Отношения между консультантами и клиентами
ПРАКТИКА
Практика мультимодального консультирования характеризуется наличием шести отличительных черт: «1. Высокий уровень внимания к полному BASIC I. D. (Конкретный и всесторонний анализ BASIC I. D. ) 2. Использование анализа BASIC I. D. второго порядка. 3. Использование профилей модальности. 4. Использование структурных профилей. 5. Отслеживание последовательности активизирования модальностей. 6. Использование специальных процедур, предназначенных для " наведения мостов" » (Lazarus, 1992, р. 250). Ниже будет рассмотрено (в произвольном порядке), как каждая из этих отличительных черт формирует часть мультимодального консультирования.
Цели
Долгосрочный гедонизм является ведущей философией (Dryden, 1991). Лазарус не дает определения развлечению, но отмечает, что главная цель большинства людей — развлекаться, пока они живы. Однако людям требуется поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Хотя у индивидуумов преобладают различные модальности, BASIC I. D. предлагает наглядные субцели для эффективного функционирования: Поведение. Совершение эффективных действий, способствующих достижению реалистических целей Аффект. Подтверждение, точное определение и признание чувств; развитие умения справляться с отрицательными чувствами и усиление положительных чувств Ощущения. Сохранение контакта с собственными ощущениями и получение от них удовольствия Образы. Поддержание контакта с собственным воображением; использование образов, позволяющих справляться с ситуацией Когниции. Обладание достаточно точной и полной информацией; реалистичное мышление Межличностные отношения. Обладание хорошо развитыми навыками общения, например ассертивностью, навыками ведения беседы; способность к здоровой взаимозависимости
Наркотическая зависимость и другие виды биологической зависимости/ биология. Адекватная забота о теле и физическом здоровье; умеренность в потреблении пищи и спиртных напитков У людей могут иметься недочеты в одной или нескольких вышеупомянутых модальностях, но при этом люди могут быть счастливыми. Индивиды склонны к совершению ошибок, иногда даже к причинению вреда самим себе. Однако люди могут принимать себя и неизбежность совершения ошибок, одновременно пытаясь реже ошибаться. Цели мультимодального консультирования могут быть приспособлены к конкретным клиентам, консультанты принимают во внимание их «цели, поведение, позволяющее справиться с ситуацией, ситуационные контексты, эмоциональные реакции, " сопротивления" и базисные убеждения» (Lazarus, 1992, р. 237). На всех этапах консультирования, в том числе при оценке и постановке целей, следует избегать жесткости. В некоторых случаях главные проблемы клиентов очевидны, поэтому полный анализ всех семи модальностей BASIC I. D. не требуется. Однако в большинстве случаев муль-тимодальное консультирование опирается на полный анализ BASIC I. D. На основе полученных данных консультанты создают так называемый профиль модальностей, в котором перечисляются основные проблемы, имеющиеся в рамках каждой модальности, и рекомендуемые методы лечения. Необходимо достигать итоговых целей, а именно разрешения каждой проблемы, указанной в профиле для данной модальности. Например, депрессия — это одна из проблем, которая указана в разделе «Эмоции» профиля модальностей клиента. Итоговой целью, имеющей отношение к этой проблеме, является снижение степени подавленности клиента, предпочтительно с помощью какого-либо метода, в основе которого лежит измерение. Поскольку в профилях модальностей перечисляются также рекомендуемые воздействия, способы решения проблемы и цели процесса в этих профилях подразумеваются. Задача консультанта — выбрать наиболее эффективный способ разрешения каждой конкретной проблемы. Здесь неизбежно возникает ряд вопросов. Мог ли консультант выбрать для уменьшения выраженности депрессии клиента из имеющегося набора лучший метод лечения, чем рекомендуемое воздействие с помощью образов, позволяющих справиться с ситуацией, и интенсификация полезной деятельности? Какой вклад в решение проблемы или достижение итоговой цели (уменьшения выраженности депрессии клиента) вносит каждое выбранное воздействие само по себе или в комбинации с другими воздействиями?
