Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О запрещении нововведений и (изобретения) новшеств




 

Аллах Всевышний сказал: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» [472]

А также: «Мы ничего не упустили в Писании» [473].

А также: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» [474].

А также: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» [475].

А также: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"» [476].

И известно много других аятов, относящихся к этой главе.

Что же касается хадисов, то их существует великое множество и они хорошо известны, а мы ограничимся некоторыми из них.

 

Нововведение (бид’а) — любое убеждение, слово или дело, которым человек пытается поклоняться Аллаху, хотя оно не пришло в шариате. Кто поклоняется Аллаху так, как не узаконил Аллах, тот является нововведенцем.

Следует знать, что человек, совершающий нововведения, впадает во многие нехорошие вещи:

Во-первых, нововведение, придуманное человеком, является заблуждением, ибо на это указали и Коран, и Сунна. Ведь, истиной является только то, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» [477] Это – доказательство из Корана! А доводом из сунны являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждое нововведение является заблуждением» [478].

Во-вторых, человек, совершающий нововведение, выходит из следования сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"» [479].

Тот, кто внес новшество и поклоняется посредством него Аллаху, выходит из следования сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не узаконил такое поклонение.

В-третьих, человек, совершающий нововведение, не выполняет в полной мере то, чем его обязывает свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха. Ведь, человек, который истинно выполняет то, чем его обязывает свидетельство о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, никогда не будет выходить за рамки того поклонения, которое узаконено посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Такой человек во всем следует шариату Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не впадая в излишество или упущение.

В-четвертых, нововведение – это оскорбление Ислама! Ведь, человек, внесший нововведение, как будто бы указывает на то, что шариат неполноценен, и он, внося нововведение, как будто бы пытается улучшить этот неполноценный шариат. А, ведь, Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» [480].

Поэтому, человек, который совершает нововведение нужно сказать: ″Неужели ты пытаешься принести новый шариат, хотя наш шариат уже совершенен?″ Это – оскорбление Ислама таким поведением. Почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не внес в религию такое поклонение?! Почему сподвижники не внесли в религию то поклонение, которое внес ты?! Неужели ты более знающ, чем они?!

В-пятых, нововведение содержит в себе оскорбление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, человек, совершающий нововведение, думает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, либо не знал об этом поклонении, иначе говоря, был невеждой, либо он знал об этом поклонении, но скрыл его, иначе говоря, скрыл часть религии. А, ведь, такое убеждение крайне опасно!

В-шестых, нововведение разделяет исламскую общину. Если разрешить людям выдумывать различные поклонения, то один выдумает одно поклонение, второй – другое, третий – еще какое-нибудь, что и происходит в наши дни. И исламская община стала такой, как сказал Аллах Всевышний: «Каждая секта радуется тому, что имеет» [481]. Каждая секта говорит: ″Истина с нами, а все остальные заблудились″. А, ведь, Аллах Всевышний сказал Своему посланнику: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали. Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» [482].

Каждый человек будет вносить своё нововведение и община разделится. Каждый человек будет говорить, что истина с ним, а все остальные заблудились.

В пример можно привести тех, кто придумал такой праздник, как день рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они начали отмечать этот праздник 12-го числа месяца Раби’ аль-Аууаль. А знаете ли вы, что они говорят тем, кто не совершает этого нововведения?! Они говорят: ″Вы ненавидите пророка и испытываете к нему неприязнь, поэтому вы не радуетесь его дню рождения и не отмечаете его″. То есть, вот так нововведенцы начинают обвинять последователей истины в заблуждении.

Хотя на самом деле ненавидит посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, именно тот, кто вносит в религию новшества, даже если он и заявляет о своей любви к нему. Этот нововведенец вносит в религию то, чего не узаконил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для своей общины, а значит, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, либо не знал об этом поклонении, либо намеренно скрыл его.

В-седьмых, когда распространяется нововведение, исчезает сунна. Именно поэтому, некоторые саляфы говорили: «Какое бы нововведение не внесли люди, обязательно из-за этого нововведения исчезает такое же количество сунны». Некоторые люди придумывают нововведения с благими намерениями. Их намерение является благим, но само дело остается скверным. То есть, даже если намерение прекрасное, дело от этого не становится благим.

В-восьмых, нововведенец не судит в соответствии с Кораном и Сунной, а возвращается за судом к своим страстям. А, ведь, Аллах Всевышний сказал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» [483].

«…то обратитесь с этим к Аллаху…» — то есть: обратитесь с этим к Книге Аллаха Всевышнего.

«…и посланнику…» — то есть: обратитесь с этим к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при его жизни, а после его смерти — к его сунне.

