Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путешествий 3-6 категории сложности и восхождений на горные вершины




Активные туристские путешествия, начиная с третьей категории сложности, отличаются от походов первой-второй категории прежде всего тем, что их участники (даже при наличии бригады сопровождения) должны иметь высокий уровень не только физической, но и технической подготовки. В противном случае вероятность аварии в группе будет тем выше, чем выше будет категория сложности маршрута.

Именно поэтому подавляющая часть приезжающих в Казахстан иностранных туристов выбирают для трекингов маршруты 1-2 категории сложности. Так, например, в горных походах 3-й категории сложности определяют категорию маршрута перевалы 2а. Если проанализировать характеристику трудности таких перевалов (см. приложение №3), технику и тактику передвижения и условия ночевок при их прохождении, то мы убедимся в сложности маршрутов 3-й категории сложности.

Прохождение таких маршрутов требует значительного предшествующего опыта походов и не может быть ограничено 1-2х-дневными инструктивными занятиями. Кроме того, тактическим планом путешествия в начале маршрута должна быть предусмотрена высотная акклиматизация.

При наличии на маршруте перевалов или вершин высотой более 5000м акклиматизационный участок пути должен быть не менее 4-5 дней и должен включать подъем на высоту не менее чем на 1000м ниже предстоящей максимальной. Необходимы также ограничения в суточном наборе высоты - не более 600м в акклиматизационном периоде и не более 1200м в основном.

Для целесообразно организованного горного маршрута, кроме общего для маршрутов по всем видам требования линейности и естественности, необходимы:

1) акклиматизационная часть, начиная с маршрутов, содержащих высоту более 3000м;

2) постепенное нарастание трудности перевалов на первой половине маршрута. Желательно, чтобы прохождению наиболее сложных перевалов предшествовало прохождение перевалов, на одну категорию (две полукатегории) менее трудных;

3) размещение самых сложных перевалов не в самом конце маршрута, т.к. накапливается утомление и может не хватить времени на прохождение маршрута (318, 26).

Кроме технически несложных трекингов и восхождений на высокие (6-7 тыс. м) вершины, в Казахстане для иностранцев начал практиковаться смешанный вариант туров. Основа этого варианта такова - горный трекинговый маршрут 1-2 категории сложности (8-10 дней) с последующим восхождением на вершину высотой 5-6 тыс. м над уровнем моря (6-7 дней).

Автором было разработано несколько таких смешанных горных туров. На международной туристской выставке “Интерспорт-95” (г.Алматы, ноябрь 1995г.) представлялся прайс-лист следующего тура: переезд автомашиной из Алматы в Малое Алматинское ущелье - размещение в гостинице “Чимбулак” - пеший переход через перевал Талгарский (н\к, 3163м) - ущелье Левый Талгар - ущелье Науруксай - перевал ТЭУ (1б, 4050) - ущелье Средний Талгар - ледник Шокальского - перевал Суровый (2а, 4455м) - ледник Корженевского - восхождение на пик Талгар (3а, 5017м) - спуск по пути подъема - ледник Корженевского - перевал Бивуачный (2а, 4450м) - ущелье Средний Талгар - перевал ТЭУ Южный (2а, 3900м) - ущелье Левый Талгар - перевал Бутаковский (н\к, 3000м) - ущелье Бутаковское - переезд автомашиной в г. Алматы.

Это - горный маршрут 3-й категории с элементами 5-й категории сложности. Протяженность пешего пути - 90 км, протяженность автомобильного пути - 48км, тур действует с 1 июля по 15 сентября, общая продолжительность тура - 20 дней, обслуживающий персонал - 20 человек.

Такой же серьезной предварительной подготовки требует работа с клиентами на водных маршрутах 3-6 категории сложности.

Водные походы по Северному Тянь-Шаню имеют 4-6 категории сложности, т.к. горные реки отличаются большой скоростью течения и образуют множество опасных и трудных порогов, перекатов и прижимов. По рекам Чарын, Чилик и их притокам сплавляются на всех типах судов, а по такой реке, как Чон-Кемин - только на плотах и надувных лодках.

Для сложных (3-6 категории) водных походов наиболее пригодны реки Чилик, Чарын, Бухтарма. Особенно сложны горные реки, мощными потоками текущие среди скал, часто в узких каньонах. Уклон их русел очень велик, берега чаще всего безлесные, долины расположены на большой высоте.

Доставка сплавных средств в верховья горных рек Казахстана особого труда не составляет. Основные трудности сплава здесь - косые валы, сильные прижимы, жесткая вода, стремительное течение, необходимость сложной разведки порогов. Значительная высота гор требует обязательной акклиматизации туристов перед сплавом, а вспененная, плохо держащая вода - большого запаса плавучести судов и спасательных средств (195, 7).

