Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления развития.




Программа «Образная хореография и художественное движение» для учащихся младшего школьного возраста

Одобрена «Институтом художественного образования»

Российской Академии образования.

 

 

 

Рецензент: доктор педагогических наук,

Профессор, зам. директора по научной работе

Государственного учреждения «Институт

Художественного образования» Российской

Академии образования Л.Г. Савенкова

Пояснительная записка

 

Соприкосновение с художественной культурой в творческой деятельности ребенка формирует его мышление в единстве с экологическими, национальными и нравственными вопросами воспитания.

Сегодня в школе кроме давно признанных предметов (литература, ИЗО, музыка), появляются самые разные предметы, связанные с искусством: МХК, мифология и фольклор, история искусств, музыкальная литература, хореография. В различные периоды своего роста тот или иной вид искусства, становится для ребенка своеобразным, часто единственным языком общения с окружающим миром.

Интерес к занятиям хореографией в последние годы все больше возрастает. Это искусство синкретично. Оно включает в себя различные виды искусств в первую очередь музыку, ИЗО, художественное движение. В различные периоды своего роста тот или иной вид искусства, становится для ребенка своеобразным, почти единственным языком общения с окружающим миром.

Тенденция к определению возможности синтеза искусств нашла отражение в работах многих ученых. Данная программа опирается на опыт выдающегося ученого, уникального педагога- исследователя, доктора педагогических наук, профессора, члена корреспондента Российской академии Государственного учреждения «Институт Художественного образования» Бориса Петровичева Юсова.

В 1987г. Б.П. Юсова создал и возглавил в институте новое направление и Лабораторию комплексного взаимодействия искусств, объединив в эксперименте более 40 школ разных регионов. Ученый предложил, и научно обосновал модель развития целостного художественного сознания ребенка, внес в педагогическую науку термин «полихудожественность», научно обосновал природу взаимодействия искусств. В основу различных видов художественной деятельности им положены четыре позиции:

- выход за рамки одного искусства;

- связь с развитием культуры в широком смысле слова;

- перенос педагогического акцента с изучения искусства на творческое проявление самих детей;

- обращение к региональной художественной культуре.

В основе данной программы лежат различные методики и практический опыт педагогов- хореографов, а так же преподавателей ИЗО, музыки, театра, в том числе И.Е. Кулагиной, Т.Г. Пеня, Л.Г. Савенковой, Т.И. Суховой, Ю.В. Ушаковой и других.

Настоящая программа опирается на полихудожественный подход к развитию ребенка. Это соответствует полихудожественной природе детства: каждый ребенок с удовольствием рисует, поёт, танцует, сочиняет, любит играть, устраивать театральные представления.

Перед ребенком возникает большое количество прозаических задач: что такое цвет, как смешивать цвета, чтобы получить нужный, как поставить ногу при танце, как организовать движение собственных рук и ног, учесть пространство движений своего тела, согласовать это с пространством и движениями партнера, учесть движение других пар, движение всех в пространстве сцены или класса.

Взаимосвязь искусств существует независимо от нашего желания, а способность ребенка к освоению разных видов искусства дана ему с рождения.

 

Занятия искусством хореографии в комплексе с изучением музыки, изобразительного искусства, сценического искусства, литературы должны помочь детям в более целостном восприятии окружающего мира, выражении своих впечатлений в разных видах художественной деятельности: цвете, слове, звуке, движении.

В данной программе педагог- хореограф приобретает статус педагога- исследователя хореографического творчества, его возможностей, предметом которого является добывание новых знаний в нестандартных ситуациях, посредством способа решения художественно- творческих задач, где органически должны сочетаться универсальные функции, обусловленные художественно - сочинительской, художественно - постановочной, художественно – педагогической, художественно - исполнительской и художественно - управленческой сферами деятельности.

Это в полной мере соответствует потребностям современного образования, которое ставит главной задачей научиться понимать, познавать и выстраивать согласно творческим возможностям и целям отношения с окружающим миром.

Важным в программе является приобщение ребенка к культуре через его собственного художественное творчество, его саморазвитие, внимание к своему художественному и духовному росту. Взаимосвязь «живых» искусств на уроках хореографии позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к творчеству.

Работа по данной программе помогает достигать гармонизации отношений между личностью и предметно - пространственным миром (средой). Через погружение детей в среду творчества с помощью танца, звука, слова, цвета, формы. Она направлена на развитие у детей пространственного мышления как одного из главных признаков любого искусства.

