О велении неуклонно придерживаться Сунны и того, что ей приличествует
Под ″сунной″ здесь имеется в виду сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Имеется в виду то, чего он придерживался в поклонении, в нравственных качествах и во взаимоотношениях с людьми. Сунна – это слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его действия и то, что он одобрил. Это всё и есть сунна! Но в науке ″фикх″ под словом ″сунна″ иногда имеют в виду такое действие, которое лучше совершить, чем оставить. Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был послан Аллахом Всевышним с верным руководством и религией истины[356]. ″Верное руководство″ - это полезное знание, а ″религия истины″ - это праведное деяние. Знание и деяние непременно должны присутствовать. Человек не может неуклонно придерживаться сунны, пока не изучит ее. Требование знаний бывает трех видов: · Индивидуальная обязанность (фард уль-’айн) Это знание, без которого человек не сможет поклоняться Аллаху. Например, каждый мусульманин должен знать, как совершается малое омовение и молитва, как и с чего выдается закят, как соблюдается пост, как совершается хадж, и так далее. Поэтому, например, каждый человек, обладающий имуществом, должен изучать вопросы закята. Также, например, человеку, который способен совершить хадж, необходимо изучать, как он совершается. · Коллективная обязанность (фард уль-кифайа) Это то знание, которое сохраняет исламский шариат. Кто-нибудь из мусульман должен изучать ту науку, при потере которой, может исчезнуть исламский шариат. Если кто-нибудь будет изучать такую науку, то обязанность с остальных спадает. · Желательное требование знаний (сунна)
Если уже есть люди, которые изучают определенные науки, относящиеся к ″фард уль-кифайа″, то остальным изучать эти науки не обязательно, а желательно. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"» [357]. Некоторые ученые назвали этот аят аятом ″испытания″ или аятом ″экзаменом″. Аллах Всевышний испытал этим аятом тех людей, которые заявляли, что они любят Аллаха. Они говорили: ″Мы любим Аллаха″. И тогда Аллах Всевышний ниспослал: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…"» Тот, кто заявляет о своей любви к Аллаху, но не следует за посланником, да благословит его Аллах и приветствует, лжет! Признаком любви к Аллаху является следование за Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Знай, чем больше ты противоречишь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тем меньше твоя любовь к Аллаху. А что будет, если ты последуешь за посланником, да благословит его Аллах и приветствует? Аллах Всевышний сказал: «…и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"». Это – плоды! Аллах Всевышний возлюбит тебя. Он не полюбит тебя, пока ты не будешь совершать то, что Ему любимо. И суть не в том, что человек любит Аллаха, однако вся суть в том, чтобы Аллах Всевышний возлюбил человека. Если Аллах Всевышний возлюбит человека, Он облегчит ему все религиозные и мирские дела. В хадисе сказано: «Если Аллах испытывает любовь к (Своему) рабу, Он обращается к Джибрилю (и говорит): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты”, (после чего) Джибриль (начинает) любить его, и Джибриль обращается к обитателям небес (со словами): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы”, и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле» [358].
Аллах Всевышний также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» [359].
Этот аят упоминается в том месте, где речь идет о делении военной добычи. Аллах Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник…», то есть: берите то имущество, которое вам дал посланник, и не отвергайте его. А затем: «…и сторонитесь того, что он запретил вам», то есть: не берите того имущества, которое вам запрещено. Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда давал мне что-нибудь, а я говорил: “Отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня”, но однажды он сказал: “Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию и ты (ни о чём) не просишь, бери это, если же тебе ничего не достанется, то не стремись к этому!”» [360] То есть, мы берем то, что нам дает посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и воздерживаемся от того, что он запретил. Несмотря на то, что этот аят был ниспослан относительно военной добычи, он относится и ко всем остальные шариатским постановлениям. Мы принимаем и считаем дозволенным всё то, что нам дозволил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И мы запрещаем себе всё то, что он запретил.
