НОВОВВЕДЕНИЯ. Социальное научение. Неосознаваемые процессы. Защитные реакции. Получение неверной информации и отсутствие информации
НОВОВВЕДЕНИЯ
Лазарус никогда детально теоретически не объяснял, как люди приобретают и сохраняют свои BASIC I. D. модальности, а также сильные и слабые стороны личности. Лазарус предпочитает быть эмпириком и оставляет теоретизирование другим. Однако он старается понять структуры и принципы, предложенные другими теоретиками, для того чтобы решить, на какие идеи, наиболее глубоко обоснованные с научной точки зрения, он может опираться. Лазарус последовательно избегает теоретической интеграции, он пишет: «Не будет преувеличением сказать, что мультимодальная терапия не является конгломератом психоанализа, поведенческой терапии и различных других систем» (Lazarus, 1989a, р. 519). Личности людей формируются на базе их генетического фонда, физической окружающей среды и истории социального научения. Мультимодальные консультанты не отрицают теорию; «концепция технического эклектизма распространяется в пределах последовательной теории социально-когнитивного научения (Bandura, 1986)» (Lazarus, 1989с, p. ix). Однако, имея дело с диадичными, семейными и другими сложными взаимодействиями, Лазарус добавляет объяснительные концепции, используя при этом теории связи и систем (Kwee, Lazarus, 1986).
Социальное научение Во всех процессах научения большое значение имеют ассоциации, имеющие форму событий, случающихся одновременно или в близкой последовательности. Значительная часть человеческого поведения является результатом классического и оперантного обусловливания. Например, многие виды отвращения, очевидно, возникают на основании классического обусловливания. Лазарус (Lazarus, 1989a) приводит следующий пример. Один его клиент после операции, произведенной несколько лет тому назад, страдал от ощущения тошноты. Этот клиент лежал после операции на больничной койке рядом с человеком, который постоянно проигрывал кассету с «Лунной сонатой» Бетховена. В дальнейшем у клиента всегда начинал болеть живот, как только он слышал эту музыку. Оперантное обусловливание, при котором возвращение поведения обусловливается его последствиями, является другим главным процессом социального научения. Например, женщина, пребывающая в состоянии депрессии, может подкреплять свою депрессию, запираясь в спальне и избегая полезных социальных контактов (Kwee, Lazarus, 1986). Вот еще один пример — женщина заявляет: «Теперь я понимаю, что моя мигрень в значительной степени обусловлена тем, что мой муж оказывал мне какое-либо реальное внимание только тогда, когда я страдала от боли» (Lazarus, 1989a, р. 516). Моделирование и замещающие процессы, также имеют большое значение в научении. Люди учатся, наблюдая за действиями других и подражая им. Кроме того, люди учатся, воспринимая положительные и отрицательные последствия поведения других.
Люди фильтруют свое обусловливание и моделирование и могут не принимать их во внимание из-за того, что у них возникают мысли, касающиеся соответствующих стимулов. Люди реагируют не на реальную, а на воспринимаемую ими окружающую среду. На восприятие людей влияют следующие факторы: личностное использование языка, ожидание, избирательное внимание, способность решать проблемы, цели, стандарты исполнения, а также ценности, установки, убеждения.
Неосознаваемые процессы
Большая часть научения не является ни осознаваемой, ни преднамеренной. Неосознаваемые процессы не следует путать с фрейдистским понятием «бессознательное». Говоря о неосознаваемых процессах, Лазарус подразумевает следующее: «Люди характеризуются различными уровнями и степенями осознания, и нераспознанные — субли-минальные* — стимулы могут влиять на мысли, чувства и поведение... » (Lazarus, 1992, р. 235). Исследования показали, что в моменты измененного состояния сознания люди получают доступ к воспоминаниям и навыкам, недоступным при сознательном вспоминании.
Защитные реакции
В процессе социального научения люди могут приобретать множество ненужных защитных реакций. Защитные реакции позволяют избегать боли, дискомфорта и «отрицательных эмоций, таких как тревога, депрессия, чувство вины и стыда» (Lazarus, 1981, р. 38). Люди снижают уровень осознания, отрицают или искажают воспринятое и дают неверные названия своим чувствам. Существуют следующие защитные реакции: отрицание; чрезмерные интеллектуализация и рационализация; проекция, характеризующаяся неправильным приписыванием чувств другим людям; перенос, например агрессии на других людей, животных или на вещи.
Получение неверной информации и отсутствие информации
Лазарус считает, что в основе большинства эмоциональных проблем и расстройств лежат получение неверной информации или отсутствие информации (Dryden, 1991).
Получение неверной информации
При получении неверной информации у людей формируются неправильные предположения и убеждения, касающиеся собственно жизни и процесса жизни. Одним из последствий дезинформации является формирование перфекционистских убеждений, которые поддерживаются западным обществом. Например, людей убеждают в том, что жизненное счастье связано с известностью и удачей. Другими следствиями дезинформации являются неспособность людей понять, что на их жизнь влияют, главным образом, их собственные мысли и восприятия, а не внешние события; формирование убеждения, что выражать гнев публично — это хорошо; развитие уверенности в том, что необходимо угождать другим людям; формирование убеждения, что лучше избегать риска. Получение неверной информации, связанной с браком, лежит в основе возникновения широко распространенных мифов, например, таких: «Романтичная любовь обеспечивает хороший брак», «Если вы чувствуете себя виновным, признайтесь (исповедуйтесь)» (Lazarus, 1985).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|