По рекам Алтая, Джунгарии, Заилийского Алатау и Угамского хребта бывают два подъема воды: весенний и летний. Плыть лучше осенью, когда вода спадает.

В качестве водного маршрута высшей категории сложности по Тянь-Шаню можно рекомендовать следующий: река Кегень - река Чарын - пос. Кегень - река Кегень - пос. Чарын (б., п., н.). Следует иметь в виду, что подобный сплав могут совершить только команды, имеющие высокую спортивную квалификацию и специальное снаряжение, соответствующее 6-й категории сложности.

В качестве эталонного велосипедного путешествия 5-й категории сложности по Алтаю можно предложить следующий маршрут: г. Усть-Каменогорск - г. Серебрянск - Большенарымск - курорт Рахмановские Ключи - Джасибер - р. Джасибер - Кош - Агач - Иня - Горно-Алтайск - Бийск (261, 110).

О социальной важности сложных маршрутов для развития туризма свидетельствуют результаты проведенного Ю.А.Штюрмером анализа основных требований активных видов туризма к природной среде. Оказалось, что среди природных факторов, определяющих выбор туристами того или иного маршрута, значатся малонаселенность местности, труднопроходимость, опасность природной среды, дискомфортность, отдаленность.

Сложные маршруты, как правило, входят в число наиболее интересных, пролегающих по экзотическим районам, куда стремятся многие из тех, кто увлекается туризмом (388, 38-39).

Анализ иностранного туристско-альпинистского потока в Казахстан показывает, что большая часть клиентов приезжает для прохождения трекингов и восхождений на несложные вершины. Для высотных сложных восхождений приезжает значительно меньше иностранцев, но именно эти восхождения являются для казахстанских фирм наиболее дорогостоящими и прибыльными.

Кроме того, разведка и разработка сложных маршрутов необходимы для подготовки квалифицированных кадров в системе экономического туризма.

Работа с иностранными альпинистами в период с 1990 по 2005 гг. показывает, что даже те из них, кто приезжает для восхождений на семитысячники (пики Хан-Тенгри, Победы), имеют невысокий уровень физической и технической подготовки. Это обстоятельство требует от спортивного персонала, принимающих иностранцев фирм высокой квалификации, отличного знания района восхождений, соответствующего материально-технического обеспечения и системы безопасности.

Естественно, для сложных походов и восхождений члены БС должны быть лучше подготовлены, чем для походов 1-2 категории сложности. Это необходимо не только потому, что переноска грузов и передвижение на сложном рельефе труднее, но и потому, что действия по обеспечению безопасности часто относятся не только к группе вообще, а к каждому конкретному клиенту.

Предсезонная подготовка квалифицированных туристов и альпинистов, участвующих в БС, как правило, проводится индивидуально по собственному плану. Прежде всего, это касается общефизической тренировки.

Для туристов, готовящихся к участию в высотных восхождениях и путешествиях VI категории сложности, рекомендуются следующие контрольные нормативы физической подготовки:

1) мужчины - кросс 5км

— удовлетворительно — 22 мин 10 сек;

— хорошо — 21 мин;

— отлично — 20 мин.

2) женщины - кросс 2км

— удовлетворительно — 9 мин 10 сек;

— хорошо — 8 мин 40 сек;

— отлично — 8 мин (205, 33).

Спортивному персоналу, работающему с клиентами в высотных восхождениях, кроме обычной предсезонной подготовки, необходимо адаптировать свой организм к кислородной недостаточности еще в условиях равнины или низкогорья.

Для этого в общий цикл тренировок добавляется следующий цикл упражнений: 1) на задержку дыхания; 2) ускорение на предельном темпе; 3) проведение занятий в атмосферной среде с пониженным содержанием кислорода; 4) парадоксальное дыхание; 5) лекарственные средства (38, 84).

Из особенностей технической подготовки БС к сложному походу или восхождению следует назвать отработку техники прохождения наиболее сложных участков, транспортировки грузов и обеспечения безопасности.

Так, для сложных горных походов и высотных восхождений такими участками часто бывают крутые ледовые стены и ледопады.

Ледопадом называется участок ледника с множеством трещин, расчленяющих его на отдельные глыбы. Образуется в местах крутого перегиба продольного профиля ложа ледника или местах постоянного падения больших масс снега и льда с крутых горных склонов. Ледопад является серьезным препятствием в горных походах и восхождениях, нередко определяющим сложность маршрута (390, 64).

Специальной тактической подготовки требуют те естественные препятствия на маршруте, которые предстоит пройти впервые.

