Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение методики обучения биологии в России




КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

БИОЛОГИИ

2.1. Зарождение методики обучения биологии в России.

2.2. Начало школьного естествознания в России и методики его обучения.

2.3. Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине XIX в.

2.4. Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.

2.5. Методика обучения естествознанию в первой половине XX в.

2.6. Методика обучения биологии во второй половине XX в.

ЗАРОЖДЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В РОССИИ

Современная методика обучения биологии – это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Ее возникновение и развитие тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием общественно-политической мысли, биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.

Слово ≪методика≫ происходит от греческого ≪methodos≫ – путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики как науки с формированием ее научных основ. Менялось название и самого предмета ≪Биология≫ в соответствии с уровнем развития данной науки в системе естественно-научных знаний.

Первоначальные элементы методики зародились в практике обучения при осмыслении целей изучения живой природы, в отборе содержания предмета и приемов его изучения.

Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержание образования. Об этом свидетельствует история школьного естествознания в нашей стране.

Исследованиями, проведенными учеными Р.М. Шерайзиной, И.В.Лукашенко, Е.В. Ивановым (1999) и Г.А. Федотовой (2004), показано, что на Новгородской земле уже в конце X в. появляется народная школа. Начало школьного обучения положил князь Владимир в 988 г. Упоминание об этом содержится в ≪Полном собрании летописей≫, где можно прочитать: ≪Послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на учение книжное≫. Таким путем появились школы элементарной грамотности детей новгородцев. Несколько позже Ярослав Мудрый (сын князя Владимира Святославовича) в 1030 г. открыл школу ≪учения книжного повышенного типа≫. Летопись свидетельствует об этом следующей записью: ≪В лето 6538... Ярослав приде к Новгороду и собрал от старост и попов детей ЗООучити книгам...≫ В школе учились дети мирян и священников. Школа давала серьезное по тем временам образование, готовила к государственной и церковно-административной деятельности. Универсальной учебной книгой являлся Псалтырь, по которому наряду с грамматикой и риторикой изучалась философия, включающая некоторые элементарные сведения по естествознанию. В качестве учебных ≪дидактических≫ материалов в школе использовались изборники (сборники X-XI вв.), содержащие притчи, загадки-задачи, описание исторических событий, наблюдение за звёздным небом, погодными явлениями и окружающим природным миром.

Широко использовался в ≪учении книжном≫ Изборник Святослава (1073). В нём содержится 393 статьи по вопросам христианской морали, грамматики, истории, географии и астрономии. Приводятся сведения о минералах и камнях (статья ≪О 12 камнях≫), дается их описание и указываются лечебные свойства. В Изборнике 1076 г. имеются статьи, позволяющие судить о том, каковы были методы обучения в ≪книжной школе≫: ≪Читая книги, не старайся поспешно листать от главы до главы, но вдумайся, о чем говорит книга, вчитайся в слова их, возвращайся троекратно к каждой главе≫. На основе прочитанного и осмысленного ученик должен был составить самостоятельно свою книгу-изборник и даже проиллюстрировать её. Это систематизировало знания и придавало учению законченный характер. Домашних заданий не существовало, весь материал ≪с руки учителя≫ ученик должен был усвоить в школе. Школьное обучение по книгам считалось многотрудным делом, но высоко почиталось.

Однако изборники, используемые в обучении на Новгородской земле, не имели хождения в других княжествах Древней Руси, в которых и в XIII в. грамотность взрослого населения не превышала двух процентов. В 1500 г. архиепископ Геннадий Новгородский обращается с Посланием к московскому митрополиту Симону, где просит его, чтобы он велел ≪училища учинити≫ в Новгороде и во всем государстве. Развитие этого вопроса проявилось в 1551 г. принятием Стоглавым Собором важного документа – ≪Стоглава≫. В нём излагались задачи воспитания в духе православия и предписывалось открыть в каждом городе училища для подготовки священников. Предполагалось, что по окончании школы ученики сами становились бы учителями. С этого времени в России стали расширяться и укрепляться традиции монастырского образования. Начиная с XVI в. наблюдается появление многочисленных учебных пособий и учебников для детей и юношества. Но образование и содержание знаний о природе в этих учебниках носили религиозно-поучающий характер и были скорее нравоучительными, чем научными. Дело в том, что на протяжении многих веков первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. В XVI-XVII вв. первоисточниками обычно являлись сочинения византийских авторов. Переводы и многочисленные переписывания их от руки приводили часто к полной потере научности некогда ценного (для своего времени) первоисточника.

На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Так, в 1648 г. боярин Федор Ртищев на свои средства открыл в Москве школу при Андреевском монастыре. В 1682 г. ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открывает школу. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. Предмет под названием ≪Физика≫ рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка – строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека.

Одна из первых книг XV в., по которой обучали детей на Руси, – сборник рассказов ≪Физиолог≫ о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан во II-III вв. н. э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен ≪Шестоднев≫ – сочинение епископа Василия Великого (ок. 330-79 гг.). В нём автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах. Помимо ≪Шестоднева≫ в XV в. на Руси имел хождение и другой сборник византийского происхождения – ≪Толковая Палея≫, составленный из различных сочинений религиозного характера и произведений античных писателей – Аристотеля, Плиния, Оппиана и др., обработанных в духе религиозной идеологии.

Широкое распространение получили ≪Азбуковники≫ и ≪Алфавиты≫ как учебники и книги для чтения, особенно в XVI-XVII вв. В них в алфавитном порядке размещались сведения ≪обо всём≫, в том числе по естествознанию.

Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд ≪Зерцало естествозрительное≫, изданный в Москве в июле 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение (на 218 страницах) представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало сведения о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке.

Курс излагался с позиций философии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетельствовало о средневековом уровне мышления.

Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

В конце XVII – начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ, совершаемых Петром I. Помимо обучения грамоте и счету школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств.

В 1724 г. Пётр основал Петербургскую Академию наук. К концу XVIII в. её академиками было сделано много крупных естественно-научных открытий. М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения; С.П. Крашенинников (1711-1755) – ученый-натуралист, подробно описавший природу и жителей Камчатки; И.Г. Гмелин (1709-1755) – путешественник и натуралист, автор трёхтомного труда ≪Флора Сибири≫; Г.В. Стеллер (1709-746) – естествоиспытатель и путешественник, описавший едва ли не последний экземпляр морского животного – стеллерову корову; И.И. Лепёхин (1740-802) – путешественник и ученый-натуралист, первым давший научное описание чернозема; П.С. Паллас (1741-1811) – естествоиспытатель и автор первой сводки по позвоночным России; В.Ф. Зуев (1754-794) – естествоиспытатель и автор первого русского учебника по естествознанию ≪Начертание естественной истории≫ (1786), основанного на материалистическом толковании природных явлений. Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир, учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе, климате, недрах нашей страны. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...