О положившем начало хорошему или дурному примеру
Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных"» [491]. А также: «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь» [492].
Автор, да помилует его Аллах, привел эту главу, чтобы указать на то, что человек, сделавший какое-то хорошее дело, получит награду за то, что сделал его сам, и получит также награду тех, кто за ним последовал вплоть до Судного Дня. Мы уже говорили, что исламская религия, хвала Аллаху, является совершенной. Она не нуждается в том, чтобы ее усовершенствовали, не нуждается в нововведениях. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» [493]. Затем автор, да помилует его Аллах, привел в качестве доказательства два аята. Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных"» [494]. Это – мольба, с которой обращаются к Милостивому Его рабы. Аллах Всевышний описывает их в суре ”аль-Фуркъан” (№ 25), начиная с 63-го аята, и до 74-го. «Даруй нам отраду глаз в наших супругах…» ― то есть: сделай так, чтобы, смотря на наших супругов, мы радовались. «…и потомках…» ― речь идет о таких потомках, которые будут слушаться тебя, когда ты что-то приказываешь или запрещаешь, будут постоянно тебя радовать, будут праведными. Такие потомки будут отрадой глаз для богобоязненных. «…и сделай нас образцом для богобоязненных» ― автор, да помилует его Аллах, привел этот аят в данной главе именно из-за этих слов.
«…и сделай нас образцом для богобоязненных» ― то есть: сделай нас предводителями для богобоязненных так, чтобы эти богобоязненные следовали за нами в наших речах и в наших делах. Особенно это касается обладателей знания, ибо люди следует за ними во всем.
А также: «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь» [495]. Речь идет об ученых, которые ведут людей, указывая им на религию Аллаха. Хорошо было бы, если бы автор привел и другой аят, в котором разъясняются причины, по которым человек становится предводителем в религии. Аллах Всевышний говорит: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» [496]. «…они были терпеливы…» ― то есть: они терпели, выполняя приказы Аллаха; они терпели, сторонясь того, что Он запретил; они терпеливо переносили всё то, что предопределил им Аллах. «…и убежденно верили в Наши знамения» ― то есть: были твердо убеждены во всем, что сообщил Аллах. Они были твердо убеждены в том, что им будет дарована награда за выполнение того, что Аллах приказал, и оставление того, что Он запретил. Они были твердо убеждены в том, что им будет дарована награда за призыв к Аллаху, за призыв к одобряемому и за порицание порицаемого. То есть, они были твердо убеждены в том, что получат награду за всё благое, что совершали. Это – момент, на который следует обратить внимание. Дело в том, что, совершая благие деяния, мы должны быть твердо убеждены в награде, обещанной за них. Многие люди совершают деяния, совершают намаз, соблюдают пост, раздают милостыню, ибо всё это приказано Аллахом. Это, без сомнения, прекрасно! Но помимо этого, совершая деяния, нужно еще и надеяться на награду Аллаха, и бояться Его наказания. Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, извлек из этого аята прекрасную пользу, сказав:
(بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين) «Посредством терпения и убежденности достигается предводительство в религии». Он сделал этот вывод, исходя из слов Всевышнего: «…поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения». أسأل الله أن يجعلني وإياكم أئمة في دين الله ، هداة لعباد الله مهتدين ، إنه جواد كريم 171 ― Сообщается, что Абу ‘Амр Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) к нему пришли нагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они были из племени мудар. При виде их нужды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменился в лице и зашёл (к себе домой), а потом он вышел оттуда и отдал приказ Билялу, который сначала прокричал призыв к молитве, а потом объявил о её начале. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: “О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха (именем) которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей, ведь, поистине, Аллах - Наблюдающий за вами!” [497] А затем (он прочитал) ещё один аят из числа последних аятов суры “аль-Хашр”, (сказав): “О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня” [498], - (после чего призвал): “Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са’ пшеницы или са’ фиников”, - (и он продолжал перечислять) пока не сказал: “ … или хотя бы половинку финика”. И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи, одну из которых составляла собой еда, а другую - одежда. И я увидел также, что лицо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засияло будто позолоченное и он сказал: “Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!”» [499].
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе…» ― то есть: тот, кто начнет первым действовать в соответствии с сунной, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этой сунны после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Здесь не имеется в виду человек, который внесет нововведение, ибо нововведение все равно будет отвергнуто. Нововведение не бывает хорошим. Поэтому, исходя из хадиса, могут быть несколько ситуаций: 1 ― Человек положит начало дурному обычаю. То есть, внесет в религию нововведение (бид’а). Нововведение всегда является скверным, даже если тот, кто внес его, считает нововведение хорошим. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое нововведение является заблуждением» [500]. 2 ― Человек положит начало хорошему обычаю. Во-первых, может быть такое, что человек может начать действовать в соответствии с сунной, которую в его время уже перестали совершать. Например, ночное стояние в намазе в месяц Рамадан за имамом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узаконил для своей общины такое стояние, но затем перестал совершать его с коллективом, боясь, что это станет обязательным, а люди не смогут выдержать этого. Во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, ночной намаз в месяц Рамадан также не совершался коллективно. Затем ’Умар, да будет доволен им Аллах, решил собрать людей за единым имамом. Получается, что он положил начало хорошему обычаю в Исламе, то есть, оживил сунну, которая была оставлена.
Во-вторых, могло быть и такое, что пророком, да благословит его Аллах и приветствует, была узаконена какая-нибудь сунна, и кто-то из сподвижников совершил ее первым, опередив остальных, а остальные последовали за его примером. В таком случае, он получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этой сунны после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. О подобном случае сообщается и в нашем хадисе, когда один сподвижников первым принес милостыню, а остальные последовали за ним.
За этот хадис зацепились люди, которые вносят в религию Аллаха то, что не имеет к ней отношения. Они придумывают разные ″зикры″ и молитвы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они говорят: ″Это – хороший обычай, о котором сказано в этом хадисе″. Но мы скажем: ″Нет, всякое нововведение является заблуждением, всякое нововведение является скверным″. А что имеется в виду в хадисе под хорошим обычаем, мы уже разъяснили выше. В этом хадисе побуждение к совершению таких сунн, которые оставлены и забыты. Поистине, тому, кто оживит их, будет записана награда за это, а также награда всех тех, кто совершит это сунну, последовав за ним. Но в хадисе также содержится угроза в адрес тех, кто положил начало дурным обычаям. Тот, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!
172 ― Передается от ибн Мас’уда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо начало убийствам положил он» [501].
باب في الدلالة على خير والدعاء إلى هدى أو ضلالة 20-ая глава
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|