О взаимопомощи (в делах) благочестия и богобоязненности
Аллах Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» [536]. А также: «Клянусь временем, что каждый человек находится в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» [537] Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, произнёс слова, смысл которых состоит в следующем: «Поистине, люди (или же большинство из них) не уделяют внимания размышлению об этой суре (аль-‛Аср)».
Благочестие (бирр) – это совершение благих поступков. Богобоязненность (такъуа) – это избегание всякого зла. Люди совершают либо благие, либо скверные поступки. Необходимо помогать людям в совершении благих поступков, облегчая им их совершение. Что же касается скверных поступков, то когда дело касается них, то нужно помогать людям их остерегаться и препятствовать совершению зла настолько, насколько возможно.
Аллах Всевышний сказал: «Клянусь временем, что каждый человек находится в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» [538] Аллах Всевышний поклялся временем, ибо человек заполняет это время либо благом, либо злом. «…что каждый человек находится в убытке…» ― то есть: каждый человек, верующий и неверующий, справедливый и нечестивый, мужчина и женщина, — каждый человек находится в убытке. Каждый человек трудится в этом мире, но не получит никакой пользы в мире Вечном, кроме тех, кто обладает четырьмя качествами: «…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» Это — люди, которые исправили себя посредством веры (имана), праведных деяний, а затем стали исправлять других, заповедуя им истину и терпение.
Вера (иман) — это вера во всё, во что необходимо верить: вера в то, о чем сообщил Аллах и Его посланник. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что такое вера, сказав: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного» [539].
Что касается благих деяний, то это все деяния, которые приближают к Аллаху. Деяние будет благим только при наличии двух условий: 1. Искренность ради Аллаха; Совершая благое деяние, человек не должен совершать его ради людей. Совершая благое деяние, нужно делать это только ради Лика Аллаха и ради Последней Обители. 2. Следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Деяние человека не должно быть нововведением в религию, ибо нововведение будет отвергнуто, даже если человек совершает его искренне. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» [540] Если же в деянии будет показуха (рия), то деяние также будет отвергнуто. Ибо в хадисе сказано, что Аллах сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и, если кто-либо совершит что-то не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия» [541]. «…заповедали друг другу истину…» ― то есть: люди завещали друг другу следовать за истиной, а истина – это то, с чем приходили посланники. «…заповедали друг другу терпение…» ― ибо душа нуждается в терпении при совершении благих поступков и оставлении того, что запретил Аллах. Также человеческая душа нуждается в терпении тогда, когда ее постигают какие-то беды.
نسأل الله تعالى أن يجعلنا من المؤمنين العاملين الصالحين، المتواصين بالحق، المتواصين بالصبر إنه سميع قريب 177 ― Передается от Абу ‛Абду-р-Рахмана Зейда ибн Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Снарядивший воина в поход на пути Аллаха, будто сам принял в нём участие, и заменивший собой участника такого похода в заботах (о его семье также), будто принял в нём участие» [542].
В хадисе речь идёт о взаимопомощи в делах благочестия и богобоязненности. «Снарядивший воина в поход на пути Аллаха…» ― то есть: давший воину верховое животное, провизию и оружие. Если человек дал воину эти три вещи, то, как будто бы он сам принял участие в военном походе. Ему записывается награда человека, совершившего военный поход, ибо он помог воину в благом деле. Точно также, человек, заботящийся о семье того, кто отправился в военный поход, будто бы сам совершил этот поход. Ведь, бывает так, что воин желает отправиться в военный поход, но переживает за свою семью, боится того, что семья будет нуждаться. В такой ситуации он может поручить заботу о своей семье кому-либо из мусульман. И, поистине, тот, кто останется заботиться о семье воина, получит такую же награду, как и сам воин, ибо он помог ему. Следовательно, оказание помощи воину может быть с двух сторон: Во-первых, человек может помочь воину, снарядив его в путь, дав ему верховое животное, провизию и оружие. Во-вторых, человек может помочь воину, помогая его семье в его отсутствие. Передают, что Са'д ибн Аби Уаккас сказал: «Перед выступлением в поход на Табук посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине за старшего 'Али ибн Аби Талиба. Тот спросил: ″О посланник Аллаха, неужели ты оставишь меня среди женщин и детей?″ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той разницей, что после меня пророков уже не будет?″» [543] То есть, ‛Али, да будет доволен им Аллах, остался с семьей пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так же, как Харун остался с семьей Мусы, когда тот ушел к назначенному месту, чтобы получить откровение Аллаха.
То, что сказано в данном хадисе о воине, можно сказать о любом человеке, которому требуется помощь в подчинении Аллаху. Если, например, ты поможешь требующему знания, купив ему книги, сняв ему жилье, обеспечивая его, то тебе запишется награда, подобная его награде. И здесь можно упомянуть общее правило: «Тот, кто помог человеку в совершении какого-либо поклонения, получит такую же награду, как этот поклоняющийся».
