Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация обучения и воспитания детей в приюте для несовершеннолетних




ребенок дезадаптированный подросток реабилитация

В течение всего периода пребывания в приюте дети соответствующего возраста должны продолжать получать образование, несмотря на то, что многие из них имеют хроническую неуспеваемость.

Некоторые из детей 8-10-летнего возраста и старше вообще не начинали учиться. Часть детей, посещавших школу до поступления в приют, устраивают общеобразовательную школу или спецшколу, если у детей есть задержки или отклонения в развитии.

Для детей, которые вообще не ходили в школу лучший вариант - это организовать школу в самом приюте.

В приюте с 1998 года функционирует класс от школы №28, в котором обучаются дети по упрощенной программе начального обучения 1 -3 классов

В любом случае, педагогическая реабилитация детей включает образовательную программу. Для формирования у детей положительной мотивации к обучению необходим индивидуальный подход, который заключается в следующем:

.При оценке поведения и результатов деятельности каждого ребенка следует учитывать динамику его личного роста и развития и сравнивать его сегодняшние успехи и неуспехи с тем, что он делал вчера, не акцентируя внимание на общих требованиях, предъявляемых к детям данной возрастной группы.

. Следует оценивать не самого ребенка, а результаты его деятельности, избегая резких слов и оценок. Реакция на ошибки ребенка должны предполагать не осуждение и порицание, а разъяснение, оказание поддержки и помощи.

. Необходимо фиксировать и поощрять малейшие успехи и достижения ребенка, любые положительные проявления в его поведении и учебной деятельности.

. Занимаясь с ребенком, необходимо учитывать его интересы, склонности и возможности.

Предлагаемые ребенку задания должны быть посыльными для него. Иногда полезно предложить облегченные задания, с которыми он легко справится, чтобы повысить самооценку ребенку, улучшить его настроение и подготовить к выполнению более сложных заданий.

С детьми, которые еще не ходили в школу, следует проводить специальные занятия по их подготовке к школе. В приют поступают и более старшие дети, которые не посещали школу, их также следует готовить к школьному обучению Ребенок, поступающий в школу, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Неготовность ребенка к школе впоследствии проявляется в виде неуспеваемости, девиаций, в поведении, в школьных неврозах, повышенной тревожности. Условия школьной жизни требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий, умения организовывать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предлагаемый образец (выделять его из материала), предполагает определенный уровень развития мышления и речи, а также наличия желания идти в школу.

Для того, чтобы учитель мог начать работу и общение с ребенком, последний не должен бояться этого общения и излишне тревожиться. Поэтому следует учить детей общению со взрослыми и детьми, правилам поведения в школе, способности обратиться ко взрослому за помощью, не бояться и не стесняться задавать вопросы. Нужно развивать у детей способность к целенаправленной психической деятельности, при которой достижение цели требует от ребенка определенных усилий воли, концентрации внимания, эмоционального напряжения. Готовность к обучению в школе предполагает, что ребенок должен уметь делать простые обобщения, то есть находить сходство в предметах и объяснять его, объединять предметы по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира.

Важно также, чтобы подросток владел речью, правильно произносил слова и строил фразы, проявлял интерес к познанию. Для письма необходимо развитие тонкой моторики и координации движений. Ребенку также необходим определенный запас знаний и общий кругозор, ориентация в окружающем мире.

С поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры, носит обязательный целенаправленный и систематизированный характер. При организации учебной деятельности детей, при выполнении детьми домашних заданий важно обращать внимание не столько на то, осознается ли школьником его действие, поскольку целью обучения является не только приобретение конкретных знаний, навыков, но и умений самостоятельно приобретать знания, подчинять свое поведение поставленной цели. При этом надо учитывать два момента: во-первых, большинство детей, начинающих обучение в школе, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития, во-вторых, многие приютские дети значительно отстают в психическом развитии, для них еще более характерен уровень наглядного мышления. Поэтому желательно, чтобы работа с детьми подросткового возраста носила игровой характер, с опорой на наглядный материал и занимательность содержания. Это будет способствовать поддержанию постоянного интереса учеников к занятиям.

В работе с детьми педагогам важно учитывать и тот факт, что самооценка школьника во многом зависит от оценок учителя, воспитателя. Она конкретна и ситуативна. Педагогам не следует давать низкие оценки способностям ребенка, оценивать можно только конкретную работу, проведенную ребенком. Важно эмоционально поддержать ребенка, подбадривать, подчеркивать малейшие его достижения, вселять в него веру в свои силы.

После поступления в приют ребенок вынужден менять свою школу, приходить в совершенно новый для него класс, и эта новая ситуация вызывает у него чувство тревоги и страха и является дополнительным стрессом. Поэтому работникам приюта необходимо помочь ребенку адаптироваться к новой для него ситуации, к новому классу, требованиям учителей, помочь приобрести новых друзей и почувствовать себя в эмоциональной безопасности.

Для развития произвольного поведения при работе с подростками активно используются сюжетно-ролевые и развивающие игры, а также арттерапия, игротерапия и музыкальная терапия, лепка, вышивание, конструирование, инсценирование сказок, рассказов, выдуманных самими детьми, историй, спортивные занятия. Необходимо развивать у детей навыки общения с детьми и взрослыми, обучать их нормам поведения в коллективе этикету, приобщать к посильному труду в приюте и на приусадебном участке.

