Другие применения. Мультимодальное консультирование. Основные положения. Технический эклектизм
Другие применения
Консультирование по жизненным умениям может использоваться, чтобы помочь клиентам противостоять как экзистенциальным заботам, так и непосредственным проблемам. Например, некоторые люди неизлечимо больны раком. Им может требоваться содействие по крайней мере в четырех областях. Консультант должен помочь своему неизлечимо больному клиенту столкнуться лицом к лицу со смертельной тревогой и примириться с ней; справиться с проблемами, возникающими в связи с обусловленными раком переживаниями, например с изменениями во внешности, ухудшением здоровья; справиться с проблемами, которые имеются у клиента независимо от наличия заболевания, например с приводящим к частому возникновению стресса образом жизни, плохими отношениями с супругом(ой); найти смысл для оставшегося периода жизни (Nelson-Jones, Cosolo, 1994b). Квалифицированный консультант по жизненным умениям не обойдет вниманием все эти области и проявит готовность в них работать. Консультирование по жизненным умениям применяется и в группах. Во-первых, концепции жизненных умений могут быть вплетены в работу групп, основанную на взаимодействии. Например, члены консультационных групп могут использовать язык навыков, чтобы анализировать либо общение в пределах группы, либо проблемы членов группы, возникающие за ее пределами. Консультанты, работающие с группами, могут также помогать членам группы развивать соответствующие навыки мышления и действия. Во-вторых, принципы консультирования по жизненным умениям могут быть распространены на работу групп, члены которых обучаются жизненным умениям (например, навыкам выслушивания или навыкам управления стрессом). Ключевыми характеристиками таких групп являются использование языка навыков, договоренность относительно целей выработки навыков ясного мышления и действия, предложение поддерживающих отношений, использование хороших навыков обучения и подчеркивание особой важности укрепления выученных навыков оказания самопомощи.
Прежде всего, консультирование по жизненным умениям — это подход, направленный на обучение навыкам оказания самопомощи. «Элегантное» использование данного подхода подразумевает, что клиенты способны применить его при решении как старых, так и новых проблем. Консультационная модель DASIE может быть превращена в модель оказания самопомощи CASIE: С (CONFRONT) ПРОТИВОСТОЯТЬ своей проблеме, четко определять и уточнять ее. A (ASSESS) ОЦЕНИВАТЬ свою проблему и переопределять ее в терминах умений. S (STATE) ФОРМУЛИРОВАТЬ рабочие цели и составлять план воздействий с целью оказания самопомощи. I (IMPLEMENT) ОСУЩЕСТВЛЯТЬ свой план. Е (EVALUATE) ОЦЕНИВАТЬ последствия выполнения своего плана. Если люди должны укрепить свою психологическую жизнь, им необходимы мужество и соответствующие навыки. Мультимодальное консультирование ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Технический эклектизм Эклектизм — это не единая целостная конструкция (Lazarus, 1989b). На самом деле существует много различных видов эклектизма. Лазарус различает несистематический и систематический (технический) эклектизм. Несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультанты не испытывают необходимости ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник. Систематический (технический) эклектизм характеризуется тем, что консультанты руководствуются предпочитаемой теорией, но, кроме того, привлекают техники, используемые в других видах консультирования. Теория социального и когнитивного научения Бандуры является основной теорией, которую предпочитают мультимодальные консультанты (Lazarus, 1989b, 1992, 1993b).
Лазарус проводит различие между теоретическим и техническим эклектизмом. В отличие от сторонников теоретического эклектизма, консультанты приверженцы технического эклектизма, «используют процедуры, взятые из различных источников, не всегда согласуя эти процедуры с теориями или дисциплинами, которые их породили» (Lazarus, 1989a, р. 503). Систематические технические эклектики не выбирают техники, которые, по их мнению, являются «правильными», не перепрыгивают от теории к теории. Лазарус пишет: «Отличительной чертой технического эклектизма является использование предписывающего лечения, в основе которого лежат эмпирические данные и потребности клиента, а не теоретическое и личное предрасположение» (Lazarus, 1989b, p. 252). Технические эклектики главным образом используют когнитивно-поведенческие идеи и техники. Кроме того, они периодически обращаются к школам Адлера, Роджерса, Эриксона, к школам психодрамы, гештальта, терапии реальностью и трансактного анализа, но не становятся сторонниками какой-либо из этих разнообразных теорий. Технические эклектики считают излишним добавление новых объяснительных принципов. В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют техники, использующиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. Лазарус рассматривает технический эклектизм как шаг к интеграционизму. Однако он подчеркивает, что необходимо быть осмотрительным при продвижении к интеграционизму. Существует опасность поверхностного слияния теоретических принципов, которые являются внутренне несовместимыми (Lazarus et al., 1992). Кроме того, консультанты могут с излишним усердием наклеивать теоретические ярлыки к своим действиям, вместо того чтобы точно формулировать, что они делают с каждым клиентом, и описывать, как они выбирают, что будут делать в данном конкретном случае.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|