Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие применения. Мультимодальное консультирование. Основные положения. Технический эклектизм




Другие применения

 

Консультирование по жизненным умениям может использоваться, чтобы помочь клиентам противостоять как экзистенциальным заботам, так и непосредственным про­блемам. Например, некоторые люди неизлечимо больны раком. Им может требоваться содействие по крайней мере в четырех областях. Консультант должен помочь своему неизлечимо больному клиенту столкнуться лицом к лицу со смертельной тревогой и примириться с ней; справиться с проблемами, возникающими в связи с обусловленны­ми раком переживаниями, например с изменениями во внешности, ухудшением здоро­вья; справиться с проблемами, которые имеются у клиента независимо от наличия за­болевания, например с приводящим к частому возникновению стресса образом жизни, плохими отношениями с супругом(ой); найти смысл для оставшегося периода жизни (Nelson-Jones, Cosolo, 1994b). Квалифицированный консультант по жизненным умени­ям не обойдет вниманием все эти области и проявит готовность в них работать.

Консультирование по жизненным умениям применяется и в группах. Во-первых, концепции жизненных умений могут быть вплетены в работу групп, основанную на взаимодействии. Например, члены консультационных групп могут использовать язык навыков, чтобы анализировать либо общение в пределах группы, либо проблемы чле­нов группы, возникающие за ее пределами. Консультанты, работающие с группами, могут также помогать членам группы развивать соответствующие навыки мышления и действия. Во-вторых, принципы консультирования по жизненным умениям могут быть распространены на работу групп, члены которых обучаются жизненным умениям (на­пример, навыкам выслушивания или навыкам управления стрессом). Ключевыми ха­рактеристиками таких групп являются использование языка навыков, договоренность относительно целей выработки навыков ясного мышления и действия, предложение поддерживающих отношений, использование хороших навыков обучения и подчерки­вание особой важности укрепления выученных навыков оказания самопомощи.

Прежде всего, консультирование по жизненным умениям — это подход, направ­ленный на обучение навыкам оказания самопомощи. «Элегантное» использование дан­ного подхода подразумевает, что клиенты способны применить его при решении как старых, так и новых проблем. Консультационная модель DASIE может быть превраще­на в модель оказания самопомощи CASIE:

С (CONFRONT) ПРОТИВОСТОЯТЬ своей проблеме, четко определять и уточнять ее.

A (ASSESS) ОЦЕНИВАТЬ свою проблему и переопределять ее в терминах умений.

S   (STATE) ФОРМУЛИРОВАТЬ рабочие цели и составлять план воздействий с целью оказания самопомощи.

I (IMPLEMENT) ОСУЩЕСТВЛЯТЬ свой план. Е (EVALUATE) ОЦЕНИВАТЬ последствия выполнения своего плана.

Если люди должны укрепить свою психологическую жизнь, им необходимы муже­ство и соответствующие навыки.

Мультимодальное консультирование

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Технический эклектизм

Эклектизм — это не единая целостная конструкция (Lazarus, 1989b). На самом деле существует много различных видов эклектизма. Лазарус различает несистемати­ческий и систематический (технический) эклектизм. Несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультанты не испытывают необходимости ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник. Систематический (технический) эклектизм характеризуется тем, что консуль­танты руководствуются предпочитаемой теорией, но, кроме того, привлекают техни­ки, используемые в других видах консультирования. Теория социального и когнитив­ного научения Бандуры является основной теорией, которую предпочитают мультимодальные консультанты (Lazarus, 1989b, 1992, 1993b).

Лазарус проводит различие между теоретическим и техническим эклектизмом. В отличие от сторонников теоретического эклектизма, консультанты приверженцы технического эклектизма, «используют процедуры, взятые из различных источников, не всегда согласуя эти процедуры с теориями или дисциплинами, которые их породи­ли» (Lazarus, 1989a, р. 503). Систематические технические эклектики не выбирают тех­ники, которые, по их мнению, являются «правильными», не перепрыгивают от теории к теории. Лазарус пишет: «Отличительной чертой технического эклектизма является ис­пользование предписывающего лечения, в основе которого лежат эмпирические дан­ные и потребности клиента, а не теоретическое и личное предрасположение» (Lazarus, 1989b, p. 252). Технические эклектики главным образом используют когнитивно-пове­денческие идеи и техники. Кроме того, они периодически обращаются к школам Адле­ра, Роджерса, Эриксона, к школам психодрамы, гештальта, терапии реальностью и трансактного анализа, но не становятся сторонниками какой-либо из этих разнообраз­ных теорий. Технические эклектики считают излишним добавление новых объясни­тельных принципов.

В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют техники, использу­ющиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. Лазарус рассматривает технический эклектизм как шаг к интеграционизму. Однако он подчеркивает, что необходимо быть осмотрительным при продвижении к интеграционизму. Существует опасность поверхностного слияния теоретических прин­ципов, которые являются внутренне несовместимыми (Lazarus et al., 1992). Кроме того, консультанты могут с излишним усердием наклеивать теоретические ярлыки к своим действиям, вместо того чтобы точно формулировать, что они делают с каждым кли­ентом, и описывать, как они выбирают, что будут делать в данном конкретном случае.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...