер, а не ждать в Дадаре, так как Манмадский почтовый поезд там не останавливается. Если бы это маленькое Чудо, или Лила, не случилось, я бы не смог добраться до Ширди на следующий день, как было условлено, и множество сомнений обступили бы меня. Но этому не суждено было быть. Так как мне сопутствовала удача, я приехал в Ширди на следующий день, между девятью и десятью часами утра. М-р Бхаусахеб (Кака) Диксит ждал меня. Это было в 1910 года после Рождества Христова, когда паломники могли останавливаться только в одном месте – ваде Сатхе. Когда я высадился из тонги, мне очень захотелось получить Даршан. В это время Великий Преданный, Татьясахеб Нулкар, вернулся из Мечети и сказал, что Саи Баба сейчас находится возле вады, и я могу сначала получить Даршан там, а потом, после омовения, сделать это как следует, не спеша. Как только я об этом услышал, то сразу же побежал к ваде и простёрся перед Саи Бабой. Меня охватила Безграничная Радость. Я нашёл даже больше того, что ожидал встретить после разговоров с Наной Чхандоркаром. Все мои чувства были удовлетворены, я забыл о голоде и жажде. В тот самый миг, когда я прикоснулся к Стопам Саи Бабы, для меня началась другая жизнь. Я почувствовал себя вечным должником тех, кто подталкивал меня и помогал получить Даршан – я увидел в них близких родственников, которым никогда ничем не смогу отплатить. Я вспомнил их и мысленно простёрся перед ними. Я понял, что особенность Даршана Саи Бабы в том, что Он меняет наши мысли. Уничтожается воздействие наших прошлых деяний и постепенно возрастает Непривязанность, или Бесстрастное отношение, к мирским объектам. Такой Даршан – заслуга многих предшествующих жизней, и если вы только видели Саи Бабу, то, поистине, весь мир принимает форму Саи Бабы, весь мир становится Им.
Горячая дискуссия.
В первый день моего приезда в Ширди между мной и Баласахебом Бхате разгорелся спор о том, нужен ли Гуру. Я заявил: «Для чего нам терять свою свободу и подчиняться другим? Если мы выполняем свои обязанности, то зачем нужен Гуру? Человек должен сам стараться из всех сил спасти себя. Что может Гуру сделать с человеком, который ничего не делает и предаётся праздности?» Так я защищал свободу воли, м-р Бхате занял противоположную позицию, то есть встал на сторону судьбы, сказав: «Чему суждено быть, того не миновать; даже великие мира сего терпели неудачу; человек предполагает одно, а Бог преподносит ему совсем другое (противоположное). Отбрось свою учёность; гордость и эгоизм тебе не помогут». Так эта дискуссия со всеми её «за» и «против» продолжалась около часа или более, и, как обычно в таких случаях, мы не пришли ни к какому выводу. В конце концов, мы прекратили этот утомительный спор. Но я потерял спокойствие своего ума и понял, что, если бы не сильное сознание тела и эгоизм, то дискуссии бы не было, иными словами, споры рождает эгоизм. Потом, когда мы вместе с остальными пришли в Мечеть, Саи Баба спросил Какасахеба Диксита: «Что это у вас произошло в ваде Сатхе? О чём был спор? – и, взглянув прямо на меня, Баба прибавил – Что этот «Хемадпант» сказал?» Услышав эти слова, я был очень удивлён. Мечеть находилась довольно далеко от вады Сатхе, где я остановился, и где происходил спор. Как мог Баба знать о нём, если только Он не был Вездесущ и Всеведущ?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|