Тема 3: Организационная структура отдела по СО
План: 1. СО в системе корпоративного управления 2. Структура отдела по СО 3. Основные принципы управления СО в решении задач развития организации 4. Направления деятельности СО, роль СО-подразделения.
СО в системе корпоративного управления А. Зверинцев называет PR высшим уровнем коммуникационного менеджмента, оптимальной формой его проявления. "Эта деятельность заключается в переводе прагматических целей организации в приемлемую для общества политику". Он выделяет следующие основные функции PR: · аналитико-прогностическую; · коммуникативно-информационную; · организационно-управленческую; · консультационно-методическую. Работникам PR необходимо иметь серьезные познания в области общественных наук, чтобы понимать, как человек приспосабливается к изменениям, ведет себя в организациях и общественных структурах. Не менее важно понимание человеческих нужд, причин поступков и методов убеждения человека. Также специалист должен разбираться в политических системах, теории управления. Ему следует развивать навыки журналиста, оратора, редактора, дизайнера. Для успешной работы в сфере PR необходимо не только образование. Здесь нужны организаторские способности, здравый смысл, объективность и критическое восприятие, воображение и способность понимать иную точку зрения, способность одновременно заниматься разными проблемами, уметь добиваться нужных ему результатов. Типовые формы работ СО - специалиста в отделе: а) С руководством фирмы: · определение "миссии фирмы" – декларируемой социальной цели; · разработка взаимосогласованных имиджей руководства, фирмы в целом, ее товаров и услуг;
· подготовка выступлений руководства на переговорах, в СМИ; · оформление контактов руководства с властями, партнерами, общественными организациями; · организация презентаций, встреч, выставок, семинаров, пресс-конференций и т.п.; · прогнозирование кризисов и планирование противоаварийных мер; · участие в определении бюджета на PR; · оценка имиджа, товарного знака и т.п. как нематериальных активов. б) с конкурентами: · ведение картотеки удачных и неудачных реклам, PR-акций как своей фирмы, так и ее конкурентов; · привлечение законными способами клиентов конкурентов. в) с сотрудниками фирмы: · участие в подборе персонала, непосредственно работающего с клиентами; · тренинг персонала для эффективной коммуникации с клиентами и партнерами; · разработка и выполнение "фирменных стандартов"; · проведение в жизнь лозунга "За имидж фирмы отвечают все сотрудники", а не только PR-отдел; · исключение бесконтрольного общения с прессой сотрудников фирмы без участия представителя службы PR по вопросам деятельности фирмы; · проведение внутрифирменных конкурсов на "лучшую рекламную идею", "лучшего менеджера" и т.п.; · подготовка почвы для лучшего восприятия приказов и распоряжений руководства; · разъяснительная работа при новых назначениях и увольнениях; · планирование участия фирмы в профессиональных выставках и конкурсах; · сбор и хранение материалов по истории фирмы, предотвращение ложных слухов и т.п.; · согласование любой документации, ориентированной на массового клиента. г) с клиентами: · исследование восприятия продукции клиентами; · позиционирование товаров и услуг для клиентов; · коррекция отрицательных стереотипов клиентов; · мягкое отсечение ненужных клиентов; · проведение мероприятий по привлечению новых и удержанию старых клиентов; · подготовка почвы при объявлении об увеличении цен, финансовых убытках, задержке выплаты дивидендов, и т.п.
д) с партнерами: · разъяснение долговременных целей и политики фирмы; · рассеивание неверных представлений или опасений, коррекция отрицательных стереотипов; · прицельная работа по формированию имиджа фирмы с "лидерами мнений"; · получение кредита доверия фирмы у властей, партнеров. е) с прессой: · отслеживание графика выхода в свет рекламы; · предотвращение конфликтов с прессой; · оперативная реакция (т.е. контрреклама) на появление компрометирующих материалов в прессе. Как видим, функции специалиста PR могут быть весьма разноплановыми: управленческими, исследовательскими, коммуникаторскими, журналистскими, организаторскими и т.д. Именно в этом – основная сложность профессии.
