Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики рыночных структур.




По сути дела, понятие рыночной структуры намного шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку.

Несмотря на разнообразие рыночных структур, обычно выделяют 4 их типа:

1. Совершенная конкуренция;

2. Монополистическая;

3. Олигополия;

4. Несовершенная конкуренция.

Каждая из названных структур отличается степенью конкуренции рынка, т.е. способностью фирмы воздействовать на рынок, прежде всего по цене. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается этот рынок.

Типы рыночных структур Количество, размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступ ность информа ции Способ ность фирмы контролировать конкурен тов
Совершенная конкурен ция Множество мелких фирм Однородная Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам Отсутству ет
Монополистическая конкурен ция Множество мелких фирм Разнородная продукция (дифференциро ванная) Незначительные затруднения Некоторое затруднение Ограничено возможнос тью замены товара
Олигопо лия Не велико. Есть крупные фирмы Однородная и дифференциро ванная Возможны значитель ные препятствия Существу ют ограниче ния Ограничено ценовой политикой других фирм, но значитель но при сговоре фирм
Монопо лия Одна фирма Уникальная продукция, не имеющая аналогов Практически непреодоли мые барьеры на входе Существен ные ограниче ния Полный контроль

Представленная характеристика рыночных структур при сопоставлении с реальной действительно показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и чистая монополия фактически встречаются редко, в то время, как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.

 

Монополия.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, при чем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, и рассчитывать при этом максимальную прибыль.

Закон спроса на монополистическом рынке не действует. Выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене. Объем производства монополистов ограничен только долей дохода, которую ему удается вырвать от потребителя. Монополистический рынок возникает главным образом в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированным доходом, чем постоянный риск в конкурентной борьбе.

Особые черты, отличающие монополию от совершенной конкуренции:

1. Единственный продавец;

2. Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену или отказаться от покупки;

3. Полный контроль монополиста над ценой и объемом продаж;

4. Для потенциальных конкурентов монополистов установлены труднопреодолимые юридические ограничения в виде лицензии, патента, знаков.

К чистой монополии можно отнести компании кабельного телевидения, телефонные компании, монополии книгоиздательства.

Существуют монопольные рынки, происхождение которых носит естественный или целесообразный характер, т.к. многочисленность производителей снижало бы экономическую эффективность. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а, значит, понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желанными для общества, хотя монополии все равно вынуждают регулировать их деятельность.

Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. К ним относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (газ, электроснабжение).

Социальные потери от монополий.

Монополистический рынок снижает уровень жизни, т.к. потребитель вынужден оплачивать завышение цены, снижение качества товаров, т.к. ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым, снижает экономическую эффективность производства, т.к. монополии не заботятся о снижении затрат, считая, что все будет оплачено потребителем.

Повсеместное утверждение означало бы экономическую катастрофу – искусственное взвинчивание цены обогащает монополиста, но истощает потребителя; экономика приобретает застойный характер; объем производства сокращается, вызывая безработицу и падение доходов со всеми вытекающими социально-политическими последствиями.

Монопсония возникает со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов.

Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Такая структура будет называться чистая монопсония.

 

Ценовая дискриминация.

Фирма-монополист не всегда устанавливает единую цену на свою продукцию. Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы на один и то же товар на различных рынках называется ценовой дискриминацией.

Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически, или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены на этих обособленных рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Обычно, ценовую дискриминацию подразделяют на 2 типа:

1) Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее зависит от различных условий покупки товара или оплаты услуг потребителем в зависимости от количества приобретенного товара или услуги. Цены на товар в розницу всегда выше, чем товары оптовые.

2) Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы, и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар различную цену. Продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени и т.д. Многие покупатели совершают покупки во время сезонных или других распродаж, что, в конечном счете, выгодно продавцу.

Ценовая дискриминация также часто используется фирмами и в ходе конкуренции для привлечения новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т.д.

Ценовая дискриминация возможна при 3х условиях:

1)фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

2)должна быть исключена возможность перепродажи товаров. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;

3)необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка, т.е. многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкуса, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Ценовая дискриминация имеет определенные последствия. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свою прибыль за счет покупателей, но с другой стороны. Монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае, ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, т.к. она ведет к росту объема предложения и спроса. и положительным является то, что те сегменты рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, теперь обслуживаются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...