Первопрохождение, т.е. первое туристское (или альпинистское) прохождение какого-либо сложного участка местности (порога, реки, каньона, перевала, вершины и т.п.), части маршрута, а также всего маршрута в целом в практике активных туристских путешествий, имеющих коммерческие цели, совершается редко. Исключение составляют маршруты высшей категории сложности или экстрем-туры. В нашей практике были прецеденты, когда группы зарубежных альпинистов приезжали на Тянь-Шань, чтобы совершить первовосхождение на одну из вершин и дать ей название по своему выбору.

В отличие от трекингов 1-2 категории сложности и несложных восхождений на сложных маршрутах не желательно допускать разнотипность специального снаряжения членов БС.

Бригада сопровождения, работающая на сложном маршруте, должна иметь не только качественное снаряжение, но снаряжение у всех участников должно быть одного уровня качества. При этом под качеством снаряжения понимается совокупность самых значимых признаков, которые в наибольшей степени влияют на его надежность, комфортность, скорость передвижения туриста или альпиниста (26, 178).

Участник с худшим, чем у остальных, снаряжением задерживает группу, т.к. он не может столь эффективно и надежно преодолевать сложные участки маршрута, как все остальные. БС должна будет организовать для него дополнительную страховку, отвлекаясь от обеспечения безопасности клиентов.

Снижение веса снаряжения и продуктов является перманентной задачей при подготовке любых активных путешествий. Однако для сложных походов и восхождений эта задача является средством непосредственного обеспечения безопасности. Установлено, что уменьшение рюкзака на 20кг увеличивает скорость движения на сложном рельефе на 20%, резко снижает энергозатраты путешествующих, а следовательно, уменьшает количество необходимых продуктов питания (26, 179).

Существенное влияние на скорость и безопасность прохождения сложных туристских и альпинистских маршрутов оказывают средства защиты от неблагоприятных погодных условий.

Для правильного подбора (или изготовления) одежды для клиентов и членов БС необходимо, чтобы менеджеры фирм-туроператоров и турагентов, обслуживающий персонал (а по возможности, и клиенты) владели некоторой специальной информацией. Имеются в виду знания о физиологии человека, физике теплообмена человека в одежде, рекомендации по необходимой толщине одежды и подбору ее составляющих (26, 180-181).

Основные рекомендации по этому вопросу сводятся к следующему:

1) наличие ветрозащитной куртки “Анорак” значительно улучшает теплоизоляцию, причем надевать ее необходимо поверх пуховой куртки, а не наоборот;

2) между отдельными предметами одежды, надетыми на человека, всегда должны быть узкие воздушные прослойки, которые играют важную роль в теплозащите человека. Оптимальная толщина прослоек - 1,27см;

3) одежда, плотно прилегающая к телу, при прочих равных условиях имеет худшие теплозащитные свойства. Воздушные прослойки в поверхностных слоях одежды более эффективны, чем в глубинных. Следовательно, верхняя одежда должна быть достаточно свободной, т.е. куртка “анорак” должна свободно надеваться на пуховую куртку;

4) от различных участков тела происходит различная теплоотдача. Наиболее интенсивное выделение тепла происходит от работающих участков тела. Следовательно, не все они нуждаются в одинаковой теплозащите; если это не учитывать, то на восхождении можно слишком укутать одни части тела и недоутеплить другие. Например, существенное утепление стоп на высотном восхождении (ботинки, бахилы, носки) и недостаточное утепление бедер (отсутствие пуховых брюк) часто приводит к тому, что ноги мерзнут.

Понимание всех этих особенностей тепловой защиты одежды позволит наиболее эффективно ее использовать. Более подробно о подборе и технологии изготовления одежды можно узнать из специальной литературы (например, книги И.Ю.Бринк, М.П.Бондарец. Ателье туриста, М., ФиС, 1990 г.).

Для сложных походов и восхождений в высокогорье туристы, кроме обычного ветрозащитного костюма, подбирают или шьют второй “анорак” из болоньи большого размера, чтобы его можно было надевать поверх пуховой куртки. Куртку толстого набоя желательно дополнить пуховыми брюками, жилетом и пуховыми рукавицами.

В конце 80-х годов для отечественных альпинистов значительно расширились возможности восхождений за рубежом. Особенно популярными для альпинистов Казахстана и СНГ являются восьмитысячники Гималаев (Непал), Тибета и Хинянга (Китай). В последние 3-4 года казахстанские альпинисты совершают восхождения за рубежом практически ежегодно, и организация таких экспедиций уже носит коммерческий характер.

Поэтому рассмотрим некоторые общие правила оформления указанных мероприятий в королевстве Непал и Китайской Народной республике.