178 ― Передается от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) решил послать отряд против людей из рода бану лихйан племени хузайль, он сказал своим сподвижникам: «Пусть пойдёт один из двоих [544], которые поделят награду между собой [545]» [546].
179 ― Передается от ибн ‛Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), встретивший в ар-Раухе (группу) всадников, спросил их: “Кто вы?” Они ответили: “Мусульмане”, - (в свою очередь спросив) его: “А кто ты?” Он ответил: “Посланник Аллаха”. Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: “А будет ли (действительным) Хадж для него?” Он ответил: “Да, а награду за это получишь ты” [547].
Этот хадис указывает на то, что человек, который помог другому в подчинении Аллаху, получит награду. В данном хадисе речь идет о женщине, которая будет заботиться о ребенке, поможет ему облачиться в одеяния ″ихрама″, поможет ему обойти вокруг Каабы, поможет ему пробежать между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, и поэтому ей будет награда за хадж этого ребенка.
Пользы из хадиса: 1 — Человеку следует спрашивать о вещах, о которых он не знает, если в этом есть нужда. Поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто вы?”, ибо было опасение, что эти люди являются врагами, и могут поступить вероломно. Если же нет нужды, то не нужно спрашивать у человека: ″Кто ты такой?″, — ибо это уже будет вхождением в те вопросы, которые тебя не касаются. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Из числа проявления человеком хорошего Ислама – его отказ от того, что его не касается” [548].
2 — Человек может описать себя похвальными качествами, если делает это не из-за гордости, а просто для того, чтобы сообщить людям о том, кем он является. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у сподвижников: “Кто вы?”, а они ответили: “Мусульмане”. Ислам – это похвальное качество, без сомнения. Но если человек называет себя мусульманином или верующим не из-за гордости, а просто для того, чтобы люди поняли, кем он является, то в этом нет никаких проблем. Иначе говоря, если человек описывает себя чем-то похвальным, он не должен поступать так из-за гордости или самовосхваления. Аллах Всевышний сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» [549]. 3 — Человек должен пользоваться тем, что имеет возможность поговорить с ученым. Ведь, эти люди, узнав о том, что перед ними сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сразу стали задавать вопросы. Поэтому, человек, имеющий возможность поговорить с ученым, должен воспользоваться этим, чтобы спросить о том, что ему непонятно. 4 — Если ребенок совершил хадж, то награда записывается как ему, так и его опекуну.
180 ― Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хранитель (хозяйского добра), являющийся мусульманином и отличающийся честностью, который выполняет то, что ему было велено, полностью отдавая это с добрыми чувствами и вручая это тому, на кого ему было указано, становится одним из двоих подающих милостыню» [550]. В (другой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…который отдаёт то, что ему было велено…».
Речь идет о хранителе имущества, в котором есть четыре качества: 1 — Мусульманин — если же хранитель имущества будет неверующим, даже если при этом он будет отличаться честностью и выполнять все, что ему велено, то все равно ему не будет награды. Ведь, неверующий не получит награды за свои добрые деяния в Последней жизни. Аллах Всевышний сказал: «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» [551]. А также: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» [552]. Если же неверующий человек делал добрые деяния, а затем принял Ислам, то он получит награду за те добрые деяния, которые совершал до Ислама.
2 — Честность — то есть, речь идет о человеке, который возвращает все деньги, которые ему доверили, хранит имущество своего хозяина, не ворует из этого имущества. 3 — Выполнение того, что велено — это важное качество, ибо некоторые люди бывают честными, но при этом ленивыми. 4 —Выполнение своих обязанностей от чистого сердца — то есть, если хозяин просит этого работника сделать что-то, то работник делает это искренне от чистого сердца. Такой человек считается одним из двух подающих милостыню. Например, есть богатый человек, у которого работает хранителем имущества мусульманин, честный, выполняющий то, что ему велено от чистого сердца. И, например, хозяин имущества говорит этому хранителю имущества: ″Дай такому-то бедняку десять тысяч реалов″, и этот хранитель выполняет это поручение от чистого сердца, не воруя ничего из этих денег, то ему записывается такая награда, будто он сам дал эту милостыню из своих денег. Такова милость Аллаха Всевышнего! В этом хадисе указание на достоинство честности и на достоинство выполнения того, что тебе поручено. Также в этом хадисе указание на необходимость взаимопомощи в делах благочестия и богобоязненности. Ведь, тот, кто поможет другому в совершении благого деяния, получит такую же награду, как и совершивший это деяние. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает!
باب النصيحة 22-ая глава
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|