Территориальные учреждения для дезадаптированных детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации
Дети в территориальных комплексных учреждениях, а также в социальных учреждениях нового типа пребывают в соответствии с Уставом этих учреждений, определяющим порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В специализированные учреждения несовершеннолетние принимаются в следующих случаях: по личному обращению, - по направлению органов, осуществляющих социальную защиту, - по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, по ходатайству органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел, по постановлению или определению суда, прокуратуры или следственных органов, если родители осуждены. При приеме в учреждение производится медицинский осмотр ребенка, ценные вещи, предметы, представляющие опасность для жизни ребенка и окружающих, принимаются на хранение. Сведения о поступившем в учреждение ребенке заносятся в журнал учета. Ребенок зачисляется в учреждение приказом директора и на него оформляется личное дело, ему предоставляется полное государственное обеспечение. Руководитель учреждения обязан сообщить о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения. Выпуск из учреждения оформляется приказом директора на основании распоряжения органа опеки и попечительства о передаче ребенка под опеку, на усыновление в приемную семью, в интернат или детдом или личного заявления родителей. Лицам, которым передается ребенок на семейную форму воспитания, выдается справка о его выпуске со всеми документами, которые он имел при поступлении в учреждение и которые накопились за период его пребывания в учреждении.
Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в учреждение, имеют право его покинуть на основании личного заявления, о чем делается отметка в регистрационном журнале. Общими направлениями организации деятельности учреждения являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье; обеспечение детям временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки оптимальных форм трудоустройства; обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессинально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, бытовой, физкультурно-оздоровительный и другие компоненты. Воспитанники учреждения обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости, лекарственными средствами согласно установленным нормам. Для учреждения выделяются специальные помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и технике безопасности, располагающие всеми видами коммунальных удобств. В учреждении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации детей с девиантным поведением. Образовательная работа проводится на основании существующего Законодательства и в соответствии с инструктивно-методическими документами. В настоящее время можно констатировать, что в России создана разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящимся в различных кризисных ситуациях, и, прежде всего, оказывающая комплекс психолого-медико-социальных услуг детям и семьям группы риска.
За последние годы интенсивно формируется сеть новых социальных учреждений в системе Министерства труда и социального развития РФ, которая включает такие новые для России учреждения, как социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями, центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и другие социальные учреждения, направленные, прежде всего, на поддержку семей и детей, находящихся в кризисной ситуации. В системе образования наряду с существующими формами государственной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), несовершеннолетних с девиантным поведением (спецшколы и специализированные ПТУ), создана сеть центров медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, которые проводят диагностику и коррекцию, как правило, дезадаптированных учащихся, испытывающих затруднения в общении, консультируют их родителей или лиц, их заменяющих. Разветвленная и разнообразная сеть социальных служб для подростков и молодежи формируется под эгидой Комитета по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время молодежных социальных учреждений, их, прежде всего, объединяют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное для России время. Создание сети новых социальных учреждений потребовало, в свою очередь, значительного числа профессионально подготовленных кадров, практических психологов, социальных работников и педагогов. Они нуждаются в методическом оснащении, способствующем повышению уровня профессионализма этих специалистов. Особенно серьезно и тщательно должны готовиться специалисты, работающие с различными формами детско-подростковой дезадаптации и девиации. Практически любому из вышеперечисленных социальных учреждений приходится иметь дело с социально дезадаптированными подростками, а также с разными проявлениями детско-подростковых девиаций, которые требуют специальных корректирующих программ и методов, квалифицированных специалистов для реализации этих программ.
Оказание психологической и психосоциальной помощи дезадаптированным детям и подросткам и начинается с психологической диагностики, которая позволяет определить характер дезадаптации и выявить их причины. В одном случае дезадаптация может вызываться некоторыми психологобиологическими факторами, неблагоприятными особенностями психики и организма, включая нервно-психические заболевания и патологии, разные степени умственной отсталости. В другом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями характера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой и т.д. Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррекционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию учителей и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психо-социальной и социальной дезадаптации важнейшую роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников. Как правило, социальная дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением. И было бы неверно видеть причины этого только в личностных психологических особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многочисленные отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости классного коллектива, отчуждения от школы, как института социализации. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений "трудного подростка" в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом.
Как правило, трудные - "изолянты" в классе, и поэтому они начинают искать иную среду общения и самоутверждения. Здесь, конечно, необходима социально-психологическая диагностико-коррекционная программа, которая выявляет характер межличностных нарушений, дает картину предпочтений и отвержений, сложившихся в коллективе, выявляет лидерские группировки, процессы и т.д. на основе - этой диагностики можно проводить индивидуальную групповую коррекцию, выравнивать систему взаимоотношений, формировать эмоционально-коммуникативные качества, позволяющие подростку нормально строить отношения с товарищами. Такая психосоциальная работа может осуществляться, как в постоянных, так и во временных коллективах, оказывающих временную помощь и поддержку в социальной адаптации. Если постоянные коллективы - это, как правило, коллективы по месту учебы и работы, то временные коллективы - это, как раз коллективы тех социальных учреждений, которые призваны оказывать помощь в социализации "трудных" дезадаптированных подростков. Сеть разнообразных социальных учреждений выполняет - эти функции. К таким учреждениям наряду со службами социальной поддержки молодежи можно также отнести подростковые клубы, летние оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, туристические центры, военно-спортивные клубы и лагеря. Важно отметить, что наряду со специальными диагностико-коррекционными социально-психологическими программами, социальному работнику необходимо знать характеристики социальной среды микрорайона, особенности семейного и школьного воспитания, неформального окружения подростка, чтобы строить программы психологической и социальной поддержки. В этом смысле работа центра социальной поддержки молодежи либо территориального центра социальной помощи семье и детству должна начинаться со сбора информации о социальной инфраструктуре района, о социально-демографических характеристиках его населения, а также о составе и особенностях семей и детей группы риска, молодежно-подростковых группировках и т.д. Сбор и анализ такой информации также требует специального методического инструментария, которым должен владеть социальный работник, в частности, социальный педагог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|