В настоящее время правилами Министерства туризма Непал предусмотрена выдача разрешения на восхождение по определенному маршруту; ранее разрешение выдавалось на восхождение с определенной стороны вершины или ледника. В связи с этим число заявок резко возросло, а очереди существенно сократились. Исключение составляют Эверест и наиболее популярные восьмитысячники (по простым маршрутам), которые заняты до начала ХХI века.

Общение с официальными органами Непала существенно облегчается через фирму-посредника, от которой во многом зависит успех экспедиции на начальном этапе ее работы.

По опыту работы в Гималаях советских экспедиций специалисты рекомендуют иметь дело с фирмой “Мустанг трекинг энд маунтениринг”.

Кроме этого, в Катманду работает достаточное количество фирм, занимающихся организацией трекингов и восхождений (см. приложение №27).

Фирме необходимо выслать следующие документы: рекомендательное письмо Федерации альпинизма РК; название объекта восхождений и маршрутов на них в порядке предпочтения; год и время предполагаемого восхождения. Необходимо дать несколько вариантов, чтобы фирма могла иметь свободу действий, если выбранный вариант уже занят. На основании этих документов фирма обращается в Министерство туризма и получает предварительное разрешение на проведение экспедиций. После получения предварительного разрешения через фирму-посредника в Министерство туризма направляются следующие документы: 1) личная карточка участника экспедиции с фото в 2-х экз.; 2) карта с указанием маршрута каравана; 3) фотография вершины с указанием маршрута восхождения; 4) приблизительные списки основного снаряжения, продовольствия, радио- и кинооборудования. Оплачивается стоимость восхождения на вершину в соответствии с приложением №28. Следует учесть, что стоимость повышается примерно на 10% ежегодно, год начинается с 15 июля.

После этого необходимо заключить договор с фирмой-посредником (приложение №29). Договор должен быть заключен с участием представителя посольства Казахстана (России) и оформлен в консульстве Казахстана (России) в Непале, чтобы иметь силу юридического документа. Это очень важно в случае возникновения споров и конфликтов.

Все списки готовятся минимум в 10 экз. на английском языке (всегда требуются копии в разные Министерства). Все документы фирма-посредник передает в Министерство туризма Непала, которое направляет рекомендательные письма в Министерство коммуникаций и таможню.

Правила Министерства туризма Непала оговаривают необходимый минимум одежды и снаряжения, которые должны быть выданы офицеру связи и наемному персоналу. Однако на практике им приходится выдавать одежду и снаряжение по тому же списку, что и членам экспедиции.

Носильщики (портеры), работающие на леднике до базового лагеря, обеспечиваются 1 парой носков, 1 одеялом или курткой, или легким спальным мешком, 1 шерстяной рубашкой, 1 шерстяными брюками, 1 свитером, 1 парой рукавиц, 1 солнцезащитными очками, если им надо идти по снежной тропе, 1 полиэтиленовой накидкой от дождя, 3-5 м репшнура для привязывания груза. Можно заменить выдачу снаряжения и экипировки денежной компенсацией, что непальцам гораздо выгоднее. Сумма компенсации в долларах США такова: офицеру связи - 800; сирдару и высотным носильщикам - 800; повару и кухонным рабочим - 600.

Опыт показывает, что при организации восхождений на гималайские восьмитысячники затраты составляют примерно 3000 тысячи долларов США на 1 члена экспедиции (335, 49). При организации трекинга из Луклы в базовый лагерь под Эверестом на леднике Кхумбу затраты составляют примерно 1 тысячу долларов США на одного участника. В настоящее время имеются прецеденты самодеятельных активных путешествий по Непалу, совершенных казахстанскими туристами.

Если же восхождение организуется со стороны Китая, то все документы следует представлять в 2-х экземплярах по адресам: в Китае: Китайская ассоциация альпинизма, административный отдел, заместитель директора Ванг Хай Ин; Китай, Пекин, ул. Тиюгуан, №9, тел. 754906, 753746, телекс 20089 СМА В CN; в Тибете: Глава Тибетского комитета по физкультуре и спорту, исполнительный директор Китайского олимпийского комитета, вице-председатель Китайской ассоциации альпинизма, вице-председатель Тибетской ассоциации альпинизма Лосанг Дава; Тибет, Лхаса, ул. Восточный Линкор №8, тел. 22131-дом., 22254 - раб., телекс 68029 ТМС СN.

При планировании экспедиций следует учесть, что заезд в Китай лучше делать через Катманду, оттуда - только 1 день проезда на автомашинах по отличным дорогам до границы и 1-2 дня - до места расположения базовых лагерей в лесной зоне.

