Олигополия и межотраслевая конкуренция.
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, хотя определить точное количество трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную с одной стороны монополией, а с другой стороны монополистической конкуренцией. Доступ на рынок олигополии достаточно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и условиях монополии. В числе важнейших величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородной, так и дифференцированной. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную: 1) Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. 2) Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это – автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника, сигареты и т.д. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую но и неценовую конкуренцию, т.к. последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях совершенной конкуренции, олигополисты используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламы, экономический шпионаж.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью, взаимореакцией немногих соперников, на что в своё время обратил внимание основоположник теории олигополии французский экономист Курно: т.к. на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
Лидерство в ценах и объеме производства. Сговор: соглашение между конкурентами. К олигополии как рыночной структуре относят картель, которая представляет собой сговор нескольких фирм в целях максимизации прибыли по поводу цен, объемов выпуска продукции, условий найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынка сбыта и доли каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – картельное соглашение. Если в картель объединяются все предприятия в отрасли, то ведут себя как фирма-монополист. Но картель весьма редко, в отличии от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынуждена учитывать политику некартелизованных предприятий. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, ОПЕК (Организация Стран экспортеров нефти), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран. Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (консорциумов).
Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующие в данной отрасли и данном рынке крупной фирмой. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор хотя его наличие обычно не доказано. Жесткость цен – так называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек и спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цены из-за страха развязать «войну цен». Патентные пулы – это соглашения по специализации и кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместному строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.
Тема 3.3. Производство. Факторы производства. Производство. Важнейшие экономические ресурсы. Производство является материальной основой экономики. Производство – это деятельность общества, посредством которой оно удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Поэтому производство – есть прежде всего процесс преобразования природы. Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество. Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства товаров, услуг и других ценностей. Ресурсы делятся на 4 группы: 1) Природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества;
2) Материальные – созданные человеком средства производства, которые сами являются результатами производства; 3) Трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивается по социально-демографическим, профессионально-квалификационным и культурно-образовательным параметрам. 4) Финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Наряду с понятием «ресурсы производства», экономическая теория оперирует также понятием «факторы производства». Факторы производства Факторы производства - это реально вовлеченные в производство ресурсы, т.е. производящие ресурсы. В экономике выделяют следующие основные факторы производства: земля труд капитал предпринимательство Земля как фактор производства имеет троякое значение: 1) в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. 2) в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) земля – есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда, и средством труда. 3) в пределах всей экономики «земля» может выступать как объект собственности. Капитал – так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. Труд – это та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Предпринимательство – это инициативная новаторская деятельность граждан, направленная на получение прибыли и связанная с определенным риском. Сегодня предпринимательство причисляют в основным факторам современного производства. Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства. Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: капитал приносит процент, труд – заработную плату, земля – ренту, предпринимательство – прибыль. Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях – одна из центральных проблем экономической теории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|