Лыжных и велосипедных путешествий 1-2 категории сложности
В современном экономическом туризме Казахстана редко практикуются чисто пешие походы и почти совсем не практикуются походы лыжные и велосипедные. Однако менеджерам туристских фирм необходимо иметь понятие об этих видах туризма, особенностях их организации и проведения, как минимум, по двум соображениям. Во-первых, туристско-рекреационных ресурсов для культивирования пешеходного, лыжного и велосипедного туризма в республике достаточно, и перспективы их развития для работы с иностранными клиентами очевидны. Во-вторых, все эти три вида туризма использовались прежде и могут использоваться в настоящем для оздоровления наших граждан. И, кроме того, пешеходный и лыжный туризм - это виды, через которые можно осуществлять тренировочный процесс бригад сопровождения в межсезонье. Под пешеходным туризмом подразумевается совокупность всех походов, совершаемых пешком. Лыжный туризм - походы и путешествия по снегу на лыжах, один из наиболее массовых видов туризма. Для лыжного туризма характерны многодневные походы как по равнинной и пересеченной местности, так и по тайге, тундре, архипелагам и льдам, среднегорьям и высокогорным районам в условиях низкой температуры, с тяжёлыми рюкзаками, зачастую по глубокому снегу (390, 66). Велосипедным называется вид самодеятельного туризма как путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, так как нагрузки в нем легко дозируются (390, 25). Пешеходный туризм всегда был самым распространенным видом из всех активных путешествий. И совершать такие походы можно по большей части сухопутья нашей республики. Однако классическими районами пеших путешествий по Казахстану считаются Западный Тянь-Шань, высокогорная часть Алтая, пустынные и полупустынные районы Азии, а также ряд низкогорных районов.
На крайнем юго-западе Павлодарской области в зоне максимальных высот Центрально-Казахстанского мелкосопочника располагается низкогорный Баянаульский массив. Абсолютные высоты здесь изменяются от 500 до 1050м, поэтому для организации горных походов данная местность не пригодна. Для рельефа Баянаульского массива характерно наличие низких гор, чередующихся с обширными межгорными понижениями. Продолжительность безморозного периода здесь - 102 дня. Кроме горно-лесного типа, здесь обособлен степной тип ландшафта. Баянаульский низкогорный массив обладает значительными рекреационными ресурсами, в том числе для организации пешеходных походов низких категорий сложности. Популярны для пешеходного туризма среднегорные и низкогорные хребты Северо-Западного Алтая. Хорошие тропы по долинам рек, удобно расположенные населенные пункты дают возможность организовать интересные пешеходные маршруты 1-2 категории сложности. Оптимальные сроки организации пешеходных походов в этом районе - с 15 мая по 15 октября. Весьма интересен в этот период пешеходный маршрут по южному Алтаю на озеро Маркаколь. Специфическими в пешеходном туризме являются походы по пустыням и полупустыням, которые в конце 80-х годов в Казахстане были очень популярны. На территории Казахстана находятся четыре пустыни, через которые могут быть проложены интересные пешеходные маршруты: Бетпак-Дала, Приаральские Каракумы, Кызылкумы, Мойынкумы. К северному побережью озера Балхаш примыкает пустынная равнина с редкими скалистыми останцами. Это равнина Казахского мелкосопочника, переходящая к западу от озера в глинистую пустыню Бетпак-Дала. Это в основном солончаково-полынная равнина, небольшие песчаные массивы встречаются к востоку от г. Балхаш.