По дополнительному положению по сбору пошлин от иностранных альпинистов, приезжающих в Китай, с 1989 г. взнос за восхождение исчисляется следующим образом: в Джомолунгма - 10 тыс. юаней; вершины от 8 тысяч и выше - 6500 юаней; вершины от 7 тысяч и выше - 4000 юаней; вершины ниже 6000м - 100 юаней с человека.

Для группы свыше 20 человек за каждого дополнительного участника взимается регистрационный сбор в 100 юаней. Взнос за защиту окружающей среды составляет 50 юаней за человека. Использование яков стоит 40 юаней за голову в день, 50% будет взиматься за ожидание в базовом лагере. По прибытии нанятого животного должен взиматься взнос за прогон, равный 2 дням найма. Такая же сумма взимается после окончания работы.

Из вершин, открытых для восхождения иностранцам, в Китае наибольший интерес представляют: Эверест (8848м); Чо-Ойо (8201м); Шишапангма (8012м); в Тибете - К-2 (8611м); Гашербрум I (8068м); Гашербрум II (8034м); Броуд пик (8047м) в Хинянге (278, 50-53).

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Айдаралиева А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л., Наука, 1988.

2. Алдашев А.А. Питание и высокогорье. Алма-Ата, Казахстан, 1983.

3. Александров М.И. Безопасность человека на воде. Л., Судостроение, 1983.

4. Алексеев А. Тактика, физиология и безаварийность в горном походе. // Ветер странствий. вып.16, М., ФиС, 1981.

5. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. 6-е изд. Доп. М., 2001.

6. Алексеев Э. Трусцой, но вечером. // Труд, 20 июня 1990.

7. Алешин В.М., Серебрянников А.В. Туристская типография. М., 1985.

8. Алтай Казахстанский. Фотоальбом. Алма-Ата, 1986.

9. Алтайский край. М., 1987.

10. Анников Т.А. Психологические аспекты нарушений техники безопасности // 19-е совещание-конференция по безопасности в спортивном туризме. Часть 1, Новосибирск, 2004.

11. Анисимов В. и др. Надувной плот для горных рек. // Ветер странствий. Вып.9, М., ФиС, 1974.

12. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ “Турист”, 1989.

13. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. М., ЦРИБ «Турист», 1990.

14. Аркин Я. Современное горное снаряжение. // Побежденные вершины. (1975-1978 гг.), М., Мысль, 1981.

15. Архипов Е.М. За здоровьем на велосипеде. М., 1989.

16. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. М., ФиС, 1977.

17. Ашмарина Л.Л. Методические рекомендации по изучению курса «Введение в специальность». М., 2000-29 с.

18. Байбулганов Н.А. Импортная пицца? Можно отравиться. // Караван, 6 января 1995.

19. Безверхова А. Сам себя спас. // Караван, 30 июня 1995.

20. Безлюдный П.П. Пути обеспечения безопасности при проведении массовых горных походов. // Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения. М., ЦРИБ “Турист”, 1990.

21. Бендицкий Г., Грибанов А. Потерялись в горах иностранцы. // Караван-Б, 25 мая 1995.

22. Берман А. Четыреста верст натощак. // Юность, 1983, №9.

23. Бершов С. Манаслу. 1991 год. // Вестник гор. Информационный сборник. Вып.4., М., 1990.

24. Блажевич В. Спасательные жилеты. // Турист, 1984, №5.

25. Богащенко Ю.А. Определение минимума информационных показателей оперативного медицинского контроля для массового использования в туристских походах. // Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения. М., ЦРИБ “Турист”, 1990.

26. Бринк И.Ю. Тактика горовосхождений и качество снаряжения. // Ветер странствий. №25, М., ФиС, 1990.

27. Буданян Ф.Е. Профилактика пищевых отравлений. М., Медицина, 1974.

28. Буйленко В.Ф. Методы контроля физической подготовленности туристов массовых разрядов: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1986.

29. Булатов В.Г., Гонопольский В.И. К вопросу классификационного становления туристско-прикладного многоборья. // Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения. М., ЦРИБ “Турист”, 1990.

30. Булатов В.Г. Формы переходных тренировочных занятий спортсменов-туристов. // Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения. М., ЦРИБ “Турист”, 1990.

31. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., Профиздат, 1984.

32. Валиев К.Ш. Свидание с “Горой печали”.// Вести Казахстана, 30 января 1996.

33. Варламов В. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ “Турист”, 1983.

34. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. М., 1979.

35. Васильков Ю. По лестнице… на Эверест. // Труд, 20 июля 1985.

36. Ваша диета по знаку Зодиака. // Караван-Блиц, 13.02.95.

37. Вестник детско-юношеского туризма России. М., 1993-1997 г.г.

