Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения между консультантами и клиентами




ПРАКТИКА

 

Практика мультимодального консультирования характеризуется наличием шести отличительных черт:

«1. Высокий уровень внимания к полному BASIC I. D. (Конкретный и всесторон­ний анализ BASIC I. D. )

2. Использование анализа BASIC I. D. второго порядка.

3. Использование профилей модальности.

4. Использование структурных профилей.

5. Отслеживание последовательности активизирования модальностей.

6. Использование специальных процедур, предназначенных для " наведения мос­тов" » (Lazarus, 1992, р. 250).

Ниже будет рассмотрено (в произвольном порядке), как каждая из этих отличи­тельных черт формирует часть мультимодального консультирования.

 

Цели

 

Долгосрочный гедонизм является ведущей философией (Dryden, 1991). Лазарус не дает определения развлечению, но отмечает, что главная цель большинства людей — развлекаться, пока они живы. Однако людям требуется поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом.

Хотя у индивидуумов преобладают различные модальности, BASIC I. D. предлагает наглядные субцели для эффективного функционирования:

Поведение. Совершение эффективных действий, способствующих достижению реалистических целей

Аффект. Подтверждение, точное определение и признание чувств; развитие уме­ния справляться с отрицательными чувствами и усиление положительных чувств

Ощущения. Сохранение контакта с собственными ощущениями и получение от них удовольствия

Образы. Поддержание контакта с собственным воображением; использование об­разов, позволяющих справляться с ситуацией

Когниции. Обладание достаточно точной и полной информацией; реалистичное мышление

Межличностные отношения. Обладание хорошо развитыми навыками общения, например ассертивностью, навыками ведения беседы; способность к здоровой взаимо­зависимости

Наркотическая зависимость и другие виды биологической зависимости/ биология. Адекватная забота о теле и физическом здоровье; умеренность в потребле­нии пищи и спиртных напитков

У людей могут иметься недочеты в одной или нескольких вышеупомянутых модаль­ностях, но при этом люди могут быть счастливыми. Индивиды склонны к совершению ошибок, иногда даже к причинению вреда самим себе. Однако люди могут принимать себя и неизбежность совершения ошибок, одновременно пытаясь реже ошибаться.

Цели мультимодального консультирования могут быть приспособлены к конкрет­ным клиентам, консультанты принимают во внимание их «цели, поведение, позволяю­щее справиться с ситуацией, ситуационные контексты, эмоциональные реакции, " со­противления" и базисные убеждения» (Lazarus, 1992, р. 237). На всех этапах консуль­тирования, в том числе при оценке и постановке целей, следует избегать жесткости. В некоторых случаях главные проблемы клиентов очевидны, поэтому полный анализ всех семи модальностей BASIC I. D. не требуется. Однако в большинстве случаев муль-тимодальное консультирование опирается на полный анализ BASIC I. D. На основе по­лученных данных консультанты создают так называемый профиль модальностей, в ко­тором перечисляются основные проблемы, имеющиеся в рамках каждой модальности, и рекомендуемые методы лечения. Необходимо достигать итоговых целей, а именно разрешения каждой проблемы, указанной в профиле для данной модальности. Напри­мер, депрессия — это одна из проблем, которая указана в разделе «Эмоции» профиля модальностей клиента. Итоговой целью, имеющей отношение к этой проблеме, являет­ся снижение степени подавленности клиента, предпочтительно с помощью какого-либо метода, в основе которого лежит измерение. Поскольку в профилях модальностей пе­речисляются также рекомендуемые воздействия, способы решения проблемы и цели процесса в этих профилях подразумеваются. Задача консультанта — выбрать наибо­лее эффективный способ разрешения каждой конкретной проблемы. Здесь неизбежно возникает ряд вопросов. Мог ли консультант выбрать для уменьшения выраженности депрессии клиента из имеющегося набора лучший метод лечения, чем рекомендуемое воздействие с помощью образов, позволяющих справиться с ситуацией, и интенсифи­кация полезной деятельности? Какой вклад в решение проблемы или достижение ито­говой цели (уменьшения выраженности депрессии клиента) вносит каждое выбранное воздействие само по себе или в комбинации с другими воздействиями?

 

Отношения между консультантами и клиентами

 

Отношения между консультантами и клиентами можно разделить на универсаль­ные и на специфические отношения, которые устанавливаются в процессе работы с конкретными клиентами. Одним из видов поведения, связанного с универсальными отношениями, является попытка наладить сотрудничество всегда, когда это возможно. Мультимодальные консультанты стараются работать вместе с клиентами. Существует еще одно правило, которого следует придерживаться при налаживании универсальных отношений: недопустимо задевать чувство достоинства клиента как человека, хотя его неадекватное поведение можно резко критиковать.

