Для активных туристских путешествий 1-2 категории сложности
Одна из главных особенностей активных видов туризма - это полная автономность группы во время путешествия, чего практически нет ни в одном другом виде спорта, включая альпинизм с его наблюдателями и радиосвязью. Поэтому безопасность и успех таких путешествий во многом зависят от уровня туристской подготовки участников и обслуживающего персонала. Количество бригад сопровождения (БС), их количественный и качественный состав зависит от вида туризма, категории сложности предстоящего маршрута, района путешествия; количества, уровня физической и технической подготовки клиентов. Получив заказ от фирмы-туроператора, соответствующее туристское агентство должно соотнести свой потенциал с требованиями заказчика. После этого заключается контракт на производство необходимых работ, соответствующая их циклограмма, производится кадровое обеспечение занятий и материально-техническое обеспечение. В целом состав бригады сопровождения группы туристов в активном туристском путешествии охарактеризован нами в главе III настоящей книги. Там же указан перечень должностных обязанностей гида-инструктора, сирдара, носильщиков и кухонных работников. Рассмотрим специальные требования к кандидатам на перечисленные должности в процессе подготовки и формирования бригад сопровождения групп туристов в активных туристских путешествиях. Основные требования к кандидатам в БС таковы: физическое и психическое здоровье, предрасположенность к дальним и длительным путешествиям, способность переносить значительные физические и психологические нагрузки, дисциплинированность. Формально кандидат должен представить справку о медицинском освидетельствовании и полис страховой компании, гарантирующий оплату лечения в случае получения травмы.
Походные условия требуют, чтобы все члены БС выполняли не только свои штатные (гида, повара и т.п.) функции, но и внутрибригадные обязанности, т.е. члены БС могут быть и ответственными за питание, снаряжение, медицинское обеспечение, и специалистами по обогревательным приборам (примусам, газовым горелкам) и горючему и т.п. Эти обязанности распределяются в БС в начале предсезонной подготовки и выполняются членами БС до окончания работы в треках. Оптимальная система подготовки бригад сопровождения туристов в активных путешествиях состоит из следующих разделов: 1) физико-географическая и тактическая подготовка; 2) общая и специальная физическая подготовка; 3) техническая подготовка; 4) медицинская подготовка; 5) специально-должностная подготовка (например, повара, переводчика и т.п.). В содержание теоретической части физико-геграфической и тактической подготовки специалистов бригад сопровождения в горных путешествиях входят типы и характер горного рельефа в районе путешествия; границы лесной зоны и ее отдаленность от перевалов маршрута; характеристика ледников на маршруте и тактика их прохождения; основные признаки лавиноопасности, конкретные потенциально лавиноопасные участки маршрута и возможные варианты их прохождения; характеристика перевалов маршрута и тактика их прохождения; запасные и аварийные варианты маршрута; информация о наличии в районе путешествия троп, мостов, возможных переправ через водные преграды и т.п. К содержанию физико-географической и тактической подготовки бригад сопровождения для водных путешествий относятся характеристика водной системы района путешествия; подробная информация об имеющихся на маршруте естественных препятствиях (порогах, перекатах, завалах, поперечных течениях, сливах и т.д.); знание путей необходимых обносов и тактика их прохождения; знание путей подхода к водной части маршрута и выхода из района путешествия; владение подробной информацией об устройстве, технике использования и ремонта плавсредств для конкретного маршрута.
