Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогическая реабилитация подростков




 

Почти все дети, поступающие в приют, - педагогически запущенные, часть детей дошкольного возраста имеют задержку психического развития, часть - умственную отсталость. Опыт работы в приюте с такими детьми убеждает, что во всех случаях возможна коррекция поведения и умственного развития, поэтому целью педагогической реабилитации является осуществление коррекции и компенсации дефектов в психическом развитии детей, преодоление педагогической запущенности и отклонений в поведении на основе индивидуального подхода. Исходя из этого, задачи педагогов-воспитателей и психологов приюта следующие:

. Организовать жизнедеятельность детей в приюте с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и интересов.

. Выявить отклонения в развитии и поведении ребенка, оценить уровень психического развития, знаний, навыков и умения.

. Составить программу коррекционной работы с каждым ребенком.

. Проводить коррекционную и развивающую работу, учитывая динамику состояния каждого ребенка.

Коррекция неправильного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Американский психотерапевт Рудольф Дрейкурс (13), который внес большой вклад в практику воспитания детей, педагогическое образование родителей, в развитие семейного консультирования не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире, считал, что все причины неправильного поведения детей можно свести к 4-м целям:

требование внимания или комфорта;

желание показать свою власть или самоутвердиться;

месть или возмездие;

демонстрация своей подлинной или воображаемой несостоятельности или неполноценности.

Как полагает доктор Дрейкус, эти цели неправильного поведения представляют собой ошибочные подходы, посредством которых дети, независимо от их личностных особенностей, уровня образования стараются найти и обеспечить себе чувство сопричастности, безопасности или признания внутри семьи или внутри группы.

Такие ошибочные подходы характерны для детей в возрасте до 10 лет и направлены они в основном на взрослых. В подростковом и более старшем возрасте появляются дополнительные ошибочные цели.

Задача взрослых (родителей, воспитателей) заключается в том, чтобы понять, какие дефектные цели сочетаются с определенным видом неправильного поведения и попытаться найти пути его коррекции. Анализ имеющейся по этому поводу литературы и анализ работы в приюте показал, что наиболее эффективным способом модификации поведения детей является оказание искренней поддержки детям. Необходимо изменить стереотип поведения родителей, воспитателей, учителей, когда взрослый обращает внимание на ребенка только в том случае, если тот неприемлемо себя ведет или совершает плохой поступок. Модифицируя шаблонное поведение по отношению к ребенку, воспитатель с большей вероятностью достигает успеха.

Прежде всего, необходимо резко ограничить отрицательные эмоционально-словесные воздействия при общении с детьми, хотя поведение приютских детей таково, что это очень трудно сделать.

По результатам экспериментальной работы, проведенной Т.И. Комиссаренко [25] в детских домах можно сделать следующий вывод: после отрицательных воздействий взрослого (наказаний или резких окриков, замечаний за плохую дисциплину) наблюдаются 3 наиболее ярко выраженные тенденции в поведении детей:

. Снижение социальной активности (у 2/3 детей), дети старались избегать общения с этим взрослым.

. Дети продолжали оставаться активными в установлении контактов со взрослыми, но эта активность в основном проявлялась в виде мести, заискивания, ябедничества друг на друга и др.

. У небольшой части детей отчуждение взрослого вызывало состояние фрустрированной агрессии, которая была направлена или на самого воспитателя (дети кривлялись, передразнивали или кричали на него) или же на нейтральные предметы - игрушки, мебель и т. д.

Все эти типы поведения детей в ответ на отрицательно-эмоциональное воздействие педагога-воспитателя наблюдаются и в данном приюте.

Необходимым условием социально-педагогической реабилитации и коррекции нежелательного поведения детей является не запреты, замечания и наказания, а выражение одобрения правильному поведению ребенка, закрепление этого действия, при этом не следует нахваливать самого ребенка, а давать положительную оценку его действия.

Венгерские педагоги [25] рекомендуют: при общении с детьми дошкольного возраста демонстрировать демократический стиль общения, воспитывать их не путем принуждения, запрещающих распоряжений и приказов, а оказывать вербальную или действенную помощь, а также непрямым способом выражать одобрение правильному действию или последующей деятельности, то есть давать детям возможность выбора добровольного присоединения.

Следующим необходимым условием педагогической реабилитации несовершеннолетних является проявление симпатии и участия по отношению к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрываться, "выплеснуть" наружу свои проблемы, причины ошибочных подходов к достижению целей.

Продемонстрировать свою поддержку и тепло воспитатель может как вербально, так и используя средства невербальной коммуникации - взгляд, улыбку, физический контакт, если ребенок не возражает против этого.

Коррекционные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего проводить во время игр (игровая терапия), при этом можно использовать специально разработанные приемы и методы игровой терапии, содержание которых соответствует коррекционным задачам. Так, в приюте для несовершеннолетних используются, предлагаемые отечественными педагогами и дефектологами И.В.Дубровиной, Л.Б.Филоновым, А.А.Катаевым, А.Б.Залкиндом [25] сюжетно-ролевые игры, специальные игры - драматизации, в ходе которых реализуются приемы снятия страхов, барьеров в общении, тренировка воли, достигается эмоциональная децентрация.

Необходимым условием для модификации поведения детей с помощью игровой терапии является оборудование, в том числе и современные игрушки, дающие возможность воспроизводить ролевые функции и взаимоотношения в семье (наборы "семья", кукольный дом с набором различных комнат, в том числе ванной комнаты) куклы на руках, настольные и напольные игры.

Педагоги-воспитатели приюта столкнулись с ситуацией, когда маленьких детей надо было учить играть, поскольку часть из них не имели дома игрушек или они долгое время находились в стационаре по "медико-социальным" показателям.

Наблюдения за ними в первые дни пребывания в приюте показали, что игрушки привлекали их внимание лишь на короткое время, гораздо чаще они играли в предметы обстановки, бегали по столам, некоторые дети не знали, как выглядят те или иные зверюшки, растения.

Очень хороший эффект в сближении детского коллектива приюта и установлении доверительных, дружеских отношений с персоналом оказывает совместная подготовка к праздникам. Разучивание песен, стихов, обсуждение различных идей о проведении праздника, сближает как самих воспитанников приюта, так помогает и в установлении взаимопонимания между детьми и педагогами-воспитателями и. Эти мероприятия дают возможность расширить кругозор, приобщить к прекрасному для эстетического и нравственного воспитания детей. Учитывая, что многие дети находятся в приюте более полугода, столь длительное пребывание в однообразной среде негативно сказывается на их развитии, особенно у маленьких детей. Насущной задачей реабилитационной работы становится максимальное разнообразие их жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...