В программе сделан акцент на развитие внимания, наблюдения, памяти, воображения, фантазии, умения замечать выразительный язык каждого из искусств (музыки, хореографии, слова…), умения сравнивать одно искусство с другим, рассуждать по поводу искусства, суметь выразить его через движение, пластику, танец.

 

Цель данной программы

Подвести ребенка к зарождению индивидуального художественного образа, который является основой воображения и фантазии, через раскрытие выразительных средств, при взаимодействии разных искусств на уроках хореографии.

Задачи данной программы

Развивать способности ребенка в активной форме, совмещая возможности (выразительные, пластические) разных искусств в одной творческой работе, событии, как критерий полихудожественного развития.

Вызвать интерес ребенка к потребности общения с искусством и желание самосовершенствоваться.

В процессе обучения предполагается, что учащиеся должны почувствовать органическую связь между искусством хореографии и другими видами искусства, с другой стороны научиться понимать различие выразительных средств каждого искусства.

Все это может быть достигнуто только через живое участие и творчество самих детей.

 

 

Ребенок должен почувствовать себя частицей мироздания, сочиняя свои художественные произведения, танцевальные композиции, этюды.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами хореографии, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой - художника, автора танцевальных миниатюр,

Программа является ориентировочной, обозначает лишь общее содержание и линии работы, поэтому в выборе поурочного планирования материала - от начала учебного года к концу, в чередовании тем занятий по четвертям, при переносе отдельных тем из класса в класс, в зависимости от доступности данному контингенту учащихся и т.д.

Можно привлекать отдельные темы данной программы на уроки других предметов, брать их за основу внеклассных мероприятий.

Программа рассчитана 288 часов. Этот объем можно освоить за четыре учебных года, если занятия проводить два раза в неделю. Занятия рассчитаны на работу с детьми в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях.

Предлагаемая программой взаимосвязь элементов хореографии с другими видами искусств порождает органичный, комплексный, синкретический подход к методике конструирования занятия в целом.

Методика преподавания искусства хореографии в своей основе опирается на школу профессионально – хореографического обучения, но с учетом разных целей обучения, специфики хореографического занятия в школе, где состав учащихся разнороден по своим способностям.

Структура программы базируется на демонстрации всеобъемлющего единства способов выразительности (речь, жест, танец, музыка, цвет и т.д.) и строится по годам обучения. Каждый год определяется наличием некоего смыслового стержня (основной темы года) вокруг которого строится взаимодействие составляющих (основные направления развития). В начальных классах обучение желательно строить на игровых методах работы.

Программный материал дает возможность создавать для школьников не сложные сюжетно - тематические этюды и композиции. Используя разнообразные и доступные движения классического, народного, историко – бытового танца, элементы современной хореографии и художественного движения в тесной связи с другими видами искусств, можно создать танцевальный репертуар.

Главная задача педагога искусства - максимально равноценно развивать у детей данные им природой способности. Поэтому вполне закономерно, чтобы учитель художественного цикла старался находить нетрадиционные формы работы: более интересные, более значительные и эффективные, позволяющие за короткое время развивать ребенка разносторонне. С этой целью темы основных направлений развития обозначены так же ориентировочно.

Педагогу предоставляется возможность самостоятельно осуществлять подбор музыкального, художественного и литературного оформления урока, так как это способствует умению переносить знания, опыт с одной творческой деятельности на другую.

Базовый компонент хореографического образования включает начальный этап обучения, в основе которого лежит профессиональная методика.

Класс

«Мой дом – весь мир»

Формирование эмоционально-чувственной сферы ребенка – понимание прекрасного, развитие чувства «радостного беспокойства» и эмоций, вызванные участием в художественном событии.

Воспитание его психо- физических качеств и восприятие окружающего мира.

Формирование потребности у ребенка в творчестве (самому придумать, сделать, показать – быть понятым). Умение слушать и слышать, быть зрителем.

 

Основные направления развития.

- О щущение пространства окружающего мира и освоение его через формирование у детей основ танцевальной грамотности, музыкально-ритмических и художественных навыков и умений.

- Р азвитие фантазии, воображения и интереса к разнообразию форм, цвета, звука. Отражение красоты природы в пластике, красоты художественного движения.

- Ф ормирование психологической модели творческого процесса, способность сфокусировать внимание, память, эмоции через игровой стрейчинг ( система статических растяжек).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...