Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительские предпочтения.




Для окончательного понятия о поведении потребителя на рынке надо учитывать и то, что желает он купить. Желание приобрести товары, входящие в определенный набор, отражает предпочтение потребителя. Их можно исследовать на примере с помощью опроса потребителя, предлагая ему оценить различные сочетания одежды и продуктов, приносящих ему одинаковый объем совокупной полезности.

Это будет означать, что потребителю безразлично, какой именно из этих наборов приобретать. Поэтому, эта кривая, построенная по данным точкам, носит название кривой безразличия. При нанесении серии таких кривых безразличия на график, то есть карту безразличия, одна из них непременно коснется линии бюджета в точке Е. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе. Эта точка равновесия может сместиться вверх или вниз при изменении бюджета потребителя; при снижении цен на одежду и продукты; при изменении цены на товар только одной из рассматриваемых групп в наборе. Эти ситуации называют эффектами дохода или эффектами замещения.

В терминах теории потребительского поведения точка равновесия – это точка, где достигается максимилизация полезности всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета. Правило потребительского поведения, или правило максимилизации полезности состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретаемые блага приносила одинаковую предельную, т.е. дополнительную полезность.

 

Переход от кардинализма к ординализму.

Суть этих переходов состояло в следующем: как известно из повседневной практики, многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые товары могут потребляться только совместно (комплементарные), другие наоборот, служат удовлетворению одной и той же потребности и являются взаимозаменяемыми (субституты). Следовательно, правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Так совершился переход от кардиналистского (т. е. количественного) подхода к полезности – к ординалистскому (т. е. порядковому).

Первые шаги в этом были сделаны российским экономистом Слуцким Е. Е. Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Роя Аллана и Джона р. Хикса («Пересмотр теории ценности»).

Центральная идея ординалистского подхода может быть объяснена следующим образом. Теория отказывает от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Иными словами, наш потребитель не мучается вопросами количественной оценки полезности товаров, т. е. во сколько раз данный набор полезней всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее других. Закономерности поведения потребителя уже не связаны с измерением полезности. Их исследование базируется на эффектах замещения и дохода.

Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

Изменение величины спроса может быть связана с воздействием изменения цены на величину реального дохода. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять – таки снизилась. Потребитель будет по – прежнему способен приобрести товарный набор, который ему кажется наилучшим. Но у него останется некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению дохода, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно (эффект дохода).

 

 

Раздел 3 Рыночная экономика

Тема 3.1: Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Спрос. Закон спроса.

Спрос – это количество товара или услуги определенного вида, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них.

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом великая сила цены. Очень важно осознать, что спрос – это потенциальная купля, но состоится она или нет – зависит от множества факторов. Из определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса: между уровнем цены p (прайс) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость при прочих равных условиях: Qd = f (1/ p).

Иными словами, закон спроса состоит в том, что повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению при прочих равных условиях.

В экономике выделяют 3 эффекта, объясняющих такую тенденцию:

· эффект дохода состоит в том, что при росте дохода человека товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым, и поэтому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок и наоборот.

· Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены или росте, темпами ниже, чем у других товаров, товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно по сравнению с другими товарами, что дополнительно поощряет рост спроса на него.

· Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью. Покупатель всегда сопоставляет объем полезности товара и объем затрат в виде цены. При снижении цены изменяется соотношение расходов на товар и его полезность к большей выгоде. Теперь, сохраняя прежние совокупные объемы затрат, покупатель получает больше выгоды, чем раньше, и поэтому осуществляет покупку в большем объеме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...