Аллах Всевышний также сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» [361]. Этот аят имеет два смысла: Во-первых, всё то, что делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является благом, и в следовании за ним заключено благо. Во-вторых, нам приказано следовать за ним наилучшим образом, ничего не добавляя к тому, что он узаконил, и ничего не убавляя из этого. Ученые сделали из этого аята вывод, что действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются доводом, за которым нужно следовать. Исключением является лишь тот случай, когда из других доводов известно, что какое-то конкретное действие является только его привилегией и не разрешается больше никому. Например, Аллах Всевышний сказал: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим» [362].
Также к этому относится и ″уисаль″ во время поста, который заключается в том, что человек постится два дня подряд, не разговляясь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил подобное. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил соблюдать пост непрерывно, один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня”» [363]. То есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настолько был занят поминанием Аллаха и связывал свое сердце с Ним, что забывал про еду и питье, не чувствуя даже голода. И мы знаем, что даже если человек бывает занят мирскими делами, то он забывает про еду и питье. Но мы неспособны на такое, именно поэтому нам запрещено поститься два дня подряд, не разговляясь.
Аллах Всевышний также сказал: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» [364]. До этого аята Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по вознаграждению!» [365] Аллах Всевышний повелел подчиняться Ему, подчиняться Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и обладающим влиянием среди нас.
″Обладающие влиянием″ ― это ученые и правители. Ученые обладают влиянием среди нас в вопросах религии, а на правителей возложено претворение законов Аллаха. Ученые нуждаются в правителях, а правители нуждаются в ученых. Правители должны возвращаться к ученым, чтобы те разъяснили им шариат Аллаха. Ученые должны искренне относиться к правителям, устрашать их Аллахом, дабы они претворяли шариат Аллаха в отношении рабов Аллаха. «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» ― то есть: если между вами произошло разногласие в каком-то вопросе, то слово одного из вас не является доводом против другого. Вам следует обратиться за решением к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается обращения за решением к Аллаху, то имеется в виду обращение к Его Книге – великому Корану. Что же касается обращения за решением к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, то имеется в виду обращение к достоверной сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. «…если вы веруете в Аллаха и Последний день» ― в этих словах побуждение к обращению за решением к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это является составляющей частью веры. «Так будет лучше и прекраснее по вознаграждению» ― возвращение к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, лучше для общины по результату. Некоторые люди думают, что возвращение к Исламу, каким он был в первые века, не подходит для нашего времени. Они не понимают, что Ислам – это и есть судья, и его не судят. Поистине, Ислам не меняется из-за изменения времени, места или личностей. Поэтому, если мы веруем в Аллаха и в Последний день, нам следует придерживаться Писания и Сунны, ибо «так будет лучше и прекраснее по вознаграждению».
Затем Аллах Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» [366]. Сегодня Аллах Всевышний испытал мусульман такими правителями, которые желают править людьми по законам, которые далеки от законов шариата. Эти законы были установлены кем-то из неверующих, которые ничего не знали об Исламе. К большому сожалению, эти законы были установлены в тех исламских странах, которые были колониями неверующих. Правители начали применять эти законы к исламскому народу, хотя они противоречат и Корану, и Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. При этом они утверждают, что уверовали в Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Как такое возможно?! Как человек может желать обращаться за судом к тагъуту, когда ему приказано не веровать в него?!
«Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» ― шайтан желает увести людей от религии очень далеко. Ведь, тот, кто правит не по шариату Аллаху, заблудился великим заблуждением.
Затем Аллах Всевышний сказал: «Когда им говорят: "Придите к тому, что ниспослал Аллах [367], и к Посланнику", - ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» [368]. Поистине, лицемеры отворачиваются, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Затем Аллах Всевышний сказал: «А что будет, когда беда постигнет их за то, что приготовили их руки, после чего они придут к тебе и будут клясться Аллахом: "Мы хотели только добра и совмещения"?» [369] «Мы хотели только добра и совмещения» ― то есть: мы хотели только добра и пытались совместить шариат Аллаха и выдуманные законы. Но невозможно совместить законы Аллаха и законы тагъута.
Затем Аллах Всевышний сказал: «Аллах знает, что у них в сердцах. Посему отвернись от них, но увещевай их и говори им наедине убедительные слова» [370]. Аллах Всевышний знает о том, что у них в сердцах, даже если они показывают себя верующими перед людьми.
