Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения биологии во второй половине ХХ века




Методика обучения биологии во второй половине ХХ века вновь решала кардинальный вопрос школьного биологического образования – содержание школьного предмета «Биология». Актуальность данного вопроса связана с решением в стране продовольственной проблемы как во время Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время. Новое содержание школьного биологического образования отвечало этим потребностям государства. Дети должны были овладеть знаниями в области биологии сельскохозяйственных растений, обеспечивающих население страны продуктами питания, ознакомиться с их агротехникой, системой приемов получения высоких урожаев. В заключительном курсе биологии 9 класса (≪Основы дарвинизма≫) помимо небольшого раздела об учении Ч. Дарвина рассматривались процессы развития сельскохозяйственных растений и некоторые приемы создания новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Безусловно такая утилитарно производственная, сельскохозяйственная направленность содержания биологии не удовлетворяла научную биологическую, педагогическую общественность и учителей.

К этому времени в биологической науке было сделано много крупных открытий. Так, благодаря трудам отечественных учёных И.И. Шмальгаузена, Н.П. Дубинина, С.С. Четверикова, К.М. Завадского, а также зарубежных исследователей Ф. Добржанского, Дж. Хаксли, Э. Майра и других была создана синтетическая теория эволюции. С появлением электронного микроскопа удалось изучить строение органоидов клетки, структуру нуклеиновых кислот, сформулировать теорию гена. Широкое распространение и признание получают учение В.И. Вернадского о биосфере и учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Эти достижения биологии поставили в повестку дня вопрос об усилении эколого-эволюционной направленности школьного биологического образования и повышении элементарной грамотности по генетике, цитологии и экологии.

Кроме того, в 50-е годы XX в. учёные под руководством Н.М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. Были отмечены сложности состава и структуры биологических знаний, выявлены главные понятия, продуманы преемственные и межпредметные связи. На основе методических исследований определились пути формирования у учащихся общебиологических понятий с прикладными знаниями, развитие понятий стали считать ≪основной движущей силой всего процесса обучения и воспитания, всей динамики преподавания≫ (Н.М. Верзилин и др. ≪Развитие биологических понятий в V-IX классах≫, 1957).

Всё это послужило предпосылкой к острой дискуссии о коренном пересмотре содержания школьного биологического образования, открытой в начале 60-х годов в журнале ≪Биология в школе ≫. Участники дискуссии отмечали, что учащиеся знакомятся с фактическим материалом о сельскохозяйственных растениях и животных в избыточном количестве, но не получают необходимых знаний по основам биологии. Особо подчеркивалось, что содержание школьного предмета не соответствует теоретическому уровню современной биологической науки. В итоге в 1962 г. Министерство просвещения РСФСР объявило конкурс на создание новой программы по биологии. При этом планировались введение курса общей биологии в 10 выпускном классе средней общеобразовательной школы, а также введение в старших (8-9) классах факультативных курсов и создание классов с углубленным изучением биологии.

В 1964 г. на конкурс были представлены три программы по биологии для общеобразовательной школы: одна – от коллектива учёных и учителей из Москвы, другая – из Ленинграда и третья – от коллектива учёных Новосибирского отделения Академии наук. Первенствовала программа, составленная коллективом учёных-биологов и методистов из Ленинграда под научным руководством доктора биологических наук, профессора Юрия Ивановича Полянского. С 1965 г. в соответствии с этой программой в школе стал действовать учебник ботаники В.А. Корчагиной, с 1966 г. – учебник зоологии Н.А. Рыкова и В.Ф. Шалаева и учебник общей биологии для 10 класса, в создании которого приняли участие ведущие методисты-биологи Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская, учёные-биологи Ю.И. Полянский, К.М. Суханова, А.Д. Браун, А.С. Данилевский. Программа и учебники были написаны на основании теории развития биологических понятий, разработанной коллективом методистов под руководством Н.М. Верзилина.

В соответствии с новой программой ленинградского коллектива ученых в среднюю школу был введен принципиально новый курс биологии. Особенно отличался завершающий курс ≪Общая биология≫ (10 кл.), который давал представление о современной теоретической биологии – об эволюционном учении, цитологии, молекулярной биологии, генетике и селекции, экологии (разделы – аутэкология, биогеоценология), знакомил с учением о биосфере. Курсам ботаники, зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека было возвращено их биологическое содержание (подобное гердовскому), они были приближены к современному уровню развития науки и дополнены вопросами по экологии организмов, фитоценологии и биогеоценологии.

Повышение теоретического уровня биологического образования потребовало специальных методических исследований, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим развитие методики обучения биологии шло по отдельным проблемам учебно-воспитательного процесса. Уже в 70-е годы XX в. наметился ряд проблем по методике обучения биологии, которые решались путём специальных теоретико-экспериментальных исследований. Все они касались кардинальных вопросов общей методики биологии – содержания, методов, средств воспитания и усвоения знаний учащимися. В 80-е и особенно в 90-е годы круг изучаемых проблем заметно расширился за счёт включения вопросов вузовской подготовки студентов в области методики обучения биологии.

Углубление научно-методических исследований коллективами методистов Академии педагогических наук и педвузов страны, диссертационные поиски отдельных ученых способствовали совершенствованию общего педагогического образования и развитию методики биологии как педагогической науки. Были созданы крупные монографические работы, методические пособия.