Подростковый период - остро протекающий переход от детства к взрослости, и содержит в себе противоречивые тенденции. Ребенок стремится быть самостоятельным, он болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его. У подростка более содержательными и разнообразными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Отличительный переход от оценок взрослых по отношению к себе и другим, к действительной самооценке опирающейся на внутренние критерии оценки. В меньшей степени подросток ориентируется на мнение взрослых и в большей степени - на оценки сверстников и друзей и свои собственные оценки. Общение со сверстниками приобретает для него первостепенное значение. Он хочет быть "как все", вести себя "как другие". В нем пробуждается чувство взрослости, он уже не хочет, чтобы его считали ребенком и, особенно, чтобы к нему относились как к ребенку.

Он уже претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Поэтому взаимоотношения подростков и работников приюта должны строиться на уважительном отношении друг к другу, на признании прав подростка на определенную самостоятельность, свободу выбора в принятии решений и в последующей ответственности за принятое решение.

Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания у подростка. Один из них - развитие своей личности по образцу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах подростка обладает самостоятельностью. Учитывая тот факт, что приютские дети часто имели перед собой дурные примеры, важно помочь подростку найти среди взрослых - родственников, знакомых, реальных или вымышленных героев достойный образец для подражания.

Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверстников, где он может "на равных" обсудить любые взрослые проблемы и не беспокоиться, что его одернут, пристыдят, как маленького.

Большую помощь оказывает индивидуальная работа с подростком, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем. Искреннее уважение взрослого к мнению и суждению подростка, приобретшего за свою недолгую жизнь горький опыт, разговор "на равных" способствовал тому, что дети с нетерпением ждали этого общения, просили: "Поговорите со мной!".

Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляет подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее недооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и игнорирование советов и требований взрослых. Очень важно поэтому, найти у подростка лучшие его способности и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя, в свои возможности.

Подростков надо приобщать к труду, помочь им разобраться в своих профессиональных интересах и намерениях, готовить их к будущей профессии и труду.

Одной из психологических причин трудностей, возникающих у подростков в процессе обучения, является недостаточное владение навыками мыслительной деятельности, отсутствие знаний о смысле и значений некоторых важных понятий недостаточный объем словарного запаса. В связи с этим работа с подростками должна быть направлена на развитие основных мыслительных действий и умений детей работать со словом, то есть на развитие вербальных способностей.

Вместе с тем важно с первых дней пребывания подростков в приюте дать им понять, что, являясь членами коллектива, они имеют определенные обязанности перед другими его членами, и в первую очередь, они должны выполнять определенные требования дисциплины.

 


Заключение

 

В дипломном исследовании, мы постарались показать содержание социально-педагогической работы, которая проводится в приюте для реабилитации подростков. Здесь имеется в виду комплексная работа всех специалистов (юриста, психолога, социального работника, педагога, воспитателей и руководителей кружков). Стараниями этих людей дети, поступающие в приют, получают тепло, заботу и уют, которого они были лишены вне стен приюта.

Дети кроме этого получают знания, как адаптироваться в новых условиях, как сопротивляться тем социально-негативным воздействиям, которые могут быть после их выхода из приюта.

Ребенок становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми. В том чтобы возникла связь ребенка со всем миром, решающую роль играет взрослый. Чем раньше дети будут изъяты из неблагополучных условий, тем эффективнее пройдёт процесс социально-педагогической реабилитации детей в приюте.

Вместе с тем, в исследовании мы постарались показать, в каком виде и как оказывается помощь в приюте и насколько она эффективна. Для увеличения эффективности проводимой в приюте социально-педагогической и психологической реабилитации мы рекомендуем следующее:

. Уменьшение числа детей в группе, увеличение количества взрослых педагогов-воспитателей в доме ребенка, детском доме, интернате, приюте воспитывающих детей. Это позволит уделять больше внимания каждому ребенку и обеспечить адекватное возрасту содержание общения с ним взрослого.

. Обеспечение стабильности связи ребенка со сравнительно узким кругом взрослых, приостановка процесса текучести в детском учреждении и перевода детей из одного учреждения в другое, из одной группы в другую.

3. Повышение педагогического уровня подготовки работающих с детьми педагогов, воспитателей в приюте, интернате и т. д.

4. Необходимо уделять особое внимание организации общения детей друг с другом. Обучение воспитателей закрытых детских учреждений формированию общения со сверстником у воспитанников на основе специальных методических разработок.

5. Необходимость улучшения обеспечения учебным материалом, спортивным инвентарем, компьютерами, музыкальными инструментами, методической литературой.

 


Список литературы

 

1. Антология социальной работы. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. Сост. Фирсов. - М., 1995.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

.   Бондаренко Л.В. Территориальные учреждения социальной помощи семье и детям. - М., 1993.

.   Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике.- М., 1999.

.   Воспитание и развитие детей в неполной семье.- М., 1980.

.   Дармодехин С.В. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. - М., 1996.

.   Детский дом семейного типа: проблемы, решения. - М., 1992.

.   9Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии.- - М.: Медицина, 1993.

.   Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе (Рабочая книга родителей). - М., 1993.

.   8Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1996.

12. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.

13. Иващенко Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. - М., 1997.

.   Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192с.

.   Кулагина О.В. Модели деформированной социализации безнадзорного несовершеннолетнего // Социальная политика и социология. 2007. №3. - С.68-78.

16. Личко А.Е. Подростковая патопсихология. - Л. 1985.

17. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996.

.   Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480с.

.   Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. Мухиной В.С. - М.: Прометей. 1989.

20. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр "Академия", 2006. - 288с.

21. Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.

22. Практикум по патопсихологии. - М., 1990.

23. Прихожин А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990.

.   Прихожан А.М., Толстых И.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416с.

.   Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М.: Педагогика, 1990.

.   5Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владис, 1996.

.   Рубинштейн С. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.:Эксмо-Пресс,1980.

.   Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 1995.

.   Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 368с.

30. Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: ИТК "Дашков и К", 2006. - 668с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...