Затем Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха. Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» [371]. «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» ― то есть: посланники не были посланы для того, чтобы их затем оставили. Они были посланы, чтобы им повиновались, а иначе не было бы пользы от их послания. Этот аят приводят в довод могилопоклонники, которые взывают к могилам. Они приводят в довод то, что Аллах Всевышний сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным». И говорят: ″Если ты совершил грех, иди к могиле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, попроси у Аллаха прощения и попроси пророка, чтобы он попросил за тебя прощения″. Эти люди заблудились далеким заблуждением. Ибо в аяте ясно сказано: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе…». В аяте не сказано: ″Если они поступят несправедливо по отношению к себе, и придут к тебе…″. То есть в аяте речь идет о прошедшем времени. Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, при его жизни, и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным. Но после своей смерти посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не может попросить за кого-то прощения, ибо его деяния закончились. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни [372], знания, которым смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» [373]. В общем, в этом аяте нет довода для этих могилопоклонников.
А затем Аллах Всевышний говорит: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» [374]. «…они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними…» ― то есть: они должны сделать тебя, о Мухаммад, судьей во всех разногласиях между ними, как в мирских вопросах, так и в вопросах религии. Например, два человека поспорили относительно какого-то шариатского вопроса. Один из них говорит об определенной вещи, что она запрещена, а другой говорит – разрешена. Они должны обратиться к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. То же самое касается и разногласий в мирских вопросах. Например, то, что произошло между аз-Зубейром ибн аль-’Аууамом, да будет доволен им Аллах, и его соседом из числа ансаров, когда они разногласили относительно воды для полива. Они обратились за решением к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотя это и касалось мирских вопросов. «…они не уверуют…» ― если человек вообще недоволен решениями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он является неверующим. Если человек в каком-то определенном вопросе проявил недовольство и ослушался посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не становится неверующим, если то, что он совершил, не будет само по себе неверием. Кто-то может спросить: ″Как можно в наше время избрать судьей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если он уже умер?″ Мы ответим: ″После его смерти следует обратиться к его сунне″. «…не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения…» ― то есть, недостаточно просто избрать судьей Коран и Сунну, но нужно также, чтобы в сердце не было никакого стеснения от их решения. «…и не подчинятся полностью» ― это и есть три условия, без которых у человека не будет полноценной веры (имана). Во-первых, человек должен избрать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, судьей. Во-вторых, человек не должен испытывать в душе стеснение от решения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В-третьих, человек должен подчиниться этому решению полным абсолютным подчинением. Исходя из всего этого, мы скажем, что те, кто правит сегодня по конституции, оставляя за спинами Коран и Сунну, не являются верующими, ибо Аллах Всевышний сказал: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними…» [375]. А также: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» [376]. Ведь, эти правящие по конституции не делают этого в каком-то определенном вопросе, следуя за страстью и по несправедливости. Нет, они заменили религию этими законами. Они сделали так, что эти законы заняли место шариата Аллаха. Это и есть неверие, даже если они совершают намаз, постятся, дают милостыню и совершают хадж. Получается так, что они уверовали в часть Писания, а не во всё Писание целиком.
Также автор привел слова Всевышнего: «Кто подчинился Посланнику, тот подчинился Аллаху» [377]. Подчинение – это как выполнение его приказов, так и оставление того, что он запретил. Если человек подчиняется пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следуя за его приказами и оставляя то, что он запретил, то этим самым человек подчиняется Аллаху. Следовательно, тот, кто ослушался посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ослушался и Аллаха Всевышнего. В этом аяте указание на то, что Сунна в своих постановлениях подобна Корану. То есть, то, что пришло в сунне тоже относится к шариату Аллаху, которого следует придерживаться. Никому не разрешается разделять между Кораном и Сунной в этом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил об этом, сказав: «Я запрещаю, чтобы кто-либо из вас, облокотившись на свое ложе, говорил о том, что я повелел или же запретил: “Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!”» [378]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о тех временах, когда люди будут говорить: ″Мы следуем только за Кораном. Мы не берем сунну″. Это действительно случилось! Появились такие еретики, которые говорят: ″Мы не принимаем сунну, мы принимаем только Коран″. На самом же деле они лгут, ибо они не принимают ни Коран, ни Сунну. Ведь, Коран указывает на то, что обязательно нужно следовать за сунной.