Песчано-пустынный массив Мойынкумы занимает Чу-Таласское междуречье, имея длину с запада на восток до 500 км и ширину 100-180 км. Большинство песчаных гряд Мойынкумов закреплено кустарниками и полукустарниками. Наиболее богата колодцами восточная часть пустыни (375, 178-179). Приаральские Каракумы, Большие и Малые Барсуки занимают северо-восточную равнину, лежащую между озером Челкар-Тенгиз и Аральским морем. Большая часть площади этих пустынь - бугристые пески, заросшие ереком и пустынной осокой. Кызылкумы - второй по величине после Каракумов массив песчаных пустынь Средней Азии, имеет площадь около 300 тысяч км . В пределах Казахстана эта пустыня протянулась в длину более чем на 500км и ширину 200-300км между Аральским морем и долиной реки Сырдарья. Типичная особенность казахстанской части Кызылкумов - это господство перевеянных песков и безводие (375, 180). В июле-августе 1984г. семь казахстанских спортсменов из научно-спортивной экспедиции “Человек и пустыня” под руководством врача Н.Н.Кондратенко прошли путь в 550км через обширные пустыни Кызылкумы и Каракумы. Этот поход помог ученым получить ответы на вопросы о механизме ускоренной адаптации людей к активной физической работе в экстремальных условиях сверхзасушливой зоны, которая все шире используется для развития экономики. По результатам этой экспедиции Н.Н.Кондратенко и Д.Е.Щетинин написали и выпустили в свет книгу “Через Каракумы” (Алма-Ата, Казахстан, 1986). Каково научно-практическое значение пустынных походов? На этот вопрос ответил главный консультант экспедиции “Человек и пустыня” доктор медицинских наук Виталий Георгиевич Волович: “Процессы опустынивания сегодня угрожают многим регионам. Не сдержи их - пески разгуляются на территории 45 млн. км , то есть почти на трети суши Земли”. Нефть, газ, уголь, медь и другие полезные ископаемые находятся в пустынных территориях Средней Азии и Казахстана. Производство шёлка здесь обходится в 20 раз дешевле, чем, скажем, на Урале. Но чтобы получить все эти богатства, нужны люди, которые могли бы работать при сорокоградусной жаре и иссушающем ветре пустыни. Первые попытки медиков выяснить механизмы солнечного и теплового ударов относятся к началу 18 века. Английские врачи, проводившие вскрытие погибших от теплового удара в Индии, отмечали, что смерть происходила в результате асфиксии, механизм её был таким же, как у повешенных или погибших от удара молнией.
Современная медицина считает, что к тепловому удару приводит нарушение теплорегуляции, отягощенное мышечной работой. Только спасительный пот может избавить человека от перегрева. При испарении 1г. воды из организма уходит около 600ккал тепла. В жару человек может отдавать в сутки до 12л влаги. Одновременно увеличивается и потеря соли, нарушается водно-солевой и белковый обмен, усиливается распад белковой ткани. Не решены вопросы: как распланировать оптимальный водный и пищевой рацион, ускорить процесс адаптации, какой режим работы лучше соблюдать. Экспедицией “Человек и пустыня”, организованной АН и ЦК Комсомола Казахстана, впервые была смоделирована такая ситуация - во время пика летнего зноя люди шли по пустыне с тяжелыми рюкзаками. До этого исследования проводились, в основном, в горячих цехах, барокамерах, но таких длительных походов в пески не было (157, 13-15). Для пустынных походов участники каждый раз использовали свой трудовой отпуск. Поэтому, несмотря на огромную научную программу, эти походы являются самыми туристскими. Оптимальным по срокам проведения пешеходных походов по Западному Тянь-Шаню является период с 1 мая по 31 октября; по Алтаю - с 15 мая по 15 сентября; по пустынным и полупустынным районам Казахстана - с 1 октября по 31 мая (261, 144). В качестве эталонного пешеходного путешествия 2-й категории по Алтаю может служить следующий маршрут: поселок Тюнгур - озеро Кучурлинское - перевал Немыцкого З. (1а) - река Верхний Кураган - река Катунь - перевал Верхнее Седло (н/к) - река Белая Берель - поселок Рахмановские Ключи (261, 20). Возможна организация лыжных походов 1-2 категории сложности и через перевалы Северного Тянь-Шаня. Фактически маршруты этих походов с точки зрения безопасности лучше всего организовать через те же перевалы, что и горные маршруты 1-2 к.с. Прежде всего, это перевалы, расположенные в хребте Заилийского Алатау: Озерный (н/к), Алматы (н/к), Бутаковский (н/к), Туристов (1а), Алматы-Алагир (н/к), Джусалы-Кезень (н/к) и т.п.