Развитие биологических понятий в школьном предмете и методов обучения исследовал Николай Михайлович Верзилин, проблему воспитания школьников – Иван Дмитриевич Зверев, деятельностный подход в обучении изучала Евгения Павловна Бруновт, развитие предметной деятельности – Татьяна Викторовна Коростелева, активизацию методов обучения на уроках биологии и методику уроков по общей биологии – Вера Михайловна Корсунская, развитие интереса у школьников и особенности преподавания биологии в сельской школе исследуются Дмитрием Илларионовичем Трайтаком, определение системы экологических понятий и ее развитие в школьном курсе биологии – Ириной Николаевной Пономаревой, использование межпредметных связей, их классификация и значение в обучении биологии – Валерией Николаевной Максимовой, возрождением курса ≪Неживая природа≫ в модернизированном виде занимались Николай Александрович Рыков и Галина Ефремовна Ковалева, проблемное обучение биологии изучает Людмила Васильевна Реброва, программированное обучение биологии – Джемма Петровна Голънева, взаимосвязь методики биологии и дидактики – Леонид Францевич Кейран, методологические аспекты в обучении биологии исследовал Борис Дмитриевич Комиссаров, взаимосвязь психологии и методики, технологию образования изучает Мария Михайловна Левина, развитие ответственного отношения к природе исследуют Ирина Трофимовна Суравегина и Анатолий Никифорович Захлебный, организацию учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии – Владимир Васильевич Пасечник, систему подготовки учителя биологии – Валерий Павлович Соломин, разработкой документов стандартизации биологического образования занимаются Галина Серафимовна Калинова и Валерия Семеновна Кучменко, осуществлением эколого-валеологического подхода в обучении биологии – Зоя Ивановна Тюмасева, информатизацией процесса обучения биологии в школе – Василий Алексеевич Смирнов.

Наряду с решением проблем методики обучения биологии в школе исследовались вопросы методики биологии как учебной дисциплины в педагогическом вузе. Проблема определения профессиональных функций учителя биологии (≪профессиограмма учителя биологии≫) решалась Николаем Александровичем Рыковым, подготовки студентов к природоохранной работе в школе – Элианой Юльевной Шапокене, система подготовки учителя биологии к работе по экологическому образованию исследуются Ириной Николаевной Пономаревой и Еленой Сергеевной Сластёниной, подготовки учителей начальной школы к экологическому воспитанию школьников – Тамарой Михайловной Носовой, вопросами подготовки учителя биологии в системе многоуровневого педагогического образования занимается Валерий Павлович Соломин, подготовки учителя к экологическому образованию в процессе последипломного образования – Сергей Владимирович Алексеев.

Новые программы и новые учебники, крупные методические труды и открытия в области методики обучения биологии как науки значительно улучшили подготовку школьников по биологии, по всем основным её разделам – морфологии, систематике, физиологии, экологии, цитологии, генетике, молекулярной биологии и эволюционному учению. Однако уже в середине 80-х годов XX в. обнаружилась существенная перегрузка учебного биологического содержания фактами, теориями, терминами и понятиями. Новое содержание предмета излагалось на каждом уроке без перерыва на обобщение и повторение. Многие ученики не успевали осознать и усвоить новый материал. В связи с этим остро встал вопрос об отборе учебного содержания по биологии и его соответствии возрасту учащихся, о методах, средствах и формах обучения, способствующих усвоению знаний, но без перегрузки учебной деятельности в школе и домашней работы по биологии.

Понимание противоречий процессов обучения основам современной биологии и познавательной способности учащихся, с одной стороны, привело к существенному сокращению учебного материала до его оптимального уровня, а с другой – способствовало развитию поиска новых (инновационных) технологий в организации образовательного процесса. Кроме того, по решению Министерства образования Российской Федерации в стране стали вводиться стандарты образования, в том числе стандарт биологического образования. В нем обозначены содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений и ценностных отношений.

Всё это происходило на фоне изменений в общественно-политической и экономической жизни страны. Внимание общества было обращено к общему образованию как институту развития культуры личности. Перед школой была поставлена задача развить у детей понимание гуманистических и экокультурных ценностей. Современные установки на изучение биологии в школе выявили в методике обучения этому предмету ряд новых проблем и прежде всего проблемы определения целей обучения биологии в школе, содержания предмета и его структуры.

Предстояло переработать принципы и подходы в осуществлении биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учётом возрастных особенностей школьников. Решение этих проблем, согласно модернизации средней школы, должно проходить в условиях стандартизации образовательного процесса, введения в среднюю школу Государственного стандарта общего образования. Новые задачи, поставленные перед общим биологическим образованием, обозначили новый круг общеметодических и частнометодических (предметных) проблем. Их решение и определяет направления и качество развития школьного биологического образования в России в XXI в.

Вопросы для самопроверки

1. Какие методические проблемы решались В.Ф. Зуевым?

2. Кем и как обосновывалась структура школьного предмета ≪Естествознание≫?

3. Кем и как обосновывалась структура школьного предмета ≪Биология≫?

4. В чем проявилась уникальность учебника ботаники В.И.Даля?

5. Каковы основные положения методики А.Я. Герда?

6. Охарактеризуйте вклад российских любенистов в школьное естествознание.

7. Охарактеризуйте значение программы Д.Н. Кайгородова для отечественной школы.

8. Какой вклад в развитие методики преподавания естествознания внес В.В. Половцов?

9. Охарактеризуйте развитие методики преподавания естествознания в XIX в.

10. Охарактеризуйте развитие методики преподавания естествознания в первой половине XX в.

11. С какими проблемами обучения биологии столкнулась советская школа в период своего становления?

12. Какие проблемы решались методикой обучения биологии после 1932 г.?

13. В каком направлении развивалась методика обучения биологии в начале второй половины XX в.?

14. Какие основные проблемы решала методика обучения биологии в 60–80-е годы XX в.?

15. Назовите имена ведущих методистов-биологов XX в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...