Также автор привел слова Всевышнего: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» [379]. В этом аяте угроза в адрес тех, кто отворачивается от приказа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и противоречит ему. Аллах Всевышний пригрозил им искушением и мучительными страданиями. Однажды, имам Ахмад сказал: ″Знаете ли вы о каком искушении идет речь? Искушение — это многобожие (ширк). Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет″ [380]. В сердце того, кто отвергает какие-либо высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может попасть отклонение, в результате чего он погибнет. Речь не идет о гибели тела, погибнет религия человека. А, ведь, гибель религии ужаснее, чем гибель тела. Рано или поздно тело все равно погибнет, но если погибнет религия, то человек потерпит убыток в мирской жизни и в Последней обители.
Также автор привел слова Всевышнего: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» [381]. Это обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и указание на то, что он указывает на прямой путь и разъясняет его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывает людям на прямой путь, призывает к нему, побуждает по нему следовать и предостерегает от противоречий этому пути. И точно так же, после него к этому пути призывают набожные ученые из его общины.
Также автор привел слова Всевышнего: «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах - Проницательный, Ведающий» [382]. В этом аяте обращение к чистым и благим женам пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они были самыми чистыми женами со времен сотворения Адама. Лицемеры хотели опозорить жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обвинив ’Айшу правдивейшую дочь правдивейшего, да будет доволен ею Аллах, в прелюбодеянии. Они обвинили ее в этом грехе, хотя она была к нему непричастна. Аллах Всевышний ниспослал десять аятов, указывающих на ее непричастность к прелюбодеянию, и эти аяты читаются вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний сказал: «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения» [383].
نسأل الله أن يوفقنا وإياكم إلى العلم والحكمة. إنه جواد كريم
156 ― Передается от Абу Хурайры, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставьте меня, пока я оставил вас, ибо, поистине, живших до вас погубило множество их вопросов и их несогласие с их пророками, и когда я запрещаю вам что-нибудь, то избегайте этого, а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете» [384].
«Оставьте меня, пока я оставил вас…» ― пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал эти слова, так как некоторые сподвижники из-за своего стремления к знанию и сунне спрашивали его о таких вещах, которые не являлись запретными, но становились таковыми после их вопроса. Или же, например, какая-то вещь не была обязательной, но становилась таковой после их вопроса. Именно поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел им оставить его. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил причину этого запрета, сказав: «…ибо, поистине, живших до вас погубило множество их вопросов и их несогласие с их пророками». Поистине, те, которые были до нас, задавали своим пророкам много вопросов, и хотели для себя строгих предписаний в религии, и им было дано это. Но после того, как им были даны ответы на вопросы, они стали выражать несогласие со своими пророками. И у нас есть пример, пришедший в Коране и подтверждающий эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды, среди сынов Исраиля убили одного человека, и все племена начали обвинять друг друга в этом убийстве. Они начали спорить и дело дошло до Мусы, мир ему. Муса, мир ему, сказал им: «Аллах приказывает вам зарезать корову» [385]. То есть, нужно было зарезать эту корову и ударить частью этой коровы убитого, чтобы он поведал о том, кто его убил. На этот приказ сыны Исраиля ответили: «Неужели ты насмехаешься над нами?» [386] То есть: какая связь между этой коровой и мертвым? Как убитый может ожить после смерти? Это исходило из высокомерия сынов Исраиля и их упрямства. Они стали опираться на свой разум, а не на ниспосланное откровение. Если бы они схватились за откровение, то спаслись бы от многих проблем. Муса, мир ему, сказал им: «Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд» [387]. Тогда они поняли, что он говорит правду, и сказали: «Обратись с мольбой за нас к твоему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какова она (корова) » [388]. То есть, если бы они взяли любую корову на рынке и зарезали бы её, то исполнили бы тем самым приказ Всевышнего. Но они проявили излишнюю