Система общей и специальной подготовки достаточно подробно представлена нами в тексте главы V. Для организации технической подготовки членов БС вполне могут быть использованы стандартные программы по видам туризма. Так, для БС трекинговых горных туров по Казахстану может быть использована часть программы первого этапа обучения и тренировки горных туристов, разработанная мастером спорта Ю.В.Гранильщиковым. Указанной программой предусмотрено формирование умений выполнения следующих технических приемов (нужных для горных походов 1-й категории сложности): I группа умений: укладка рюкзака - 5 минут. Разжигание костра из сырого топлива - 5 минут. Разжигание примуса - 3 минуты. Установка палатки при сильном ветре - 10 минут. II группа умений: применение лыжных палок и ледоруба, переноска их в походе, положение на изготовку при самостраховке, самозадержание на травянистом, конгломератном, снежном, ледовом склонах, осыпях. Движение по травянистым и снежным склонам с постановкой ступеней параллельно, полуелочкой, елочкой, на всю ступню, на наружный или внутренний рант. Утаптывание и выбивание ступеней на снегу и в фирне. Движение по осыпям: крупным, средним, мелким, “живым”. Движение по простым скалам: выбор направления, опробывание опор, зацепы, захваты, распоры, постановка ног, положение туловища. Движение по горному рельефу с тяжелым (до 30 кг) рюкзаком. III группа умений: переправы через реку по камням, бревну, снежному мосту. Расположение перил относительно линий переправы. Недопустимость применения схватывающего узла. Переправы вброд с шестом, шеренгой, по перилам. Страховка при переправах вброд. IV группа умений: работа с веревкой, сматывание и переноска, маркировка. Узлы: прямой, академический, проводника, булинь, грудная обвязка, удавка (скорость завязывания - не более 10 секунд). Приемы страховки: гимнастический способ, веревкой через выступ (дерево), через темляк ледоруба (лыжную палку) на снегу, соблюдение при ходьбе двух точек опоры, при лазании - трех.
V группа умений: первая помощь при заболеваниях и травмах. VI группа умений: ориентирование по схеме, описанию, компасу. Ориентирование в тумане и темноте по линейным ориентирам, по эхо (79, 112). При всей своей схожести программы подготовки бригад сопровождения туристов в активных путешествиях отличаются от других программ туристской подготовки (например, туристов-разрядников или инструкторов туризма). Это отличие состоит, прежде всего, в том, что бригады сопровождения проходят подготовку к конкретному, хорошо известному маршруту, который будет нужно успешно пройти. Бригада сопровождения при этом обеспечивает безопасность и комфорт группе туристов, и каждый член бригады заранее знает свою роль. Поэтому, обучая туристов, например, умениям переправляться через водные преграды, следует выбрать место, максимально похожее на конкретную реку на определенном маршруте. Целесообразно, по возможности, выбрать полигон, имеющий естественные (или специально созданные искусственные) препятствия, наиболее характерные для предполагаемого маршрута. Кроме того, такой полигон должен иметь места для постановок палаток и приготовления пищи, возможность использования топлива для костров без нанесения ущерба природе, места для сбора и утилизации бытовых отходов и туалетов, источники питьевой воды и т.п. При этом рельеф местности должен позволять проверить качество выполнения своих должностных обязанностей бригадой сопровождения (носильщиками, поварами и т.д.). В районе полигона целесообразно проложить трассу с характерным рельефом и протяженностью 8-10 км для отработки и последующего контроля физической подготовки всех членов бригады сопровождения. Практика использования активных видов туризма турфирмами Казахстана за последние 5 лет показывает, что самым сложным элементом путешествий 1-й категории сложности с клиентами является организация переправ через водные преграды. Соответственно, формирование этого умения должно быть главным элементом технической и тактической подготовки бригад сопровождения.
В зависимости от характера водных преград планируемого маршрута могут отрабатываться следующие виды переправ: 1) переправа вброд (в одиночку с индивидуальной страховкой; в одиночку с групповой, веревочной страховкой; группой с веревочной страховкой); 2) переправа по камням, бревнам, мостам (в одиночку и группой с индивидуальной или групповой страховкой); 3) навесная переправа. В путешествиях 1-2 категории сложности почти не встречаются ситуации, когда необходима навесная переправа через водную преграду. Поэтому прежде всего отрабатываются переправы по камням, бревнам, искусственным мостам, а также переправы вброд. Во время тренировок переправ по камням важно не допустить использования скользких, неустойчивых, без достаточной площади опоры камней. При переправе по бревну следует сформировать умение туристов укладывать его с помощью веревочных растяжек, надежно закреплять концы бревна на обоих берегах камнями, кольями и т.п. Для успешных переправ вброд требуется сформировать у туристов следующие умения: правильно выбирать положение и умело использовать в качестве индивидуального страхующего средства лыжную палку, ледоруб, альпеншток или шест; правильно располагать тело относительно течения; соответственно использовать веревочную страховку при одиночной и групповой переправе; правильно организовывать веревочные перила и страховку туристов при их использовании. В группе необходим медицинский работник (или турист, выполняющий его обязанности). Ему вменяется комплектование медицинской аптечки с набором медикаментов для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях, возможных на маршруте. В походе медик должен не только оказывать первую помощь, но и предупреждать заболевания - следить, чтобы не было ожогов, солнечных и тепловых ударов. Важным умением туристов по оказанию доврачебной помощи является транспортировка пострадавшего. Само это умение - относительно безопасно перемещать пострадавшего в пространстве - имеет два основных элемента: изготовление транспортировочных средств и самой транспортировки. В подавляющем большинстве случаев, когда спасательные работы производятся силами туристской группы, транспортировочное средство приходится изготавливать из подручных материалов. В горах, например, такими подручными материалами могут быть ледорубы, лыжные палки, основные и вспомогательные веревки, репшнуры, страховочные пояса, полиэтиленовые пленки, а для утепления таких “носилок” используются различные предметы одежды.
