Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки.




Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Исходная цена предложения на товар сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» или «цены равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже готов купить.

Ситуация на рынке является равновесной, если при данной цене величина спроса соответствует величине предложения. Qd=Qs

Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.

Точка пересечения Е соответствует определенному уровню цены РЕ и количеству товара QSЕ, продаваемому по этой равновесной цене.

Как показано на графике любой избыток товара, т.е. товарный излишек толкает цену товара вниз, к точке равновесия Е, любой товарный дефицит будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге устанавливается равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QSE товаров на рынке.

Равновесная цена жестко зафиксирована с обеих сторон: А) по горизонтали – преодоление искусственного дефицита, или перепроизводства (механизм изменения количества товаров); В) по вертикали – стремление к достижению предельной выгодности (механизм изменения уровня цен).

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства: А) монополизм продавца или покупателя, искусственно удерживающего цену в свою пользу; В) административное регулирование цен государством.

 

Задача 1.

Объем продаж на товары изменился на 4% при увеличении цены на них на 6%. Определить тип ценовой эластичности спроса на товар. Объем продаж изменился в сторону увеличения или уменьшения? Ответ обоснуйте.

 

 

Задача 2.

При цене на одну единицу товара 400р. было продано 500шт. товара. Коэффициент ценовой эластичности на данный товар 0,8. Каким будет объем спроса, если поднять цену до 420р.?

 

 

Задача 3.

Функция спроса на товар 30-8Р, функция предложения -6+10Р. Найти:

1) коэффициенты ценовой эластичности спроса и предложения на интервале цен от 2 до 3 рублей.

2) равновесные цену и объем реализации.

 

Тема 3.2. Рынок. Рыночные структуры.

Рынок. Виды рынков.

 

Различают два уровня экономики – макроуровень и микроуровень. Соответственно этому различаются макро- и микроэкономические модели.

Макроэкономика охватывает народное хозяйство в целом, это сфера общеэкономических процессов, в которых общество предстает как совокупность предприятий и домашних хозяйств. В центре макроанализа – зависимость между агрегированными величинами (валовый продукт, национальный доход, совокупные издержки).

Микроэкономика – это сфера функционирования основной экономической единицы (предприятие, домашнее хозяйство), или иначе – сфера частного бизнеса. Рыночный характер микроэкономики в том, что в ее пределах любой вид деятельности выступает как источник дохода. Если микроэкономика больше тяготеет к стабильности, равновесию, то макроэкономика – к динамике и росту.

Рынок – это совокупность форм и организаций сотрудничества, предназначенная для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей.

Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, сервисные службы, различные посреднические компании и т.д. основная функция инфраструктуры товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства.

Рынок капитала состоит из двух частей: кредитного и рынка ценных бумаг. Кредитный рынок- это рынок заемного капитала, его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты.

На рынке ценных бумаг прежде всего продаются доли участия в собственности предприятия, это рынок собственного капитала, его основной институт – фондовые биржи.

Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынков факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

 

3.2.2. Рыночные структуры. Совершенная и несовершенная конкуренции.

 

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. С учетом условий, в которых протекает конкуренция, обычно выделяют следующие их типы:

· Совершенная конкуренция;

· Несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей, идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют рынок свободной конкуренции.

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

1. большое количество мелких продавцов и покупателей;

2. продаваемый продукт однороден у всех производителей и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

3. невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры (совокупность всех факторов);

4. полная свобода входа и выхода на рынок.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое, но существует ряд отраслевых рынков, которые в сравнительно большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки ценных бумаг. Эти рынки включают большое количество независимых продавцов, предлагающих стандартный товар, цена на который определяется в соотношении спроса и предложения.

Под рынком несовершенной конкуренции понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные производители, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, возникшая в случае, если там нет полной монополии одного из продавцов, но и нет совершенной конкуренции, поскольку один или несколько продавцов либо покупателей способны заметно влиять на размеры спроса или предложения, а значит, и на уровень рыночной цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...