38. Веретенников Е.И. Специальная подготовка к высокогорным походам и восхождениям.// Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения. М., ЦРИБ “Турист”, 1990, с.84-87.

39. Веретенников Е.И. Тактика горного туризма. М., ЦРИБ “Турист”, 1990.

40. Винокуров В.К., Захаров П.П. Обеспечение безопасности на стенном маршруте. // Ветер странствий. №25, М., ФиС, 1990.

41. Винокуров В.К., Левин А.С., Мартынов И.А. Безопасность в альпинизме. М., ФиС, 1983.

42. Владимиров Ю. Горная болезнь. //Ветер странствий. М., ФиС, 1973.

43. Власов А.А. Велосипедный туризм. М., ФиС, 1954.

44. Водный туризм. Сост. Н.В.Григорьев. М., Профиздат, 1991.

45. Водный туризм. Под ред. И.Д.Аристова. М., ФиС, 1968.

46. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. Сост. Григорьев В.Н. и др. М., 1976.

47. Водоходов А.А. Горный туризм, Алма-Ата, Казахстан, 1974.

48. Волков В. Десять категорийных. //Турист, 1986, №8.

49. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974.

50. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры, 1996, №12.

51. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., 1980.

52. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. М., 1990.

53. Всесоюзные туристские маршруты на 1987 год. М., 1986.

54. Вуколов В.Н. Отчет о горно-туристской экспедиции Казтурсовета по Джунгарскому Алатау (основная нитка. маршрут 4-й категории сложности), совершенной с 3 по 23 августа 1986 г. Алма-Ата, 1986.

55. Вуколов В.Н. По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау. М., Профиздат, 1991.

56. Вуколов В.Н. Управление туризмом. Введение в специальность. Алматы, 1995.

57. Вуколов В.Н. Основы техники и тактики активных видов туризма. Учебное пособие для вузов. Алматы, 1996.

58. Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях. Алматы, 1999.

59. Вуколов В.Н. Современное состояние и перспективы развития активных видов туризма в Республике Казахстан // Роль туризма в устойчивом развитии Республики Казахстан. Алматы, 2001.

60. Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях: Автореф. дис. док. пед. наук. Алматы 2001.

61. Вуколов В.Н. Активным видам туризма - зеленую улицу // Вестник гор, 2001, №1.

62. Вуколов В.Н. Проблемы обеспечения безопасности активных и спортивных походов студентов в учебном процессе факультета туризма // Теория и методика физической культуры, 2004, №1.

63. Вуколов В.Н., Огиенко Н.А. Особенности профессиональной подготовки специалистов активных и спортивных видов туризма с учетом туристско-рекреационных ресурсов региона (на примере городов Алматы и Костаная) // Теория и методика физической культуры, 2004 №2.

64. Вуколов В.Н. Первопрохождение перевала и вершины имени 60-летия Казахской академии спорта и туризма // Теория и методика физической культуры, 2004, №2.

65. Вуколов В.Н. Потенциал спортивных и оздоровительных видов туризма в решении проблем человеческого развития // VIII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Часть 1, Алматы, 2004.

66. Вуколов В.Н. Введение в специальность «Туризм». Алматы, 2004.

67. Вуколов В.Н. Система обеспечения безопасности активных и спортивных походов будущих менеджеров туризма в высшем учебном заведении // 19-е совещание-конференция по безопасности в спортивном туризме: в походах, путешествиях, турах и на соревнованиях. Новосибирск, 2004.

68. Высокогорные перевалы: Перечень высокогорных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. Сост: В.Арсенин, В.Вуколов, Р.Деянов, А.Джулий, Л.Директор, А.Ярошевский и др. М., 2001.

69. Выставка-смотр “Туристское снаряжение. 89”. Каталог. М., 1989.

70. Гафиатулин В., Кобжанов А. Лавина, // Труд, 19 декабря 1986.

71. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Горы. М., Мысль, 1987.

72. Гигиена и самоконтроль туриста. М., ЦРИБ “Турист”, 1980.

73. Гиппенрейтер Е.Б., Малкин В.Б. Физиология человека в условиях высокогорья. М., Наука, 1987.

74. Говор В. Понтонные плоты на сложных реках.// Ветер странствий. Вып.13, М., ФиС, 1978.

75. Горный Алтай. Книга для туристов. М., 1972.

76. Горный туризм. Серия из шести плакатов по технике движения и биваков. Автор Ю.В.Гранильщиков, консультанты Н.Н.Волков, Ю.Солодков. М., ЦРИБ “Турист”, 1969.

77. Гонопольский В.И. Организация и подготовка спортивных туристских походов. М., 1986.

78. Гранильщиков Ю., Вейцман С., Шимановский В. Горный туризм. М., ФиС, 1966.