требовательность и стали усложнять, и усложнил для них Аллах. Аллах Всевышний сказал: «Обратись с мольбой за нас к твоему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какова она (корова). (Муса) сказал: "Он говорит, что она не старая и не молодая, средняя по возрасту между ними. Выполните же то, что вам велено!"» [389]. Муса, мир ему, еще раз приказал им выполнить этот приказ Всевышнего, но они снова отказались: «Обратись с мольбой за нас к твоему Господу, чтобы Он разъяснил нам, каков её (коровы) цвет» [390]. Они узнали о её возрасте, потом решили узнать о её цвете. Муса, мир ему, сказал им: «Он (Аллах) говорит, что эта корова светло-желтого цвета. Она радует смотрящих» [391]. Они решили усложнить для себя и им было усложнено. После этого они снова не подчинились и сказали: «Обратись с мольбой за нас к твоему Господу, чтобы Он (Аллах) разъяснил нам, какие у нее еще признаки: ведь коровы похожи для нас одна на другую, и мы будем, если пожелает Аллах, на верном пути» [392]. Тогда Муса, мир ему, ответил: «Он (Аллах) говорит, что эта корова не приучена пахать землю или орошать ниву. Она здорова и не имеет отметин» [393]. Только тогда они сказали: «Теперь ты принес истину» [394]. Прибегаем к Аллаху от такого заблуждения! Аллах Всевышний сказал: «Затем они зарезали ее, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого» [395]. Они зарезали корову, взяли её часть, ударили ею мертвого и он ожил, а затем рассказал о том, кто его убил, и проблема исчезла. Суть в том, что многочисленность их вопросов своему пророку привела к усложнению приказа для всей общины. Также в пример можно привести историю аль-Акъра’ ибн Хабиса из племени бану Тамим. Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, хадж был вменён вам в обязанность, так совершайте же его». То есть, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал всего лишь об одном хадже, который обязателен. Но аль-Акъра’ ибн Хабис спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Этот вопрос не совсем к месту. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если я скажу: "Да", это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете выполнять её! Оставьте меня с тем, с чем я оставил вас! Поистине, люди, жившие до вас, погибли только потому, что задавали много вопросов и не соглашались со своими пророками» [396]. Это также являлось излишеством в религии. При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя было задавать вопросы о том, о чем умолчал шариат. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Оставьте меня с тем, с чем я оставил вас! Поистине, люди, жившие до вас, погибли только потому, что задавали много вопросов и не соглашались со своими пророками». Что же касается нашего времени после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как откровение прекратилось, то можно спрашивать обо всем, в чем ты нуждаешься. Некоторые люди читают и неправильно понимают слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» [397]. А также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Оставьте меня с тем, с чем я оставил вас!» Ты можешь увидеть, как эти люди занимаются запретными делами и оставляют обязательные предписания религии, и не спрашивают об этом. Ты говоришь этим людям: ″Это – запретный поступок, спроси о нем у ученых″. А они отвечают: ″Мы следуем этому аяту и не спрашиваем о вещах, которые огорчат нас″. Это ошибочное понимание! Человек обязан изучать правильное понимание религии Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кому Аллах желает добра, тому дает понимание религии» [398].
«…и когда я запрещаю вам что-нибудь, то избегайте этого…» — то есть, мы обязаны сторониться каждой вещи, которую запретил нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В оставлении чего-то нет сложности, потому что каждый человек может оставить любую запретную вещь. Именно поэтому, необходимо оставлять всё то, что запретил Аллах, за исключением того случая, когда ты вынужден совершить запретное. Если у человека крайняя нужда к чему-то запретному, и он не находит никакого иного выхода, чтобы избавиться от этой нужды, то запретная вещь становится на некоторое время дозволенной. Аллах Всевышний сказал: «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» [399]. А также: «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» [400]. Если ты вынужден совершить что-то запретное, то это запретное становится дозволенным при наличии двух условий: Во-первых, не должно быть ничего другого, кроме этой запретной вещи, что решило бы твою проблему. Во-вторых, эта запретная вещь должна быть способна действительно устранить твою проблему.
