Организация рабочего места сотрудника отдела по связям с общественностью
Рабочее место представляет собой закрепленную за отдельным рабочим или группой рабочих часть производственной площади, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным оборудованием, технологической и организационной оснасткой. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов производственного процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, насколько полно и комплексно они оснащены и рационально распланированы, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия. Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. В общем виде, любое рабочее место состоит из следующих элементов: • площади; • оборудования для осуществления основных функций работника; • устройств для хранения материалов, заготовок, готовой продукции, отходов и брака; • устройства для хранения инструментов, оснастки и приспособлений; • приспособлений для безопасности и удобства работы. В зависимости от специфики производства рабочие места могут быть: - специализированными и универсальными, - индивидуальными и коллективными, - стационарными и подвижными, - одностаночными и многостаночными,
- постоянными и временными, - а также рабочими местами ручной работы, механизированными, автоматизированными, аппаратными, рабочими местами служащих и др. Обслуживание рабочих мест включает операции по обеспечению их документацией, инструментами, уборку, техническое обслуживание, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и др. Оснащение рабочего места складывается из совокупности средств, необходимых для осуществления производственного процесса. К ним относятся: 1) основное технологическое и вспомогательное оборудование; 2) технологическая оснастка - рабочий и мерительный инструмент, приспособления, запасные части; 3) организационная оснастка - средства связи и сигнализации, рабочая мебель, тара; 4) рабочая документация; 5) средства коммуникации для подачи на рабочее место сырья, материалов, энергии; 6) хозяйственный инвентарь для поддержания чистоты и порядка и др. Полное и комплектное оснащение рабочего места позволяет наилучшим образом организовать процесс труда. Для этого необходима рациональная планировка средств оснащения - размещение их на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания; свободный доступ к механизмам и их отдельным узлам, требующим регулирования и контроля, экономия движений и перемещений работника, удобная рабочая поза, хороший обзор рабочей зоны, безопасность труда, экономия производственной площади, наличие проходов, подъездов и проездов для транспортных средств, взаимосвязь со смежными рабочими местами и с местом бригадира, мастера, другого руководителя. Как уже говорилось ранее, состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Но кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда и эффективность производства в целом.
Научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве называется эргономикой рабочего места - (от греч. ergon - работа и nomos - закон). Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. Благодаря соблюдению норм эргономики может быть сэкономлено до 30% рабочего времени. Таким образом, организация рабочих мест должна быть рациональной, научно обоснованной, учитывать мощность и специализацию предприятия, характер осуществляемых в нем технологических процессов, последовательность их выполнения. Она должна обеспечивать все условия для высокопроизводительного труда при минимальной утомляемости и сохранении долголетней работоспособности работников. Нормативно-правовое регулирование изучаемого вопроса Основные понятия, которые характеризуют рабочее место и используются в трудовом законодательстве, даны в статье 209 Трудового кодекса РФ. Так, рабочее место – это оснащенное необходимыми средствами для выполнения производственного задания место, в котором сотрудник должен находиться для исполнения своих служебных обязанностей. Оно прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье сотрудника. Статья 46 Трудового кодекса содержит рекомендации отразить их в трудовом соглашении. Основу системы правового регулирования условий и охраны труда составляют Конституция, Трудовой кодекс, Закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», нормативно-правовые акты субъектов РФ, различные типовые правила по охране труда, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.
Трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий труда, охране труда в своей организации. Эти требования обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст. 211 ТК РФ). В статье 212 Трудового кодекса, а также в статье 14 Закона № 181-ФЗ приводится исчерпывающий перечень тех обязательств, которые должен выполнять работодатель. К ним относятся: – обеспечение работников за счет работодателя специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (на вредном производстве); – создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте; – проведение аттестации рабочих мест. В целях реализации норм трудового законодательства, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда, была создана Система сертификации работ по охране труда. Она утверждена Постановлением Минтруда от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Сертификация работ по охране труда проводится в организациях Российской Федерации любых форм собственности и отраслевой принадлежности. Ключевым элементом сертификации являются работы по аттестации рабочих мест, т. е. оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, закрепленному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года №12. Также в ходе сертификации проверяют, насколько деятельность работодателя по обеспечению охраны труда в организациях соответствует государственным нормативным требованиям в тех или иных отраслях экономики (п. 6 Приложения 2 к постановлению Минтруда от 24 апреля 2002 г. № 28).
Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест считаются стандарты системы безопасности труда (ГОСТы), санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы и другие документы. В частности, аттестация рабочих мест по условиям труда включена в общие требования к системе управления охраной труда, определенные ГОСТ Р 12.0.006-2002. Итак, аттестация включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности оборудования и приспособлений, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективности этих средств. По итогам аттестации организации выдается так называемый сертификат соответствия организации работ по охране труда (в соответствии со статьей 209 ТК РФ) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении правил и норм по охране труда, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП): – в виде денежного штрафа в размере от 500 до 5000 рублей (ст. 5.27 КоАП); – в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет за повторное нарушение; – за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами (ст. 20.4 КоАП), которое чревато предупреждением или наложением административного штрафа (на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; – за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП), выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей). Отдельные аспекты организации рабочих мест также регулируются европейскими стандартами. Например, ISO 9241 — один из стандартов ISO. Стандарт состоит из нескольких частей, покрывая множество аспектов взаимодействия человека с компьютером. Ранее он назывался «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ)», однако, в дальнейшем международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) поменяла его название в более общее: «Эргономика человеко-машинного взаимодействия». Переименование позволило значительно расширить целевую направленность стандарта, включив в него много новых аспектов. После перенумерования и структуризации стандарт стал содержать следующие серии стандартов:
· Серия 100: Эргономика программного обеспечения · Серия 200: Способы человеко-машинного взаимодействия · Серия 300: Дисплеи и связанное оборудование · Серия 400: Устройства ввода и их эргономические свойства · Серия 500: Эргономика рабочего места · Серия 600: Эргономика системного ландшафта · Серия 700: Залы управления — прикладной аспект · Серия 900: Тактильное взаимодействие Также следует отметить, что проводимые аттестации рабочих мест позволяют выявлять отступления от нормативных требований к ним, а следовательно совершенствовать организацию рабочих мест в соответствии с требованиями научной организации труда. По результатам аттестации малоэффективные рабочие места могут упраздняться, при этой появляется возможность более рационального использования производственных площадей, установки современного высокопроизводительного оборудования и интенсификации производственного процесса. Требования, предъявляемые к рабочему месту Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха. Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм. Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования. С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами. С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов; обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочих условия труда. С экономической стороны организация рабочего места должно обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы. Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места. Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие: - размещение работника в рабочей зоне; - положение рабочей зоны; - последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений; - последовательность вхождения человека в работу; - появление, наращивание и снижение утомляемости. Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, при обосновании планировки рабочих мест. При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход. Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах. Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человекоча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве. Таким образом, задачи организации труда в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда[1]. Стив Павлина, автор самого популярного в мире сайта на тему личной эффективности, а также ряда книг, поясняет: «Мне кажется, что в основе беспорядка лежит одна ошибка: неспособность систематизировать принятие повседневных решений. Когда я разбрасываю вещи, это происходит потому, что я не готов принять решение, что с ними дальше делать. Поэтому процесс наведения порядка, на самом деле, сводится к автоматизации принятия решений, что куда деть, то есть, к созданию системы организации личного пространства. У неорганизованных людей таких систем очень мало или они вообще отсутствуют. И им приходится принимать отдельное решение по каждой вещи. Естественно, это их быстро утомляет, и беспорядок нарастает. Организованные люди принимают значительно меньше решений. Следовательно, быть неорганизованным намного труднее, чем быть организованным». Конечно же, не стоит уподобляться строгой маме и требовать от себя, чтобы все было убрано в шкафы и ящики. Мама требовала это, чтобы ей было легче протирать пыль. Ваша система организации пространства может быть любой. Главное – это иметь систему, которая освободит вас от необходимости принимать отдельное решение относительно каждой вещи или бумажки. Существует масса методик организации рабочего и жизненного пространства. По мере того, как наша жизнь все больше перемещается в виртуальный мир, организация рабочего места подразумевает не только физическое место, но и наведение порядка в компьютере. Стив Павлина предлагает простую трех шаговую модель организации рабочего пространства. Шаг 1. Определите области