79. Гранильщиков Ю. Знать и уметь!!! // Ветер странствий. Вып.21, М., ФиС, 1986.

80. Гранильщиков Ю. Перевалы раскрывают инкогнито. О классификации перевалов. // Турист, 1968, №7.

81. Гранильщиков Ю. Тактика путешествий. Советы бывалых. // Ту рист, 1972, №7.

82. Григорьев В.Н. Байдарки для горных рек. //Ветер странствий. Вып.12, М., ФиС, 1977.

83. Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М., ЦРИБ “Турист”, 1980.

84. Григорьев В.Н. На байдарке без аварий. //Турист, 1977, №4.

85. Григорьев В.Н. Надувная лодка “Ласточка-2”.// Ветер странствий. №16, М., ФиС.

86. Григорьев В.Н. На “Саламандре” по горным рекам. // Ветер странствий. Вып.6, М., ФиС, 1971.

87. Григорьев В.Н. Опасности среднеазиатских рек. //Турист, 1981, №7.

88. Григорьев В.Н.Путешествия на гребных судах. М., ФиС, 1979.

89. Григорьев В.Н., Штовба Ю. Сложные походы на байдарках. М., ФиС, 1971.

90. Григорьев В.Н., Севастьянов Р.И. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. М., 1976.

91. Грустная статистика // Вольный ветер, 1992, №1 (4).

92. Давыдов М.Ф. Не заблудитесь в походе. М., 1991.

93. Держи ноги в тепле, а обувь в порядке. // Караван, 1995, 1 декабря.

94. Десять деликатесов удлиняют жизнь на 30 лет. // Караван-Блиц, 1995, 9 марта.

95. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М., 1986.

96. Дмитриев Р.А. Плавание и безопасность на воде. Минск, 1972.

97. Добромыслов А.Н. и др. Путешествие под парусом. М., 1981.

98. Добрынин П. и др. Каркасно-надувные байдарки. // Ветер странствий. Вып.17, М., ФиС, 1981.

99. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Издательство Ростовского университета, 1988.

100. Драгачев С.П. Гигиена питания. // Турист, 1986, №5.

101. Драгачев С.П. Туризм и здоровье. М., 1984.

102. Дублицкий Н.Н., Степанова В.И. Туристские маршруты по Казахстану. Алма-Ата, 1963.

103. Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Путешествие под землей. М., 1981.

104. Дулькейт Т. По Восточному Алтаю. М., 1971.

105. Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Бег для всех. М., ФиС, 1984.

106. Евсеев Ю.И. Использование средств туризма в профессионально-прикладной физической подготовке студентов. // Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения. М., ЦРИБ “Турист”, 1990.

107. Единая Всесоюзная спортивная классификация (1981-1984 гг.) М., ФиС, 1981.

108. Единая Всесоюзная спортивная классификация 1985-1988 гг. Справочник. Сост. М.П.Котов и др. М., ФиС, 1985.

109. Единая спортивная классификация на 1993-1996 гг. Часть II. Туризм спортивный. Алматы, 1993.

110. Единая спортивная классификация Республики Казахстан на 1997-2000 г. Алматы, 1997.

111. Единые формы маршрутной документации. М., ЦРИБ “Турист”, 1976.

112. Елаховский С. Защитно-спасательный комплект. //Ветер странствий. Вып.4, М., ФиС, 1969.

113. Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. Алма-Ата, Гылым, 1992.

114. Ердавлетов С.Р. Казахстан туристский. Алма-Ата, Кайнар, 1989.

115. Жарков М.А. Туристские маршруты по Горному Алтаю. Горно-Алтайск, 1957.

116. Жумагужин А. Наша идея живет и побеждает. // Вечерний Алматы, 19 июня 1996.

117. Забелин Н.М., Аралов Н.С. Путешествие в национальный парк. М., 1990.

118. Замятин Л.М. Скалолазы: спорт и профессия. Л., Лениздат, 1982.

119. Захаров П.П. и др. Тактика и организация горовосхождений. Ситуационные задачи. М., ЦРИБ “Турист”, 1988.

120. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. Серия «Школа альпинизма». М., Спортакадемпресс, 2001.

121. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М., Афины, 1994.

122. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Сов. Спорт, 1999.

123. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М., ФиС, 2000.

124. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Уч. пособие. М., Сов. право, 2000.

125. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. М., 1986.

126. Зубалий Н.Д., Петровский В.С. Пешеходный и лыжный туризм. Киев, Здоровье, 1984.

127. Иванов И.С. Проблемы водного туризма в Казахстане // Роль туризма в устойчивом развитии Республики Казахстан. Алматы, 2001.

128. Иванова С.А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000.