Структура отдела по СО Назначение отдела по связям с общественностью должно соответствовать целям деятельности всего предприятия и способствовать их наиболее полной, своевременной и качественной реализации. Такой целью в общем случае является приобретение преимущества особого рода. И это преимущество большинство авторов обозначает как паблицитный капитал. По определению одного из наиболее авторитетных специалистов в области PR М. Шишкиной, "паблицитный капитал - это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. Этот вид капитала представляет собой социальное отношение, связанное с собственностью, и сущность его связана с самовозрастанием стоимости за счет использования потребительской стоимости, заключенной в собственности". Если говорить о том, в каких отраслях наиболее востребованы PR-структуры, приоритеты можно расставить следующим образом: потребительский рынок, нефтегазовый сектор, инвестиционно-банковская сфера, крупные промышленно-производственные структуры, телекоммуникации и розничная торговля. Полнота реализации назначения отдела по связям с общественностью определяется эффективной организацией его деятельности, и в частности, четким и ясным пониманием его функций и задач. Целью деятельности отдела по связям с общественностью является ведение соответствующей работы в полном соответствии с планами деятельности предприятия. Для реализации цели своего предназначения отдел по связям с общественностью решает следующие основные задачи: маркетинговую, организационную, коммуникационную, исследовательскую, творческую, аналитическую и производственную. Перечень функциональных обязанностей PR-подразделений, связанных с выполнением возложенных на них задач, не всегда одинаков в разных компаниях, однако существует определенный набор стандартных функций. Перечислим их.
Определение общей PR-политики. · Подготовка заявлений корпорации. · Паблисити для корпорации в целом. · Паблисити продукции корпорации. · Связи с государственными органами. · Связи с местным населением. · Связи с клиентами. · Институциональная реклама. · Донорская деятельность корпорации. · Печатные органы для персонала компании. · Прием гостей. · Координация и интегрирование всех направлений PR-работы компании в целом и ее отдельных подразделений. · Организация и выполнение учебных и специальных образовательных программ. В той или иной мере они присутствуют в PR-отделах. Эффективность деятельности отдела по связям с общественностью во многом зависит и от того, насколько соответствует его структура и состав поставленным задачам. Ю.М. Демин в работе "Бизнес PR" предлагает следующий "классический" вариант организационной структуры отдела по связям с общественностью, который логически вытекает из содержания рассмотренных ранее функций. Хотя, естественно, в каждом предприятии будет создана собственная модель в зависимости от поставленных задач, реализуемых программ. Структуры отделов по связям с общественностью разных предприятий могут существенно отличаться друг от друга. По нашим наблюдениям, наиболее эффективен состав из четыре специалистов, способных полностью реализовать PR средней компании: начальник отдела, специалисты по внутренним коммуникациям и по внешним коммуникациям, дизайнер-верстальщик. Непосредственное руководство отделом по связям с общественностью осуществляет его начальник. Он подчиняется генеральному директору и руководит всеми штатными сотрудниками отдела.
Общий порядок работы начальника отдела по связям с общественностью предполагает: 1) анализ и постановку задач, согласование их с первым лицом, либо распоряжение первого лица; 2) выработку решения о порядке выполнения задания; 3) доклад и утверждение решения руководством предприятия (сроки, средства и методы выполнения задания, ресурсы: персонал, техника, информация и т.п.); 4) распределение обязанностей между исполнителями; 5) организация взаимодействия, управления и обеспечения в процессе работы; 6) прием результатов работы, их оценка и отчет о выполнении задачи. Основным организационным документом является стратегический план работы. В нем описаны цели компании, целевые группы, на которые направлена деятельность, приоритетные каналы распространения информации и инструменты (информационные, аналитические, организационные, коммуникационные и инструменты кризисного реагирования). Тактическим приложением к нему является план работы на год, в котором отражаются: ─ перечень действий; ─ сроки выполнения; ─ сведения об ответственных исполнителях; ─ сведения о привлекаемых ресурсах; ─ порядок осуществления контроля; ─ содержание основных мер обеспечения и взаимодействия; ─ учет результатов проделанной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|