вашей деятельности «Составьте список задач, которые вы обычно выполняете. На его основе создайте список функциональных зон, необходимых в вашем офисе. Если вы программист, вам будет проще, потому что это похоже на написание компьютерной программы. Например, у меня получился список из шести категорий: текущие документы, компьютерная работа, творческая работа, финансы, материалы для чтения и работа с заказами и отправками”. Шаг 2. Выделите зоны для каждой области деятельности Выделите место (в офисе или компьютере) для каждой функциональной зоны. Старайтесь сделать это так, чтобы зоны не пересекались. Запаситесь необходимым количеством коробок и папок для материальных объектов, требующих сортировки. Шаг 3. Разложите все по выделенным местам Разложите все виртуальные и материальные предметы по выделенным местам. Если после того, как вы наведете порядок, не рассортированная куча опять начнет накапливаться в компьютере или на рабочем столе, проанализируйте причину этого. · Возможно, вы забыли про какую-то функциональную зону. Например, архив. · Или, возможно, вы выделили неудобное место под важную оперативную функциональную зону. Например, вы разместили папку для инвойсов так, что вам все время приходится вставать со стула, чтобы дотянуться до нее. Когда вы создадите оптимальную для вас систему организации рабочего пространства, все входящие документы и предметы (включая канцтовары и снэки) будут мгновенно отправляться на свои места. Вы будете делать это автоматически, не задумываясь. Три уровня организации рабочего места Возможно, в деле организации рабочего пространства вам поможет и этот классический прием тайм менеджмента. Эффективный офис предполагает три уровня организации: · Почтовый терминал/текущие документы (оперативные данные) · Рабочий стол/органайзер (среднесрочные данные) · Шкафы, полки, архив, в том числе электронный (долгосрочные данные) Очень важно, чтобы эти три уровня не дублировали друг друга, а выполняли свои уникальные функции. Иначе повышается риск потери данных. Ведь если данные могут находиться и там, и там, их труднее найти. В последнее время у многих людей компьютер становится единственным рабочим местом, заменяющим и органайзер, и рабочий стол, и архив. Поэтому часто происходит смешивание и дублирование функций трех уровней организации рабочего места. Даже если рабочий стол и архив становятся виртуальными, это не значит, что они должны терять свои функции. Например, отсутствие архива на отдельном носителе может привести к потере всех данных. И замусоривание рабочего стола компьютера может привести к потере данных также, как и замусоривание обычного рабочего стола. Почтовый терминал/текущие документы Электронная почта и текущие документы – это две точки работы с оперативной информацией. Во многом они дублируют друг друга. Если вы продвинутый юзер, вы можете использовать программы, которые помогают объединить первое со вторым. Если нет, не отчаивайтесь. Однако для оптимизации поиска данных очень полезно иметь одноименные папки как в разделе «Документы», так и в программе электронной почты. Тогда вам надо будет искать нужные данные в двух, а не в двадцати двух местах. Опять же, упрощается перенос данных из электронной почты в «Документы». Так какие же папки рекомендуется создавать для хранения оперативных данных (автоматически создаваемые почтой папки не включены)? Вот их список: · Важно (самые важные данные, документы в процессе срочной работы) · Папка для каждого клиента · Папка для каждого проекта или области деятельности · Босс (данные, письма, документы, связанные с начальством) · Финансы (вопросы личных финансов, зарплаты, командировочных, кредитов и т.д.) · Информация (справочная и профессиональная информация, интересные статьи) · Личное · Компьютер (все папки, которые компьютерные программы создают автоматически в «Документах», не нужна для электронной почты). Можно создать на рабочем столе следующие папки для работы с оперативной информацией: · Входящие · Исходящие · Сделать сегодня · Сделать в течение недели Еще один важный аспект организации текущих данных – это принцип матрешки. Старайтесь по возможности создавать несколько уровней файлинга, так как слишком большое число папок в списке первого уровня затрудняет поиск данных. Например, стоит создать папку «Клиенты», а в ней разместить папки для всех ваших партнеров, опять же, объединенные в региональные папки. Электронная почта – один из важнейших инструментов работы с текущими данными. Обязательно прочитайте статью «Как приручить электронную почту?» на нашем сайте. Рабочий стол/органайзер Рабочий стол и органайзер объединяются в единый уровень организации данных не случайно – ведь их общая задача – планирование, расстановка приоритетов и организация данных согласно приоритетам. Удобный, детальный органайзер является очень эффективным инструментом организации процесса работы. В интернете очень много бесплатных предложений, даже ваша программа электронной почты, скорее всего, имеет органайзер. Как вариант, вы можете воспользоваться нашим бесплатным органайзером. Шкафы, полки, архив Если вам надо хранить оригиналы документов, то вам необходим шкаф или полки для архивации. Если достаточно отсканированных копий, то архив может быть электронным. В любом случае, правила организации архива едины. Существуют две методики архивации – по времени или по темам. Вы можете выбирать любую или использовать обе. При электронной архивации имеет смысл дублировать данные, сохраняя их в папках каждого месяца/года и в папках клиентов/проектов. Раз уж мы завели речь об архивации, хочу напомнить вам о важности еженедельной (а то и ежедневной) архивации данных компьютера на независимом носителе. Не ленитесь это делать, введите это в привычку и сделайте последним делом рабочего дня или рабочей недели[2].
