Организация жизнедеятельности приюта
Одной из основных задач коррекционной работы в приюте является устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекции нарушений поведения и здоровья, т. е. обеспечение условий для нормализации, взаимоотношений в родной или замещающей семье, для успешной учебы после выхода из приюта. Для решения поставленных задач необходимо, чтобы условия жизни детей в приюте были приближены к семейным. Оптимальным является создание групп из 5-7 детей, для каждой группы определенный набор помещений: спальня, столовая, комната для занятий и игр, туалетная комната и т. д. Это было бы целесообразно и с той точки зрения, что в приюты часто поступают сразу несколько детей из одной и той же семьи. Однако, чаще всего, приюты располагаются в зданиях, которые приходиться приспосабливать для длительного проживания и реабилитационной работы, поэтому формирование групп детей приходится делать по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационной работы, проводимой с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала приюта при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков и знаний, которые они недополучили от родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое воспитание, организация которого требует специальных помещений. Наиболее существенным недостатком стандартных зданий детских учреждений является отсутствие небольших помещений для индивидуальной психотерапии или коррекционных занятий с небольшой группой детей, такие комнаты (10-15кв.м) могут быт устроены путем отгораживания части спальни или игровой.
При организации разновозрастных групп детей следует учитывать тот факт, что приютские дети не знали в своих семьях любви и заботы старших. Основными средствами воспитания их родителей были окрики, ругань, физические наказания. Естественно, что в общении с младшими по возрасту дети воспроизводили имеющийся у них опыт семейной жизни. По наблюдениям, крепкая привязанность между приютскими детьми из одной семьи возникает сравнительно редко, что и не удивительно, хотя старшие по возрасту дети проявляют покровительство по отношению к младшим или больным. Чаще всего, маленькие дети для старших оказывались своего рода живыми игрушками, которые носят на руках, наряжают, но на которых можно накричать или отшлепать, как только они становятся неудобными. Наиболее неблагоприятное влияние на развитие маленьких детей оказывает эмоциональная депривация в семьях, откуда они попадают в приют. В связи с этим в учреждениях подобного рода должны быть созданы условия для персонифицированных доверительных отношений между ребенком и взрослыми. В первые месяцы работы приюта персонал испытывал большие трудности при установлении доверительных отношений с детьми, порой встречая негативные реакции в ответ на попытку сблизиться с ними. Был опробован такой подход: за каждым сотрудником независимо от занимаемой должности, закрепляли 2-3 ребенка с учетом взаимного расположения. Этот сотрудник становится замещающим родителем - "матерью" или "отцом". Во время работы он уделяет особое внимание своим "детям", опекает их, интересуется успехами в школе, проводит индивидуальные занятия, разрешает конфликты между ребенком и другими детьми или между ребенком и персоналом. При возможности сотрудник брал одного из "своих" детей на выходные дни домой. Такой прием создавал оптимальные условия для обучения детей действовать по образцу, полнее удовлетворял важнейшую для дошкольников и младших школьников потребность в персонифицированной любви, а для старших детей - в общении. Единственным недостатком системы "замещающих родителей" является неизбежный разрыв сложившихся теплых отношений при уходе ребенка из приюта, который болезненно переживался как ребенком, так и взрослыми. Поэтому необходимо заранее готовить и детей, и замещающих родителей к уходу ребенка из приюта.
Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для приютских детей характерны быстрая истощаемость, повышенная отвлекаемость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушения сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режима дня для детей в приюте: проведение занятий индивидуально или в малых группах; непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с отдыхом; разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течении дня; перенос большей части активности на первую половину дня (возбуждающих игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т. д.). Режим дня школьников и подростков в значительной степени индивидуализирован, в нем предусмотрено время для уборки спален, для приготовления уроков, получения профессиональных навыков. Дисциплинирующим моментом явился также правила поведения воспитанника в приюте. ПРАВИЛА поведения воспитанника в приюте для детей и подростков Дети и подростки, поступающие, в приют получают бесплатное жилье, питание и одежду. При необходимости им оказывается медицинская, психологическая и педагогическая помощь, эмоциональная поддержка и содействие при устройстве дальнейшей судьбы. Во время пребывания в приюте каждый воспитанник имеет следующие обязанности: . Сообщить данные о своей личности, родителях или лицах их замещающих, о месте постоянного жительства и занятости.
. Пройти первичную санитарную обработку и первичный медицинский осмотр. . Соблюдать правила внутреннего распорядка приюта. . Обслуживать себя и помогать младшим детям. . Убирать за собой кровать и поддерживать чистоту и порядок в спальне и других помещениях. . Детям старше 10 лет принимать участие в уборке помещений приюта, в том числе туалетных комнат. . Относиться с уважением к другим детям и не предпринимать действий, ущемляющих их достоинство. . Выполнять отдельные поручения персонала в интересах приюта. Запрещается: . Курить в здании приюта. . Приносить в приют и распивать спиртные напитки. . Употреблять нецензурные слова и выражения. . Обращаться на "ты", грубить и оскорблять персонал. . Уходить без разрешения из приюта, не поставив в известность персонал. . Заходить без разрешения в служебные помещения (кабинеты директора, врача, медсестры, на кухню). В случае несоблюдения воспитанником этих правил он может быть отчислен из приюта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|