 

 

169 ― Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то введет в наше дело то, что не из него, оно будет отвергнуто» [484].

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»

 

Что касается этого хадиса от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, то это – половина знания. Ведь, деяния делятся на два вида: внутренние и внешние. Что касается внутренних деяний, то мерилом в них является хадис со слов ’Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» [485]. Мерилом же внешних деяний является этот хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором сказано: «Если кто-то введет в наше дело то, что не из него, оно будет отвергнуто» [486].

«…в наше дело…» ― то есть: в нашу религию и наш шариат.

В этом хадисе ясное указание на то, что поклонение, которое неизвестно в религии Аллаха, будет отвергнуто. Исходя из этого, мы осознаем необходимость приобретения знаний.

Если деяние будет отвергнутым, значит, человеку запрещено поклоняться Аллаху посредством такого деяния. Если человек будет поклоняться Аллаху таким поклонением, которым Аллах недоволен, таким поклонением, которое Аллах не узаконил для Своих рабов, то он станет подобным тому, кто издевается над Аллахом. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

Некоторые ученые даже сказали: ″Если человек намеренно совершает намаз без омовения, он выходит из Ислама, так как таким поступком он издевается над религией″. Конечно, это не касается того, кто совершает намаз без омовения по забывчивости, так как этот человек не совершает греха, и должен просто совершить намаз заново уже в состоянии омовения.

 

 

170 ― Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился громким и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает других о приближении (вражеской) армии словами: “Враг придёт к вам утром!”, - или: “Враг придёт к вам вечером!” И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Я был направлен (к людям) в то время, когда Час этот стал близок (к ним) как (близки) два этих!”, - соединяя между собой указательный и средний пальцы. И он говорил: “А затем, поистине, наилучшие слова (заключает в себе) Книга Аллаха, лучшее руководство - это руководство Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшими из дел являются дела новоизобретённые, и всякое нововведение есть заблуждение!” И он говорил также: “Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа, и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его своей семье, тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это - мне, и я должен буду (позаботиться об этом)!”» [487].

 

«Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с проповедями…» ― речь идет о проповедях в пятничный день.

«…глаза его краснели, голос становился громким и он гневался…» ― он поступал так, ибо это сильнее влияет на тех, кто слушает. Известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был спокойным и мягким человеком, но именно во время проповедей нужно было обращаться к людям иначе. Проповедь должна привести сердца в движение, должна повлиять на людские души, поэтому нужно правильно выбрать тему и правильно её донести.

«А затем, поистине, наилучшие слова (заключает в себе) Книга Аллаха, лучшее руководство - это руководство Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшими из дел являются дела новоизобретённые, и всякое нововведение есть заблуждение!» ― об этих словах мы уже говорили до этого.

«Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа…» ― как сказал Всевышний Господь: «Пророк ближе к верующим, чем они сами» [488]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был по отношению к верующим сострадательным и милосердным.

«…и если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно пойдёт) его своей семье…» ― то есть, имущество умершего человека делится между членами его семьи сообразно тому, как это установлено в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

«…тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это - мне, и я должен буду (позаботиться об этом)» ― то есть: я стану их попечителем и отдам их долги. И это было уже после того, как Аллах Всевышний даровал ему такую возможность.

Однако до этого возможности отдавать долги не было, поэтому, когда к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приносили мертвого, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил над ним заупокойную молитву, он спрашивал: “Остались ли у него долги?” Если люди отвечали: ″Да!″, и долг было нечем уплатить, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал заупокойную молитву.

Однажды, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одного человека из числа ансаров, чтобы совершить над ним заупокойную молитву. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Да, три динара”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Помолитесь вы сами за своего товарища”. Услышав это, Абу Катада сказал: «Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил за него заупокойную молитву[489].

В этом указание на опасность долгов и на то, что не следует влезать в долги, если только нет крайней необходимости в деньгах. Не надо брать в долг, чтобы жениться, построить дом или сделать в квартире ремонт. Это – глупость! Аллах Всевышний сказал: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости» [490]. И если это касается даже женитьбы, то что же тогда сказать о менее значимых вещах?!

Многие невежды сегодня берут в долг, чтобы купить себе дорогую мебель, или, например, поставить ворота, которые открываются автоматически. Сами они являются бедными, но берут всё это в рассрочку и влезают в долги. Остерегайся того, чтобы влезать в долги, иначе погибнешь! Берите в долг только тогда, когда есть крайняя необходимость. Но, если ты можешь обойтись без долга, то не бери его.

 

باب فيمن سن سنة حسنة أو سيئة

19-ая глава

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...