2. Техническое обеспечение рабочего места отдела по РиСО
Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест за мониторами для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Площадь на одно рабочее место с компьютером для взрослых пользователей должна составлять не менее 6 м2, а объем не менее -20 м3. Помещения с компьютерами должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Для внутренней отделки интерьера помещений с компьютерами должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6; для пола — 0,3-0,5. Поверхность пола в помещениях эксплуатации компьютеров должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами. В помещении должны находиться аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара. На рабочих местах пользователей персональных компьютеров должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПин 2.2.4.548-96. Согласно этому документу для категории тяжести работ 1а температура воздуха должна быть в холодный период года не более 22-24оС, в теплый период года 20-25оС. Относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения возду- ха — 0,1 м/с. Для поддержания оптимальных значений микроклимата используется система отопления и кондиционирования воздуха. Для повышения влажности воздуха в помещении следует применять увлажнители воздуха с дистиллированной или кипяченой питьевой водой. Ионный состав воздуха должен содержать следующее количество отрицательных и положительных аэройонов; минимально необходимый уровень 600 и 400 ионов в 1 см3 воздуха; оптимальный уровень 3 000-5 000 и 1 500-3 000 ионов в 1 см3 воздуха; максимально допустимый — 50 000 ионов в 1 см3 воздуха. Для поддержания оптимального ионного состава воздуха, обеспыливания и обеззараживания воздуха в помещении рекомендуется применять аппараты завода «Диод» серии «Эллион».
Требования к шуму и вибрации в помещениях Уровни шума на рабочих местах пользователей персональных компьютеров не должны превышать значений, установленных СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 и составляют не более 50 дБА. На рабочих местах в помещениях для размещения шумных агрегатов уровень шума не должен превышать 75 дБА, а уровень вибрации в помещениях допустимых значений по СН 2.2.4/2.1.8.566-96 категория 3, тип «в». Снизить уровень шума в помещениях можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц для отделки стен и потолка помещений. Дополнительный звукопоглощающий эффект создают однотонные занавески из плотной ткани, повешенные в складку на расстоянии 15-20 см от ограждения. Ширина занавески должна быть в 2 раза больше ширины окна. Требования к организации и оборудованию рабочих мест Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, желательно слева. Схемы размещения рабочих мест с персональными компьютерами должны учитывать расстояния между рабочими столами с мониторами: расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м, а расстояние между экраном монитора и тыльной частью другого монитора не менее 2,0 м. Рабочий стол может быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы. Целесообразно применение столов, имеющих отдельную от основной столешницы специальную рабочую поверхность для размещения клавиатуры. Используются рабочие столы с регулируемой и нерегулируемой высотой рабочей поверхности. При отсутствии регулировки высота стола должна быть в пределах от 680 до 800 мм. Глубина рабочей поверхности стола должна составлять 800 мм (допускаемая не менее 600 мм), ширина — соответственно 1 600 мм и 1 200 мм. Рабочая поверхность стола не должна иметь острых углов и краев, иметь матовую или полуматовую фактору. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм. Быстрое и точное считывание информации обеспечивается при расположении плоскости экрана ниже уровня глаз пользователя, предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда (нормальная линия взгляда 15 градусов вниз от горизонтали). Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю. Для удобства считывания информации с документов применяются подвижные подставки (пюпитры), размеры которых по длине и ширине соответствуют размерам устанавливаемых на них документов. Пюпитр размещается в одной плоскости и на одной высоте с экраном. Для обеспечения физиологически рациональной рабочей позы, создания условий для ее изменения в течение рабочего дня применяются подъемно-поворотные рабочие стулья с сиденьем и спинкой, регулируемыми по высоте и углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сидения. Конструкция стула должна обеспечивать: § ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; § поверхность сиденья с закругленным передним краем; § регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углом наклона вперед до 15 градусов и назад до 5 градусов.; § высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм; § угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30 градусов; § регулировку расстояния спинки от переднего края сидения в пределах 260-400 мм; § стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50-70 мм; § регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.; § поверхность сиденья, спинки и подлокотников должна быть полумягкой, с нескользящим неэлектризующимся, воздухонепроницаемым покрытием, легко очищаемым от загрязнения. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 град. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
Режим труда и отдыха при работе с компьютером Режим труда и отдыха предусматривает соблюдение определенной длительности непрерывной работы на ПК и перерывов, регламентированных с учетом продолжительности рабочей смены, видов и категории трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности на ПК разделяются на 3 группы: группа А — работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом; группа Б — работа по вводу информации; группа В — творческая работа в режиме диалога с ПК. Если в течение рабочей смены пользователь выполняет разные виды работ, то его деятельность относят к той группе работ, на выполнение которой тратится не менее 50% времени рабочей смены. Категории тяжести и напряженности работы на ПК определяются уровнем нагрузки за рабочую смену: для группы А — по суммарному числу считываемых знаков; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы на ПК. В таблице приведены категории тяжести и напряженности работ в зависимости от уровня нагрузки за рабочую смену.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|