Отношения между консультантами и клиентами
Отношения между консультантами и клиентами можно разделить на универсальные и на специфические отношения, которые устанавливаются в процессе работы с конкретными клиентами. Одним из видов поведения, связанного с универсальными отношениями, является попытка наладить сотрудничество всегда, когда это возможно. Мультимодальные консультанты стараются работать вместе с клиентами. Существует еще одно правило, которого следует придерживаться при налаживании универсальных отношений: недопустимо задевать чувство достоинства клиента как человека, хотя его неадекватное поведение можно резко критиковать. «" Выбор отношений" не менее важен при проведении психотерапии, чем " выбор техники" » (Lazarus, 1993a, р. 404). Большинству клиентов отношения с консультантом обеспечивают «почву, позволяющую техникам пустить корни» (Dryden, 1991, р. 17). В отличие от Роджерса, который обычно предлагает «тщательно культивируемую сердечность, искренность и эмпатию всем своим клиентам» (Dryden, 1991, р. 18), Лазарус пытается «подогнать» отношения к характеру конкретных клиентов, а также к потребностям, которые преобладают у клиента в различные моменты консультирования. Некоторым клиентам оказывается достаточно внимательного выслушивания. Однако многим клиентам требуется, чтобы консультанты выбирали и использовали определенные техники, которые помогли бы клиентам развивать навыки, позволяющие справляться с решением проблем, указанных в их профилях модальности. Таким образом, консультантам нужно предлагать отношения, выходящие за рамки внимательного выслушивания.
Лазарус говорит о важности гибкости и многосторонности и использует метафору «подлинный хамелеон» (Kwee, Lazarus, 1986; Dryden, 1991; Lazarus, 1993a), чтобы подчеркнуть, что мультимодальные консультанты изменяют стиль отношений с целью обеспечения высокого качества в сочетании с соответствием ожиданиям, личности, проблемам и целям клиентов. Лазарус описывает четыре различных, но имеющих общие черты, способа изменения отношений с клиентами. Применение континуума отношений. О взглядах мультимодальных консультантов на оказывающие помощь отношения можно получить представление, рассмотрев используемый консультантами континуум от «очень тесной связи и зависимости на одном конце до довольно формальной, практичной причастности — на другом» (Kwee, Lazarus, 1986, p. 333). В ходе консультирования отношения следует гибко изменять, чтобы они соответствовали ожиданиям и предпочтительным модальностям каждого клиента. Например, некоторые люди плохо реагируют на сердечность и эмпатию консультанта и предпочитают более деловой подход. Использование стилей, позволяющих консультанту соответствовать интересам клиентов. При изменении стиля консультирования с целью достижения максимального соответствия конкретным клиентам возникают следующие вопросы: «Надо ли быть холодным, надо ли быть сердечным, надо ли быть умеренным, и если надо, то когда; надо ли вступать в конфронтацию, и если надо, то когда; надо ли быть " своим парнем", дружелюбным, легкомысленным, неофициальным, а не " профессиональным", и если надо, то когда; когда самораскрываться или оставаться загадочным; когда быть тонко чувствующим, добрым и мягким, а когда действовать подобно жесткому армейскому сержанту; когда и как использовать свои способности оказывать поддержку и давать указания? » (Lazarus, 1993a, р. 405).
Измерение способности оказывать поддержку и давать указания. В ходе консультирования мультимодальные консультанты постоянно спрашивают себя, насколько оказывающими поддержку и директивными они должны быть с клиентами. Существуют четыре возможности: высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, низкая степень директивности — низкий уровень поддержки, низкая степень директивности — высокий уровень поддержки и высокая степень директивности •— низкий уровень поддержки. Эффективно работающие консультанты переключаются с одного способа на другой, пользуясь поочередно всеми четырьмя «в духе хамелеона» (Dryden, 1991, р. 19). Лазарус использует, главным образом, способ высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, так как он рассматривает консультирование как образовательный процесс, в котором главная роль консультанта — это роль клинического учителя. Кроме того, клиенты гораздо быстрее изменяются, если они готовы к высокому уровню директивности и к высокой степени поддержки. Использование отношений, в основе которых лежат различные выбранные техники. Лазарус использует техники, которые сходны с техниками, применявшимися Фрейдом, Роджерсом, Перлсом, Эллисом, Адлером, Хейли и бихевиористами. С целью приспособления воздействий к потребностям каждого конкретного клиента Лазарус также проявляет гибкость, используя отношения, которые подразумеваются данными техниками (Lazarus, 1989с). Например, Лазарус может применять роджерианское отражение, гештальтистскую психодраму, техники, основанные на использовании воображения, поведенческий тренинг ассертивности и, соответственно, может изменять характер отношений, которые он предлагает. На выбор стиля отношений Лазарусом больше всего влияют его восприятие готовности клиентов к изменению и уровень их сопротивления. Выбор отношений в наибольшей степени зависит от текущих взаимодействий консультанта с клиентами. Например, Лазарус выбрал чрезвычайно мягкую манеру общения с очень робкой и застенчивой молодой клиенткой, которая бурно протестовала против необходимости иметь дело с «шумными, назойливыми, неприятными людьми»; он разговаривал с этой женщиной почти шепотом (Lazarus, 1993a, р. 406). В результате клиентка, у которой не сложились отношения с двумя предыдущими консультантами, стала эффективно сотрудничать с Лазарусом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|