Оптимальными сроками проведения лыжных походов по казахстанской части является период с 1 ноября по 10 марта. Наиболее благоприятной климатической зоной для совершения велопоходов является юг Казахстана. Весна здесь наступает в конце февраля, а осень - в ноябре. Сухой континентальный климат переносится велотуристами по всей территории. Большинство дорог в Казахстане - грунтовые с достаточно плотным покрытием, вполне пригодным для езды на велосипедах. Только на юге и юго-западе республики имеются песчаные участки, движение по которым весьма затруднено (236, 12-13). Территория Казахстана богата различными историческими памятниками. Но архитектурно-археологических памятников особенно много на юге Джамбулской и Чимкентской областей, где казахстанские туристы проложили популярные веломаршруты. Начальный пункт одного из маршрутов - г. Джамбул. Здесь можно познакомиться с раскопками древнего г.Тараза (6-8 вв), мавзолеем Аулие-Ата Карахана, краеведческим музеем. От Джамбула следует двигаться 18км на запад в село Головачевку, рядом с которым в роще на холме находятся мавзолеи Бабаджи-Хатум и Айша-биби. Мавзолей Бабаджи-Хатум относится к 10 веку, а Айша-биби - предположительно к 7 веку. Причем историческая ценность последнего такова, что он взят на учет ЮНЕСКО и заключен в стеклянный футляр. Дальнейший путь проходит по берегу озера Бийликоль, г. Каратау, село Байкадам, г. Кентау к г. Туркестану, где можно осмотреть красивую мечеть хаджи Ахмета. Следующий интересный этап путешествия - это древний г. Отрар, первое упоминание о котором известно уже в 9 веке. Здесь жил известный философ 10 в. Аль-Фараби. Завершить поход можно в г. Чимкенте (236, 76-77). Описанный выше маршрут может быть пройден целиком или по частям в зависимости от познавательных интересов, физической и технической подготовки туристов. С именем великого просветителя и поэта казахского народа Абая Кунанбаева связан велосипедный маршрут 2-й категории сложности по территории Семипалатинской и Карагандинской областей протяженностью около 600км. Путешествие начинается от Семипалатинска, где рекомендуется посетить областной музей и ознакомиться с историей города, а также посетить литературно-мемориальный музей Абая на улице Достоевского. С берегов Иртыша маршрут уходит через села Жаламанка и Балтатарак в село Каскабулак на родину писателя Мухтара Ауэзова, творца бессмертной эпопеи “Абай”. От Каскабулака путь лежит к зимовке Ералы (22км), где в 5 км южнее расположен мавзолей Енлик и Кебека. Высокий пирамидальный обелиск установлен на массивном фундаменте шатровой формы. Небольшая дверь ведет внутрь к могилам и плите с надписью: “Енлик-Кебек. Середина 18 века. Казнены родовыми феодалами за протест против феодализма и бесправия женщин-казашек”. У этого памятника неоднократно бывал Абай.
