Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация как юридическое лицо Виды организаций




Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским кодексом РФ. В качестве синонима фирмы, создаваемой в виде юридического лица, используется термин «предприятие».

Предприятие получает статус юридического лица после государственной регистрации, при этом оно обладает всеми признаками юридического лица.

Признаки юридического лица:

1. Наличие в собственности, владении или пользовании обособленного имущества.

2. Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени.

3. Способность отвечать своим имуществом по обязательствам перед контрагентами (бюджетом, кредиторами, партнерами).

4. Возможность быть истцом или ответчиком в суде.

5. Возможность использовать наемный труд.

6. Наличие самостоятельного баланса или сметы затрат и предоставление отчетности в соответствующие налоговые органы.

7. Наличие наименования, содержащего указание на организационно-правовую форму предприятия.

Классификация предприятий, действующих в РФ, чрезвычайно обширна. Основой деятельности предприятий в РФ является совокупность законов, определяющих:
– принципы создания, функционирования и прекращения деятельности различных видов предприятий;

– виды запрещенной деятельности и деятельности, подлежащей лицензированию, а также принципы осуществления лицензирования;

– принципы налогообложения предприятий и предоставления налоговых льгот;

способы осуществления государственного контроля за деятельностью предприятий;

– принципы осуществления сертификации и др.

Следует отметить, что предприятие является объектом изучения не только теории организации, но и целого ряда других наук. Предприятие изучают такие науки, как экономическая теория (микроэкономика), экономика предприятия, менеджмент, маркетинг, юридические науки и др. У каждой из них своя задача и свой предмет изучения. Поэтому центральным объектом изучения для них становятся различные виды предприятий. Например, для экономической теории важнейшим является деление предприятий на частное предпринимательство, партнерство и корпорацию. Теория организации большее внимание уделяет другим видам предприятий (организаций), основные из которых будут рассмотрены далее. По целям деятельности организации можно разделить на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими организациями являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме:

– хозяйственных товариществ и обществ;

– производственных кооперативов;

– государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Производственный кооператив – добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении их паевых взносов. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия. Одним из важнейших видов типизации организаций является разделение их по организационно-правовой форме. По организационно-правовой форме хозяйственные товарищества и общества делятся:

– на полное товарищество;

– на товарищество на вере (коммандитное товарищество);

– на общество с ограниченной ответственностью;

– на общество с дополнительной ответственностью;

– на акционерное общество (открытое и закрытое).

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в общем, складочном капитале. Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), несущих риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимающих участия в предпринимательской деятельности этого товарищества. Коммандитисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале.

В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В обществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.

Акционерное общество (АО) это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций. О т к р ы т о е а к ц и о н е р н о е о б щ е с т в о имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций. З а к р ы т ы м а к ц и о н е р н ы м о б щ е с т в о м называется такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.

Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.

Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых были созданы (например, изготовление свечей, крестиков, цепочек в церквах и т. д.). Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.

Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации, группы и союзы. Наиболее распространенными формами объединения в России являются совместные предприятия, финансово-промышленные группы, ассоциации и холдинги.

Согласно российскому законодательству, совместным предприятием называется объединение нескольких юридических лиц, хотя бы одно из которых является иностранным.

Ассоциацией называется добровольное объединение нескольких самостоятельных предприятий для осуществления совместной деятельности.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение производственных и финансовых предприятий для совместного инвестирования и осуществления конкретного узкого вида деятельности.

Предприятия, входящие в ФПГ, сохраняют свою самостоятельность. Холдинговая компания – это компания, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) для контроля и управления их деятельностью.

По организации деятельности выделяют материнское предприятие, дочернее предприятие, филиал и представительство.

Материнским предприятием (фирмой) называют полностью самостоятельное предприятие, имеющее зависимые структуры, – дочернее предприятие, филиал или представительство.

Дочерним предприятием является такое предприятие, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего предприятия, поэтому оно не имеет возможности определять основные решения этого общества. Дочернее предприятие, будучи формально независимым, фактически полностью зависит от материнской фирмы. Статус зависимого общества предполагает ситуацию, при которой основное общество имеет более 20 % голосующих акций АО.

Филиал и представительство не являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а представляют собой обособленные подразделения материнской фирмы, находящиеся вне ее местонахождения. Отличие между ними состоит в том, что филиал выполняет все функции материнской фирмы на данной территории (включая производство), а представительство – только представление и защиту интересов материнской фирмы. Промышленные предприятия могут подразделяться по типу отрасли. Наиболее часто используется деление на добывающее предприятие, занимающееся добычей природных ископаемых, производящее сырье, и перерабатывающее предприятие, производящее конечную продукцию. В свою очередь, перерабатывающая отрасль подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, их ремонту. Наряду с этим в машиностроительной отрасли имеются металлургические и химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и пр. Таким образом, в народном хозяйстве используются два определения отраслевой принадлежности предприятия – административно-организационная и продуктовая (чистая). При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу. Предприятия, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны, например в угольной.

Согласно второму признаку отраслевой принадлежности выпускаемой продукции, определяются структура и объем производства по каждой так называемой продуктовой (чистой) отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия, независимо от их административной подчиненности, относятся к машиностроению; транспортные предприятия – к транспортной отрасли; строительные –к строительной и т. д. На практике все реже можно четко определить отраслевую принадлежность предприятий, поскольку большинство из них имеет межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например производство чугуна, стального проката, литья, паковок для машиностроения, выработка и постановка электрической и тепловой энергии, производство зерна, мяса и т. д.

Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве – на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассортимент продукции и услуг и захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми – диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы. Диверсификация оказалась основным направлением предпринимательской деятельности конца ХХ в. Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию – фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской производственной и коммерческой деятельности. В этом случае группировка предприятий по отраслям теряет смысл, так как группируется только продукция.

Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун, наряду с его реализацией потребителям, переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается потребителям, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна – пряжи, из пряжи – полотна. Наиболее сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производств на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае – железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления. Классификация предприятий по размеру предприятия является одной из наиболее распространенных, что не в последнюю очередь связано с особой ролью малых предприятий и осуществлением по отношению к ним государственной поддержки. Как правило, по размеру все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные.

При отнесении предприятий к одной из указанных групп в мировой практике используют следующие показатели:

– численность работающих;

– объем оборота;

– сумму прибыли (дохода);

– размер уставного капитала;

– стоимостный объем выпуска продукции;

– стоимость основных производственных фондов;

– общую стоимость активов.

В России основными показателями являются численность работающих и объем оборота.

Рыночная экономика находится под давлением крупных объединений и корпораций, деятельность которых постоянно связана с угрозой монополизма, уничтожающего конкуренцию и приводящего ко многим негативным последствиям. В борьбе с этой угрозой государственные органы вынуждены поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в противовес монопольному диктату гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязывать условия производства и сбыта, а также качество товаров и цены на них. Однако малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в качестве их сателлитов. В таком случае по договоренности и на основе технической документации, разрабатываемой крупнейшими фирмами, небольшие предприятия изготавливают для крупных фирм нужные им комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупная фирма освобождается от необходимости налаживать у себя карликовое производство, а мелкий предприниматель обеспечивается постоянными заказами и покровительством крупной фирмы. Обширная классификация предприятий позволяет оценить, насколько различным может быть экономический субъект, определяемый как «юридическое лицо», «фирма» или, наконец, «организа необходимо учитывать при анализе организации и осуществлении действий, направленных на повышение эффективности их деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...