Словарь терминов (глоссарий)
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Актуализатор – личность, которая рассматривает себя и других в качестве личностей или субъектов, располагающих возможностью выразить свое действительное Я. Базовые цели – основные стратегические цели развития организации. Бюрократия – правление официальных лиц. Вертикальная деловая культура – культура распоряжений. Внеформальная организация – социально-психологическое объединение, спонтанно складывающееся в результате длительного межличностного и внутригруппового общения системы социальных связей, норм и действий. Горизонтальная деловая культура – культура соглашений (конвенциональная), отрабо-танная многими годами ненасильственного взаимодействия, согласования интересов и действий. Гуманитарные технологии – кадровая политика, обеспечение роста квалификации и социальной мобильности, мотивация работников, их стимулирование, развитие коммуникаций и обратной связи, предупреждение конфликтов и управление ими. Делегирование полномочий – т.е. наделение большими полномочиями подчиненных. Деловая информация – информация, связанная с решением управленческих задач. Деловое кредо – совокупность элементов организационной культуры. Деструктивный конфликт – конфликт, направленный на нарушение функционирования организации. Игнорирование – стратегия поведения в конфликте, когда наиболее эффективно его не замечать. Имидж руководителя – образ, формируемый в соответствии с целями организации. Инновационный процесс – комплексный процесс создания, распространения и исполь-зования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей. Кадровая политика – принципы и методы формирования кадров как элементов социально-гуманитарной технологии.
Кодекс поведения – свод основных норм и правил поведения. Коллектив – социальная основа организации. Коммуникации – обмен информацией для обеспечения взаимопонимания между работни-ками в организации. Компромисс – стратегия поведения в конфликте, когда обе стороны взаимно уступают друг другу. Конфликт – противоречивость целей, отношений и действий людей. Лидер – неформальный руководитель в системе неформальных отношений. Манипулятор – личность, которая в целях самозащиты тем или иным способом эксплуатирует, использует и (или) контролирует себя и других в качестве объектов или вещей. Манипуляция – стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «заарканить», «поймать на крючок», т.е. попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Миссия организации – общая философия и политика организации Мотивация, мотив – внутренние устремления, ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы. Нововведения – изменение условий функционирования организации. Обратная связь – доверие и открытость в отношениях между членами организации, снижение организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости работников. Организационная культура – моральные нормы и ценности организации, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, внешний вид сотрудников. Организационная патология – устойчивое нарушение оптимального функционирования организации, ее дисфункция. Организационно-массовые отношения – важнейшая форма общественного взаимо-действия. Организационный конфликт – тип социальных конфликтов, которые вызываются специфическими свойствами организации, ее структурными особенностями и взаимодействием с другими организациями.
Предприятие – социальная организация, функционирующая в сфере материального производства. Приспособление – стратегия поведения в конфликте, когда одна сторона принимает правила игры другой. Производственное совещание – организованная форма управленческого общения. Профессиональная мобильность – динамика профессиональной занятости в связи с приобретением новых знаний. Профессиональная этика – система ценностей и норм социального поведения. Ролевое поведение – поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. Рост квалификации – это обучение, постоянное приобретение новых знаний. Руководитель – официально назначенное лицо. Ситуационные взаимодействия – заранее не организованная форма управленческого общения. Соперничество – стратегия поведения в конфликте, когда требуется настоять на своей точке зрения. Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, цели обеих сторон одинаково важны. Социальная организация – искусственное объединение институционального характера. Социотехническая система – социальная система, в структуре которой функционируют не только люди, но и техника. Стимулирование – вознаграждение за трудовое усилие. Управленческая этика – нормы поведения руководителя, предусматривающие уважение работников. Управляемость – степень осуществляемости управленческих решений. Учреждение – организация, функционирующая в непроизводственной сфере. Формальная организация – организация, формируемая под определенную цель. [1] См.: Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1980. [2] См.: Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990; Блау П.М. Исследование формальных организаций // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. – М., 1970; Blau P.M. The dynamics of bureaucracy, 1963; и др. [3] Кроме того, неформальные отношения складываются и как добровольные ассоциации. В них вступают люди, находящиеся в одинаковой ситуации, разделяющие одни и те же интересы, сталкивающиеся с одними и теми же проблемами (группы обманутых вкладчиков, партия любителей пива и т.д.). Членство в них подвижно, существуют они на членские взносы. Однако, разрастаясь, такие организации имеют тенденцию превращаться в формальную.
[4] Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления. – Л., 1980. – С. 101. [5] См.: Андреева Г.М. Социальная психология. – 2-е изд. – М., 1988. [6] Цит. по: Кунц Г., О`Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функ-ций. – М., 1981. – Т. 2. – Ч. 6. [7] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М., 1987. [8] Bass B. M., Barrett G. V. People, Work and Organizations: An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. Boston, 1981. [9] См.: Кузнецов А.В. «Соучаствующее управление» и его эффективность // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. – М., 1989. [10] См.: Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. – 1977. – № 6; Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М., 1985. [11] См.: Fiedler F.E. The Contingency Model and the Dynamics of Leadership Process // Advance in experimental social psychology. – N.Y., 1978. – V. 11. [12] См.: Синк Д.С. Управление производительностью. – М., 1989. [13] См.: Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М., 1990. [14] Дюркгейм Э. Метод социологии. – Киев, Харьков, 1899. – С. 91. [15] См.: Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие: Очерки по социологии научной организации труда и управления. – М., 1924. [16] См. Бехтерев В.И. Коллективная рефлексология. – Пг., 1921; и др. 1 Социология: Словарь-справочник. Т. 1: Социальная структура и социальные процессы. – М., 1990. – С. 48–49. [17] Цит. По: Кричевский Р.Л. Если вы руководитель… – М., 1993. – С. 49. [18] Коно Т. стратегия и структура японских предприятий. – М., 1987. – С. 81–82. [19] См.: Роджерс Ф.Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг. – М., 1990. – С. 60–61. [20] Марита А. Сделано в Японии. – М., 1990. – С. 251. [21] См.: Hofstede G. Сulture`s Conseguence. Intrnational Differences in Work-Related Values. – L., 1980. [22] Cм.: Bollinger D., Hofstede G. Les differences des cultures organisationelles. – P., 1987. [23] См.: Павлова М.Н. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры: Автореф. дис. …. канд. социол. наук. – М., 1995.