Следует вернуться снова к зимовке Ералы, а от неё проехать к районному центру села Абай. Здесь, оставив велосипеды, можно подняться на гору Караул в 5км от поселка, где много кустарника, берез и осин, родников со студеной водой. По преданию, эти горы были местом отдыха Абая. Однако главным экскурсионным объектом маршрута является зимовка Абая в урочище Жидебай, расположенная в 25 км к северо-востоку от районного центра. Здесь Абай прожил долгие годы, здесь им написано большинство стихотворений, здесь находится его могила. От села Абай 120-130км до пос. Кайнар и еще 150км до г. Каркаралинска Карагандинской области. Отсюда можно совершить поход в хозяйство “Кояндинское”, где некогда проходила известная в Средней Азии Ботовско-Кояндинская ярмарка, основанная купцом Ботовым в 1848 г. На ней продавали до 500 тыс. овец, 220 тыс. голов крупного рогатого скота и огромные табуны лошадей. Ярмарку посещал и Абай Кунанбаев, о чем рассказывают аксакалы Егинды-Булакского, Талдинского и Каркаралинского районов. Путь от Каркаралинска до хозяйства “Кояндинский” равен 50км (236, 44-47). Кроме перечисленных выше, для коммерческих целей могут быть использованы следующие веломаршруты по Казахстану: 1) Карагандинская область, 10-дневный поход по Каркаралинскому горно-лесному оазису: турбаза “Каркаралинская” - пос. Бидаик - пик Комсомольский - озеро Пашенное - хозяйство “Нуркен” - ущелье реки Кендары - Утильцех - 10-й кордон - Дом отдыха - озеро Пашенное - турбаза “Каркаралинская” (10 дней, 1-я категория сложности, 250км). 2) Уральская область, г. Уральск - Владимировка - Бударино - Чапаев - Калмыково - Кулагино - Махамбет - г. Гурьев (2-я категория сложности, 510км). Основными естественными препятствиями в пешеходных маршрутах являются крутые склоны, лесные заросли и завалы, заболоченные участки, водные преграды. Техника успешного преодоления крутых осыпных и травянистых склонов описана нами в предыдущей главе книги, посвященной горному туризму. Следует только напомнить о необходимости иметь хорошую обувь с профилированной резиновой подошвой и умение ходить “серпантином”. Преодолевать лесные заросли и завалы желательно компактной группой. Каждый турист обязан следить за движениями впереди идущего и повторять его движения. При преодолении перегораживающих тропу лесных завалов следует не перепрыгивать, а перелезать через препятствия, памятуя, что стволы подгнивших деревьев неустойчивы и часто покрыты скользкой гнилой корой. Заболоченные участки обычно преодолевают по гатям (замощенным тропам) или передвигаясь с кочки на кочку, используя шест для зондирования пути и страховки. Для уменьшения давления ступни также применяются плетеные “лыжи” или снимающиеся куски фанеры. Другие препятствия, такие, как преодоление водной преграды, проходят, используя ту же технику, что и в горном туризме. Одним из важнейших разделов предпоходной и походной тактики пешего путешествия является график похода и распорядок каждого походного дня. Именно они призваны обеспечить нужный ритм движения по маршруту, чередование нагрузок и отдыха. Основные требования к режиму походного дня в пешеходном путешествии сводятся к следующему: 1) на каждый час приходится 50 мин движения и 10 мин отдыха; 2) на первую половину дня приходится две трети дневного перехода; 3) ранний выход на маршрут - ранняя остановка на ночлег; 4) в середине дня - часовой отдых и горячий обед; 5) движение со средней скоростью 3,5-4,5км/час; 6) равнение на темп слабейшего; 7) направляющий и замыкающий походной колонны - самые опытные туристы (386, 76-80). Основные типы естественных препятствий на лыжных маршрутах и краткая характеристика технических приемов их преодоления даны в приложении №21. Рассмотрим дополнительно некоторые вопросы тактики и техники лыжного туризма, которые необходимо знать организатору туристской структуры. Готовя маршрут лыжного путешествия, целесообразно планировать большую часть пути вдоль реки - легче ориентироваться и путь удобнее. Идти же на лыжах по тайге - дело очень хлопотное. Но и движение по застывшим рекам требует осторожности, т.к. можно попасть в промоину или полынью. Кроме того, на Алтае известно редкое явление, которое местные жители называют “егор” - нечто вроде ледового селя, когда по руслу реки мчится вал из смеси воды и льда высотой до 1метра (136). Сложным для туристов-лыжников может быть преодоление каньонов, порогов и водопадов. Небольшие застывшие водопады можно преодолеть в кошках, а в других случаях искать обход по крутым склонам и даже проходить скалы с крючьевой страховкой. Иногда в конце зимы, во второй половине дня (с потеплением) образуются наледи - вода, бегущая поверх льда. Чаще всего они встречаются там, где крутизна русла возрастает. При преодолении наледей нужно надевать бахилы, а на лыжи - кошки, т.