«" Выбор отношений" не менее важен при проведении психотерапии, чем " выбор техники" » (Lazarus, 1993a, р. 404). Большинству клиентов отношения с консультантом обеспечивают «почву, позволяющую техникам пустить корни» (Dryden, 1991, р. 17). В отличие от Роджерса, который обычно предлагает «тщательно культивируемую сер­дечность, искренность и эмпатию всем своим клиентам» (Dryden, 1991, р. 18), Лазарус пытается «подогнать» отношения к характеру конкретных клиентов, а также к потреб­ностям, которые преобладают у клиента в различные моменты консультирования. Не­которым клиентам оказывается достаточно внимательного выслушивания. Однако мно­гим клиентам требуется, чтобы консультанты выбирали и использовали определенные техники, которые помогли бы клиентам развивать навыки, позволяющие справляться с решением проблем, указанных в их профилях модальности. Таким образом, консуль­тантам нужно предлагать отношения, выходящие за рамки внимательного выслушива­ния.

Лазарус говорит о важности гибкости и многосторонности и использует метафору «подлинный хамелеон» (Kwee, Lazarus, 1986; Dryden, 1991; Lazarus, 1993a), чтобы под­черкнуть, что мультимодальные консультанты изменяют стиль отношений с целью обеспечения высокого качества в сочетании с соответствием ожиданиям, личности, проблемам и целям клиентов. Лазарус описывает четыре различных, но имеющих об­щие черты, способа изменения отношений с клиентами.

Применение континуума отношений. О взглядах мультимодальных консуль­тантов на оказывающие помощь отношения можно получить представление, рассмот­рев используемый консультантами континуум от «очень тесной связи и зависимости на одном конце до довольно формальной, практичной причастности — на другом» (Kwee, Lazarus, 1986, p. 333). В ходе консультирования отношения следует гибко изме­нять, чтобы они соответствовали ожиданиям и предпочтительным модальностям каж­дого клиента. Например, некоторые люди плохо реагируют на сердечность и эмпатию консультанта и предпочитают более деловой подход.

Использование стилей, позволяющих консультанту соответствовать инте­ресам клиентов. При изменении стиля консультирования с целью достижения мак­симального соответствия конкретным клиентам возникают следующие вопросы: «Надо ли быть холодным, надо ли быть сердечным, надо ли быть умеренным, и если надо, то когда; надо ли вступать в конфронтацию, и если надо, то когда; надо ли быть " своим парнем", дружелюбным, легкомысленным, неофициальным, а не " профессиональным", и если надо, то когда; когда самораскрываться или оставаться загадочным; когда быть тонко чувствующим, добрым и мягким, а когда действовать подобно жесткому армейскому сержанту; когда и как использовать свои способности оказывать поддержку и давать указания? » (Lazarus, 1993a, р. 405).

Измерение способности оказывать поддержку и давать указания. В ходе консультирования мультимодальные консультанты постоянно спрашивают себя, на­сколько оказывающими поддержку и директивными они должны быть с клиентами. Существуют четыре возможности: высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, низкая степень директивности — низкий уровень поддержки, низкая сте­пень директивности — высокий уровень поддержки и высокая степень директивности •— низкий уровень поддержки. Эффективно работающие консультанты переключаются с одного способа на другой, пользуясь поочередно всеми четырьмя «в духе хамелеона» (Dryden, 1991, р. 19). Лазарус использует, главным образом, способ высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, так как он рассматривает консультиро­вание как образовательный процесс, в котором главная роль консультанта — это роль клинического учителя. Кроме того, клиенты гораздо быстрее изменяются, если они го­товы к высокому уровню директивности и к высокой степени поддержки.

Использование отношений, в основе которых лежат различные выбранные техники. Лазарус использует техники, которые сходны с техниками, применявшими­ся Фрейдом, Роджерсом, Перлсом, Эллисом, Адлером, Хейли и бихевиористами. С це­лью приспособления воздействий к потребностям каждого конкретного клиента Лаза­рус также проявляет гибкость, используя отношения, которые подразумеваются дан­ными техниками (Lazarus, 1989с). Например, Лазарус может применять роджерианское отражение, гештальтистскую психодраму, техники, основанные на использова­нии воображения, поведенческий тренинг ассертивности и, соответственно, может из­менять характер отношений, которые он предлагает.

На выбор стиля отношений Лазарусом больше всего влияют его восприятие готов­ности клиентов к изменению и уровень их сопротивления. Выбор отношений в наи­большей степени зависит от текущих взаимодействий консультанта с клиентами. На­пример, Лазарус выбрал чрезвычайно мягкую манеру общения с очень робкой и застен­чивой молодой клиенткой, которая бурно протестовала против необходимости иметь дело с «шумными, назойливыми, неприятными людьми»; он разговаривал с этой жен­щиной почти шепотом (Lazarus, 1993a, р. 406). В результате клиентка, у которой не сложились отношения с двумя предыдущими консультантами, стала эффективно со­трудничать с Лазарусом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...