«…а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете» — это веление соответствует словам Всевышнего: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [401]. То есть, если нам что-то приказано, то мы выполняем это настолько, насколько можем, а если что-то не в наших силах, то оно спадает. Например, нам приказано совершать намаз стоя, но если кто-то не может стоя, то он совершает сидя, если же не может сидя, то лежа на боку. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Имрану ибн Хусайну: «Совершай намаз стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку» [402].
157 ― Сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад ибн Сарийа сказал: «(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”» [403]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с регулярными наставлениями, например, в пятничный день и в дни праздников. Но некоторые из его проповедей были нерегулярными, а совершались лишь тогда, когда появлялась необходимость. Например, его проповедь в тот момент, когда произошло затмение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с таким увещеванием, от которого их сердца испытали страх. Кто желает ознакомиться с этим наставлением более подробно, пусть обратится к книге ″Зад уль-Ма’ад″ ибн уль-Къаййима, да помилует его Аллах.
«…бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха…» ― это завещание, которое дал Аллах Всевышний Своим рабам, как Он сказал об этом: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» [404]. Богобоязненность (такъуа) ― это принятие мер по защите от наказания Аллаха путем выполнения приказанного Аллахом и отстранения от того, что Он запретил. Но, если человек желает выполнять приказы Аллаха и сторониться того, что Аллах запретил, то он непременно должен знать, что приказано, а что запрещено. Следовательно, знание должно непременно присутствовать так же, как и деяния. Если человек объединит знание и деяния, то достигнет страха перед Аллахом и станет богобоязненным. И нет пути к богобоязненности, кроме как со знанием. Это не значит, что человек должен охватить и изучить всевозможные науки. Имеется в виду, что человек должен знать, как правильно выполнять то, что приказано из поклонения конкретно ему самому. Например, богатый человек должен знать законоположения, связанные с закятом. Если человек имеет возможность совершить хадж, то он должен изучать законоположения, связанные с хаджем.
«…и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб…» ― слушаться и повиноваться необходимо обладателям влияния среди мусульман. Например, президент всего государства, или же глава определенного города. Необходимо слушаться и повиноваться, даже если ваш правитель не будет арабом, например, в этом хадисе речь идет об эфиопе. Если Аллах Всевышний даровал ему власть, мы обязаны слушаться его и повиноваться ему. Если же мы скажем, что не надо подчиняться правителю, то наступит анархия. Каждый начнет посягать на другого и нарушать права людей. Но подчинение правителю только в благом, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, подчинение может быть только в одобряемом» [405]. То есть, нет подчинения в том, что порицаемо шариатом. В порицаемых шариатом вещах нет подчинения никому: ни отцу, ни матери, ни правителю. Например, правитель приказал своей армии не совершать намаз. Нет ему в этом никакого подчинения, ибо намаз является обязательным предписанием религии. Аллах Всевышний вменил намаз в обязанность Своим рабам, в том числе и этому правителю. Он первый, кто должен совершать намаз. Также, если правитель приказывает что-то запрещенное, например, приказывает сбривать бороды, то нет ему в этом никакого подчинения. Мы подчиняемся пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Отращивайте бороду и укорачивайте усы!» [406] И вот так ты смотришь на каждый приказ правителя, и если он приказывает ослушаться Аллаха, то нет ему в этом никакого подчинения. Но, несмотря на это, ты обязан подчиняться ему во всех остальных приказах. То есть, не следует понимать так, будто если правитель приказал что-то греховное, то ему уже ни в чем не нужно подчиняться. Нет, это не так! Подчинение ему спадает только в том конкретном вопросе, где он приказывает тебе ослушаться Аллаха Всевышнего. Что же касается всех остальных вопросов, то ты обязан подчиняться правителю. Также некоторые люди думают, что обязательно подчиняться правителю только в том, что приказал Аллах. Это – ошибка! Ведь, мы обязаны подчиняться приказам Аллаха в любом случае, и здесь нет разницы, прикажет ли это правитель или нет. Следовательно, у нас существуют три ситуации: 1 — Правитель приказывает нам совершить то, что уже приказан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|