к. зубья кошек поднимают ботинки выше уровня воды. Из окантованных лыж типа “Турист” и жердей, скрепленных киперной лентой, связывают нарты. В носках лыж сверлят отверстия размером 5мм, в которые продевают буксир - капроновый репшнур, и впрягаются в нарты. С рюкзаками весом 30-40кг нарты легко скользят по льду и лыжнику идти легче (чем этот груз нести на плечах). Чтобы избежать проваливания под лед, следует сохранять дистанцию между участниками не менее 5м, на особо опасных участках расстегивать крепления лыж и снимать с рук темляки лыжных палок, осуществлять страховку с помощью веревки и страховочных поясов. В лыжных походах движение в основном совершается по снежной целине, относительно крутым снежным склонам, отдельным участкам натечного льда, наледям, бесснежным травянистым и осыпным склонам. Поэтому в основу техники лыжного туризма входят: 1) владение техникой лыжных ходов (одновременных и попеременных) при движении без рюкзака и с рюкзаком; тропление лыжни; 2) преодоление препятствий на лыжах (канав, бугров, ям, поваленных деревьев); 3) овладение техникой подъемов, спусков, поворотов и торможения на лыжах; 4) преодоление труднопроходимого леса с буреломами, завалами, промоинами и т.п.; 5) овладение техники транспортировки пострадавшего с использованием подручных средств (на волокушах, изготовленных из лыж и лыжных палок); 6) овладение техникой движения без лыж по травянистым заснеженным склонам и осыпям (подъем, траверс, спуск) с организацией самостраховки с помощью лыжных палок; 7) овладение техникой переправы через водные преграды (ручьи, реки) с обеспечением страховки (по клади, льду, снежным мостам.) (336, 72-73). Лучше всего иметь лыжи типа “Турист”, они шире обычных, гораздо прочнее и не проваливаются в свежем снегу так, как беговые. Если их хорошо просмолить, они практически не требуют применения лыжных мазей. Крепления лучше иметь универсальные с металлическими пружинами. Они дают возможность пойти в поход практически в любой обуви. Велотуризм по сравнению с другими видами активного туризма имеет ряд преимуществ. Во-первых, велотуристы оказывают меньшее отрицательное воздействие на природу, чем, например, пешие или горные туристы, т.к. путешествуют по проторенным тропам или дорогам. Во-вторых, велопутешественнику не нужно нести на себе тяжелый рюкзак, для этого используется велосипед. В-третьих, велотуры чаще всего проходят по дорогам между населенными пунктами, такие маршруты более безопасны, чем горные или водные, а физическая нагрузка может легко меняться в зависимости от состояния участников. Кроме того, велосипед позволяет туристам за короткое время знакомиться с большим количеством туристско-экскурсионных объектов, чем если бы это делалось пешком. Так, в самом сердце Центрально-Казахстанского мелкосопочника между Карагандой и Балхашом расположен Каркаралинский горно-лесной оазис. Для пешего знакомства с этим оазисом требуется 7-8 дней, а при использовании велосипеда - 2-3 дня (236, 50). Достаточно не простым делом, особенно в наше время, является выбор, оснащение велосипедов и подготовка их к походу. Ведь основные заводы, выпускавшие велосипеды для союзного государства, находятся на Украине и в Белорусии. А собственных велосипедов Казахстан не производит. Из всех машин, выпускаемых в ближнем зарубежье (и попадающих на казахстанский рынок), лучшими для велопоходов считаются спортивно-туристские велосипеды “Турист” и “Спорт”. Обе эти модели выпускаются Харьковским велозаводом. Из машин, производимых в дальнем зарубежье, в Казахстане распространились велосипеды типа «Краузер», «Merida» и «Superior», которые часто называют горными велосипедами. Они имеют широкий руль, закрытую раму, широкие шины с глубоким протектором. Велосипеды имеют также 10 скоростей и два флягодержателя. При выборе велосипеда прежде всего проверяется его комплектность (наличие грязезащитных щитков, багажника, звонка, световозвращателей, сумки с инструментами). Затем проверяется исправность обоих тормозов, рулевого управления, регулировка колес, каретки, педалей, наличие всего комплекта спиц и их крепление. Опытный инструктор должен помочь установить седло по росту каждого туриста (31, 15). При подготовке материально-технического обеспечения велопоходов большое внимание следует уделить рюкзакам для членов бригад сопровождения. Для 1-3-х дневных походов годится и обычный рюкзак емкостью 25-30 литров. Однако оптимальным вариантом является изготовление специальных велорюкзаков, чертежи которых приведены в публикациях велотуристов, в том числе в книге А.