129. Иванов Ю.Г. Обеспечение безопасности в водных походах под парусом по открытым акваториям. М., ЦРИБ “Турист”, 1986.

130. Инструкция пользования радиосвязью туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального Совета по туризму и экскурсиям. М., 1980.

131. Интересно и полезно (условия эффективности питания). // Вестник гор, №3. М., ФиС, 1990.

132. Использование снаряжения в горных походах. Сост. Л.Б.Директор. М., ЦРИБ “Турист”, 1981.

133. Истомин В.И. Страны мира: справочник туроператора и туриста. М., Сов. спорт, 2000.

134. Каверина Т.П. Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». Метод. пособие. М., РМАТ, 1998.

135. Как выжить в экологически опасном городе. // Огни Алатау, 15 мая 1991.

136. Калашников О. Реки и лыжи. // Турист, 1973, №2.

137. Кализман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. М., ФиС, 1985.

138. Калмыков Н., Курдюмов Н. Слово о “Ласточке”. // Ветер странствий. Вып.21, М., ФиС, 1986.

139. Карлов В.И. и др. Учебник судоводителя-любителя. М., Издательство “ДОСААФ”, 1976.

140. Каталог перспективных образцов самодельного инвентаря и снаряжения. Часть I,II. М., ЦРИБ “Турист”, 1989.

141. Квадригин Ф. На байдарке. М., ФиС, 1985.

142. Квартальнов А.В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.

143. Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М., Финансы и статистика, 1998.

144. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М., ФиС, 2000.

145. Кириллов С. Тактика смешанных групп. // Турист, 1995, №4.

146. Кириллова Ю. Граница доверия. Об аварии в группе челябинских туристов. // Турист, 1975, №6.

147. Классификационная таблица маршрутов на горные вершины СССР. М., “Советский спорт”, 1989.

148. Ковшарь А.Ф., Федосенко А.К. Проблема сохранения редких и исчезающих позвоночных животных в горах юго-востока Казахстана. // Горные геосистемы. М., Алма-Ата, 1982.

149. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М., ФиС, 1990.

150. Кокорев Ю. По голубым дорогам. Минск, Полымя, 1984.

151. Коломин Н.В. В тисках Катуни. Барнаул, 1983.

152. Колосков Г. К возможностям байдарки на “большой воде”. // Ветер странствий. Вып.11, М., ФиС, 1976.

153. Колошина Н.В. Спортивный туризм: Учебное пособие. М., Сов. Спорт, 1998.

154. Колтановский А.П. Тропы и дорожки здоровья. М., ФиС, 1986.

155. Колюбакин С., Васильев В. Техника и тактика походов. // Турист, 1974, №2.

156. Комиссарчик К.М. Методика тренировки статокинетической устойчивости горных туристов в целях повышения безопасности на маршруте: Автореф. канд. пед. наук. Владикавказ, 1992.

157. Кондратенко Н.Н., Щетинин Д.Е. Через Каракумы. Алма-Ата, Казахстан, 1987.

158. Концепция развития туризма в Республике Казахстан. Одобрено пост. Правительства РК от 6 марта 2001 г. №333 // Туристская деятельность. Алматы, 2003.

159. Коробков А. Надувные туристские катамараны. // Ветер странствий. Вып.14, М., ФиС, 1979.

160. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1986.

161. Котенков В. Идем на Саур.// Вольный ветер, 1992, №1(4).

162. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин, Валгус, 1981.

163. Котов Г.Г. Автомобильный туризм. М., 1986.

164. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. М., Пищевая промышленность, 1980.

165. Краткая географическая энциклопедия. Т 1-5. М., Сов. энциклопедия, 1966.

166. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., Республика, 1993.

167. Краткий справочник туриста. Изд.3. Сост. Ю.А.Штюрмер. М., 1985.

168. Кропф Ф.А. Спасательные работы в горах. М., ФиС, 1966.

169. Кругляков Г. Пегие горы. Алма-Ата, 1986.

170. Кудайбердыев З.М., Шмидт Г.Ф. Работоспособность человека в горах. Л., Медицина, 1982.

171. Кузьмин Е.М. Туристу-лыжнику: медико-гигиенические аспекты. Петрозаводск, Карелия, 1988.

172. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М., ФиС, 1975.

173. Куколевский Г.М. Физическое совершенствование. М., Медицина, 1977.

174. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М., 1999.

175. Курилова В.И. Туризм. М., 1988.

176. Курсаков А.В., Кошелев Н.В. Альпинистские технологии в поисково-спасательных работах: Памятка спасателя. М., 2001.

177. Куприн А.М. На местности и по карте: задачи с ответами по топографии и ориентированию. М., Не<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...