[24] Основа понятия неопределенности была заложена В. Парето на базе описания «логического» и «нелогического» поведения. [25] См.: Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ // СОЦИС. – 1995. – № 9. – С. 74–80. [26] Там же. – С. 75. [27] См.: Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. – М., 1991. [28] См.: Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. – С. 85–86. [29] См.: Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М., 1994. – С. 35. [30] Там же. – С. 36. [31] Крозье М. Блокированное общество. – Нью-Йорк, Лондон, 1980. – С. 57. [32] Crozier M. L`enterprise a l`ecoute. Apprendre le management postindustriale. Предприятия прислуши-ваются. Учиться постиндустриальному менеджменту. – Р., 1991. – С. 26. [33] См.: Друкер П.Ф. Рынок: Как войти в лидеры. – М., 1992; Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М., 1990; Bernoux P. La sociologies des organizations. – P., 1985. [34] См.: Лапин В.И. Проблема неформальной группы в «индустриальной» социологии // Социальные исследования. – М., 1988. – Вып.2. [35] См.: Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М., 1989. [36] См.: Crozier M. L`enterprise a l`ecoute. Apprendre le management postindustriale. – P., 1991. [37] См.: Bernoux P. La sociologies des organizations; Crozier M. L`enterprise a l`ecoute. Apprendre le management postindustriale; Sainsaulieu R. Sociologie de l`organization et de l`enterprise. – P., 1991. 1 Социология: Словарь-справочник. Т. 2: Отдельные отрасли социологического знания. – М., 1990. – 2 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991. – С. 29. [38] См.: Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М., 1991. [39] Манфред. Наполеон Бонапарт. – М., 1971. – С. 400. [40] См.: Старобинский Э.Е. Основы менеджмента в коммерческой фирме. – М., 1994. – С. 88–89. [41] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М., 1987. – С. 366. [42] АиФ. – 1992. – № 4. [43] Старобинский Э.Е. Основы менеджмента в коммерческой фирме. – М., 1994. – С. 97. [44] Роджерс Ф.Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг. – М., 1990. – С. 142–145. [45] Старобинский Э.Е. Основы менеджмента в коммерческой фирме. – М., 1994. – С. 96. [46] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий; Якокка Л. Карьера менеджера. – М., [47] Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993. – С. 64. [48] См.: Социология: Словарь-справочник. Т. 3: Междисциплинарные исследования. – М., 1991. – С. 112. [49] См.: Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991. – С. 185–186. [50] См.: Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993. – С. 56–57. [51] См.: Грачев М. Суперкадры. – М., 1993. – С. 69–79. [52] См .: Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. The motivation to Work. – N.Y., 1959.
[53] См.: Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – М., 1993. – С. 60. [54] Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссиен Й. Управление по результатам. – М., 1988. – С. 201. [55] См.: Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.– М., 1991. – С. 119. [56] См.: Киллен К. Вопросы управления. – М., 1981. [57] См.: Свенцицкий А.Л. Социальна психология управления. – Л., 1986. [58] См.: Киллен К. Вопросы управления. – М., 1981; Кунц Г., О`Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. – Т. 2, ч. 6. – М., 1981. [59] См.: Социология: Словарь-справочник. Т. 3: Междисциплинарные исследования. – С. 75. [60] См.: Deutsch M. The resolution of conflict. – L., 1973. [61] См .: Зайцев А.К. Социальные конфликты на предприятии. – Калуга, 1993. [62] См.: Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989. [63] См.: Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993. – С. 123. [64] Там же. – С. 122–124. [65] См.: Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993. – С. 127. 1 В социологии различие социальных статусов называется социальной дистанцией участников ролевого взаимодействия. Она функционально необходима для организации совместной деятельности (см.: Социология: Словарь-справочник. Т. 3: Междисциплинарные исследования. – М., 1991. – С. 57). [66] См.: Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. – Л., 1980. [67] См.: Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. – М., 1993. – С. 102. [68] Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990. – С. 79. [69] См.: Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. – М., 1993. – С. 232. [70] Толстой Л.Н. О драматургии // Полн. собр. соч. – М., 1948. – Т. 13. – С. 360. [71] См.: Гринь Н.А. Риторика. – Новосибирск, 1995. [72] Кант И. Сочинения. – М., 1965. – Т. 4. [73] См.: Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991. – С. 50. [74] См.: Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М., 1992. – С. 198–209. [75] Более подробные рекомендации содержаться в ст. Моллой Дж. Т. Одежда для успеха // ЭКО. – [76] Толстой Л.Н. Соч.– М., 1965. – Т. 16. – С. 97. [77] См.: Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М., 1993. – С. 377–378. [78] См.: Менеджмент организаций. – М., 1995. — С. 60, 62. [79] Доценко Л.Е. Психология манипуляции. – М., 1997. – С. 44–48. [80] Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. – С. 11 [81] Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. – С. 23–24. [82] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 20–22. [83] Таранов П.С. Секреты поведения людей. – Симферополь: Таврия, 1995. – С. 84–86.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|