А.Булгакова (31, 52-53). Подробная информация о номенклатуре, количестве личного и группового снаряжения для велопоходов 1-2 категории сложности дана в приложениях №№23-24. При подборе и подготовке техники к походу следует уделить внимание емкости и удобству багажников для тех велосипедов, на которых будут ехать члены бригады сопровождения. Ведь туристы едут налегке, а бригада сопровождения везёт тяжелый, а иногда и негабаритный груз. Опыт показывает, что велотуристам ни в коем случае нельзя возить рюкзак на спине - это приводит к быстрому утомлению. Поэтому для походного велосипеда нужен широкий (15х32 см) багажник с прочными стойками, способными выдерживать большой груз на тряской дороге (31, 50). Опыт отечественных велотуристов предшествующих лет свидетельствует о том, что для качественной подготовки к походам 1-2 категории сложности необходимо на тренировках наездить столько, сколько и в самом походе. После того, как бригада сопровождения туристской группы сформирована, рекомендуется сделать последовательно четыре тренировочных поездки (31, 85). Первая поездка: по ровной гладкой дороге без груза, протяженностью 20км, со скоростью 10-12км/час, с 20-минутной остановкой и двумя пешими паузами. Вторая поездка: по ровной дороге с небольшим грузом, протяженностью 50км, со скоростью 12-14км/час, с ежечасными остановками по 10 минут и перекусом в середине пути. Третья поездка: однодневный поход по щебеночно-песчаной или грунтовой дороге, с подъемами и спусками, протяженностью 70км, со скоростью 15-18км/час и грузом 8-12кг. Четвертая поездка: двухдневный поход с ночлегом в палатках, протяженность маршрута - 120-140км с условиями, максимально приближенными к предстоящему путешествию. Подобную программу предпоходной подготовки (в облегченном варианте) должна реализовать фирма-партнер, формирующая туристскую группу для предстоящего путешествия. Кроме того, перед выходом на основной маршрут рекомендуется совместная однодневная поездка туристов и бригады сопровождения для проверки технических и тактических навыков всех участников похода. В велотуре бригада сопровождения туристов формируется так же, как и для путешествий в других видах туризма. Однако носильщики в велотуре называются перевозчиками грузов, и, кроме того, необходим профессионал- механик по ремонту велотехники и снаряжения. Веломеханик должен проводить предпоходный осмотр и ремонт велосипедов, комплектовать общегрупповой ремонтный набор, проверять состояние индивидуальных ремонтных наборов, осуществлять регулярный профилактический осмотр и необходимый ремонт велосипедов в походе. Подготовку тактической разработки велотура следует начать с изучения научно-исторической литературы, например, такого универсального пособия, как историко-географический сборник “Советский Союз”. Необходимо при этом учесть смену множества названий населенных пунктов Казахстана за последние 10-15 лет. Важную роль играет и картографический материал. Лучше иметь административные и географические карты областей, через которые планируется проложить велотур. Можно также использовать атлас автомобильных дорог и географо-административные карты областей, приведенные в Большой Советской Энциклопедии. Для велопоходов предпочтительнее всего линейные и кольцевые схемы маршрутов. Такие схемы должны соединять наиболее интересные экскурсионные объекты маршрута шоссейными, полевыми дорогами или, в отдельных случаях, тропами. Если же интересные экскурсионные объекты остаются в стороне от основного маршрута, то планируется соответствующий радиальный выход. Маршруты 1-й категории сложности, как правило, прокладывают по дорогам с твердым покрытием, без больших перепадов высот. Продолжительность - 6 дней (5 ночевок в полевых условиях), протяженность - не менее 250км. Маршруты 2-й категории сложности должны проходить по слабопересеченной местности с перепадом высот от 200 до 600м над уровнем моря или иметь не менее 20% песчано-гравийных и грунтовых дорог. Продолжительность - 8 дней, протяженность - 400км.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|