Для тренировок по транспортировке выбирается самый тяжелый по весу турист. В этом случае туристы продемонстрируют уровень не только медицинской, но и физической подготовки, сами условия тренировки будут приближены к реальным условиям спасательных работ. Из этих же соображений для тренировок следует выбрать рельеф, схожий с самым сложным участком предстоящего маршрута. Отрабатывая сам процесс транспортировки, важно напоминать туристам о необходимости постоянного наблюдения за “пострадавшим” - за положением его повязок, температурой тела, реакцией на окружающую обстановку, а также необходимо предохранение “пострадавшего” от возможного переохлаждения. Весьма важным (и это отмечено нами в приложении №17) медицинским умением туристов является умение поставить максимально точный первичный диагноз травмы или заболевания пострадавшего. Как уже отмечалось выше, большинство туристских травм относится к опорно-двигательному аппарату. Поэтому туристов следует учить диагностировать прежде всего именно такие травмы. Так, например, при травмах голеностопа и голени нередко имеют место, но трудно определяются повреждения ахиллового сухожилия. Между тем, есть достаточно простой и надежный способ такой диагностики: пострадавшего кладут на живот и сжимают икроножную мышцу. Если сухожилие цело, и имеет место только ушиб, то линия сухожилия четко просматривается от икры до пятки. Если же образовался разрыв, то в этом месте линия сухожилия прерывается и виден провал. Сами занятия по оказанию доврачебной помощи целесообразно строить не на бездоказательном пересказывании шаблонных рекомендаций, а на всестороннем и практическом анализе конкретной и распространенной туристско-медицинской проблемы. Так, в туристской литературе по обеспечению безопасности походов показана нецелесообразность повторения рекомендации высасывать яд из раны при укусе змеи, т.к. это следует делать лишь в случае абсолютно здоровой полости рта. Однако у множества туристов распространен кариес зубов, и в этом случае высасывание яда ртом может оказаться опасным для тех, кто оказывает эту помощь. Обучение бывает более эффективным, если ставится конкретный проблемный вопрос, затем дается правильный ответ, и знание закрепляется в ходе практических занятий. Например, формулируется туристско-медицинская проблема: “Турист сильно ударился грудью. Как определить, что это - сильный ушиб или перелом ребра?”. Правильный ответ: следует резко нажать на грудную клетку сзади и сбоку. Резкая боль в грудной клетке в момент нажатия свидетельствует о возможном переломе или трещине ребра (216, 38). В идеальном варианте все члены бригады сопровождения должны пройти предсезонную подготовку по указанной выше программе. Однако на практике часть бригады (от10 до 25% состава) формируется из лиц, имеющих достаточный туристский опыт, но не известных организаторам туристской структуры. В этом случае проводится блиц-контроль по основным разделам программы подготовки бригад сопровождения. Так, проверка физической подготовки проводится по нормативам, указанным в приложении №7. Проверяя тактико-техническую подготовку претендентов, необходимо убедиться в том, что в характерных для предстоящего маршрута ситуациях различные тактические и технические приемы будут использованы адекватно. Способов определить физическую подготовленность туриста в стационарных условиях существует множество. Прежде всего, сюда относятся тесты с заведомым числом приседаний, трех-пятиминутный бег, дозированная нагрузка на велоэргометре, стоп-тест (подъемы на ступеньку в определенном ритме). Опыт работы врачебно-физкультурных диспансеров показывает, что правильное заключение о физической подготовке спортсмена можно получить на основании простейших функциональных тестов, доступных для понимания каждому туристу. По мнению доктора медицинских наук, мастера спорта Ю.Шалькова качество предпоходной подготовки можно проверить “не выходя из дома” подсчетом пульса после 10-12 минутных быстрых подъемов и спусков по лестнице на 9-12 этаж. Вполне доступен “стоп-тест” - подъемы на табурет попеременно правой и левой ногой в количестве 150 раз за 5-6 минут. В том и другом случаях сердечная деятельность должна восстанавливаться спустя 7-12 минут (378, 33). Наиболее же оптимальный способ оценки качества предпоходной подготовки представляет собой двух-трехдневный поход с полной выкладкой за несколько дней или недель до выхода на маршрут. Сам процесс предсезонной подготовки членов БС должен включать информацию о предлагаемом маршруте (маршрутах) путешествия. Особое внимание должно уделяться информации о запасных и аварийных вариантах маршрута. Некоторые туристы не придают значения разнице между аварийными и запасными вариантами и составляют только один из них. Между тем разница существует. Запасный вариант позволяет сохранить заявленную категорию сложности, изменив маршрут вследствие неблагоприятных метео- и иных условий. Аварийный вариант обеспечивает безопасный и кратчайший по времени выход к метеостанции, поселку и т.п. из любой точки заявленного маршрута в случае аварии. Запасные варианты должны быть нанесены на карту, информация об аварийных вариантах записывается в маршрутные документы. Идеальным завершающим этапом подготовки является совершение всем составом БС спортивного похода 1-2 категории сложности. Таким образом, одновременно решаются вопросы “схоженности”, спортивной квалификации, акклиматизации членов БС, а также вопросы качества материально-технического обеспечения предстоящего трекинга. Такой поход целесообразно завершить за 6-8 дней до выхода на маршрут с клиентами, чтобы дать необходимый отдых членам БС, завершить материально-техническое обеспечение предстоящего путешествия. Общие требования к обеспечению снаряжением, продуктами питания и медикаментами участников активных туристских путешествий изложены соответственно в главах IV, VI, VIII настоящей книги. Однако следует еще рассмотреть некоторые специальные требования по обеспечению, характерные именно для членов бригад сопровождения. Так, набор снаряжения определяется сложностью маршрута, местоположением района и сезоном путешествия. Активные туры требуют от снаряжения минимального веса, прочности, качеств, обеспечивающих безопасность и относительный комфорт во время движения и ночлега. Перечень личного снаряжения в походах 1-2 категории сложности по большинству активных видов туризма указан нами в приложении №9. Однако членам бригад сопровождения, в особенности носильщикам, следует делать все возможное, чтобы вес личного снаряжения не превышал 10 кг. Возможные пути сокращения веса личного снаряжения в походах 1-2 категории сложности указаны нами в главе VI. Кроме того, не следует в летнее время иметь чрезмерное количество одежды, часть страховочных поясов (если маршрут не имеет закрытых ледников) можно заменить на репшнуры, необходимо брать минимум личной посуды. Однако практика трекингов показывает, что основная экономия веса рюкзаков членов бригад сопровождения может быть осуществлена через рациональный подбор продуктов питания. Как правило, трекинговые маршруты построены таким образом, чтобы непрерывное движение по ним туристских групп продолжалось 5-6 суток. После этого планируется прибытие туристов к месту заброски или в промежуточный стационарный пункт, где возможно получение продуктов питания и горючего для дальнейшего пути. Если рассчитать суточный расход сухих продуктов на 1 человека в размере максимум 500гр., то для автономного движения на очередном участке пути требуется 2,5-3кг продуктов для каждого члена трекинговой бригады. Из группового снаряжения на каждого человека приходится 2-3кг. Таким образом, общий груз, переносимый каждым носильщиком на автономном участке пути, составит 30-36кг (15-20кг - контрактный груз; 2,5-3кг - собственные продукты питания; 2-3кг - групповое снаряжение; 10кг - личное снаряжение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|