Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология малой группы и ее влияние на характеристики организации




До сих пор мы рассматривали организацию как некий монолит, внутренне однородный экономический субъект. Однако особенностью организации как системы является ее определенная внутренняя неоднородность, связанная с тем, что организация состоит из особых элементов. Данными элементами являются люди (группы людей), имеющие свои интересы, цели, взгляды, свою психологию. Деятельность организации зависит не только от факторов, заданных извне (факторов внешней среды), таких, как тип рынка, вид и способ конкуренции, совокупность законов, государственная политика и другие, но и факторов, связанных с характеристиками самой организации, – факторов внутренней среды. Не последним из данных факторов является сложившийся психологический климат, определяемый психологией людей, составляющих организацию. Принято выделять психологию больших сообществ людей – масс и больших социальных групп и малых сообществ – малых групп. В рамках теории организации нас интересует в основном психология малой группы, но и психология больших социальных сообществ оказывает влияние на деятельность организации.

Масса – общность людей, не обладающая структурой, характерными чертами которой являются аморфность и анонимность.

Основные характеристики массы:

1. Статистический характер. Нельзя сказать, какова точно численность массы и кто ее члены.

2. Тахостическая (вероятностная) природа.

3. Выраженная гетерогенность (разнородность) состава.

Таким образом, масса – это относительно большая по численности, ситуативно возникающая общность людей, гетерогенная по составу и статистическая по форме.

Массовое сознание имеет ряд особенностей:

1. Догматизм, включающий:

а) нетерпимость (агрессивность) по отношению к лицам, имеющим противоположное мнение;

б) закрытость опытному знанию;

в) мифологичность; мифом при этом называется определенное утверждение, принимаемое без доказательств.

2. Многозначность; одно и то же явление воспринимается разными членами по-разному.

3. Высокая эмоциональность.

4. Склонность к разрушению.

Большая группа – это устойчивая, исторически сложившаяся, долгое время функционирующая и гомогенная по какому-нибудь существенному признаку общность людей. Ее основными чертами являются:

1. Исторически обусловленное возникновение.

2. Гомогенность (однородность) по основному признаку.

3. Устойчивость.

4. Наличие статуса у ее членов (системы выполняемых ими ролей).

К большим группам относятся: нация, партия, социальный слой, профессиональные группы и т. п.

Групповое сознание включает:

1) взаимоотношения на уровне человек–группа;

2) взаимоотношения на уровне человек–человек внутри группы;

3) отношения на уровне группа–группа.

Сознание масс и больших социальных групп для организации представляет собой некую данность, заданную извне. Она охватывает систему взглядов, догм, принципов и норм, традиций и психологических особенностей, которая часто определяется термином «менталитет». Для того чтобы эффективно функционировать, организация должна знать и активно использовать основные особенности массового сознания. В частности, руководством организации могут успешно применяться укоренившиеся мифы. В то же время влияние организации на сознание масс и больших групп ограничено и не может быть существенным.

Малая группа – немногочисленная по составу, обладающая структурой общность людей, объединенных общей целью деятельности. Ее основными чертами являются:

1. Немногочисленность; численность малой группы составляет от 2 до 100 человек.

2. Наличие структуры – распределение функций внутри системы.

3. Определенность количественного и качественного состава группы.

4. Наличие у каждого из членов группы статуса.

5. Непосредственное общение между членами группы.

Малая группа описывается с помощью ряда характеристик.

1. Малая группа имеет социометрическую характеристику, т. е. систему эмоциональных предпочтений и отвержений (симпатий и антипатий) членов группы. По этому признаку члены группы могут быть разделены на следующие виды (статусы):

звезда – человек, имеющий большое количество эмоциональных предпочтений со стороны других членов группы и не имеющий эмоциональных отвержений со стороны других членов группы;

– высокостатусный член группы – человек, который имеет большое количество предпочтений и небольшое количество эмоциональных отвержений;

– среднестатусный член группы – человек, который имеет большое количество эмоциональных предпочтений и достаточно большое количество эмоциональных отвержений, но предпочтений больше;

– низкостатусный член группы – человек, имеющий небольшое количество эмоциональных предпочтений и небольшое количество эмоциональных отвержений, но предпочтений больше;

– изолированный – человек, не имеющий ни эмоциональных предпочтений, ни эмоциональных отвержений со стороны других членов группы (его не замечают);

– пренебрегаемый – человек, у которого больше эмоциональных пренебрежений (отвержений), чем эмоциональных предпочтений;

– изгой – человек, который не имеет эмоциональных предпочтений, а только эмоциональные отвержения со стороны других членов группы.

2. Малая группа имеет систему ценностей, которые могут совпадать с официально провозглашенными ценностями организации, а могут и не совпадать. По отношению к данным ценностям можно выделить следующие мини-группы:

– создатели – люди, которые сами эти ценности и придумывают;

– защитники – люди, которые не создают ценности, но зато их активно проводят и насаждают;

– пассивные – люди, пассивно принимающие ценности группы;

– бунтари – люди, активно не принимающие ценности группы, стремящиеся изменить их;

– отсутствующие – люди, пассивно не принимающие ценности группы. Как правило, они включены параллельно в другую группу людей, ценности которой они принимают.

3. Группа имеет внутреннюю систему власти. Под властью понимают способность и возможность оказывать влияние на других людей. Имеется две системы власти:

1) руководство – официальная, формальная власть. Она базируется на бюрократической иерархии, должностных инструкциях, правовых полномочиях;

2) лидерство – это сама собой спонтанно возникающая неформальная власть. Она базируется на личном авторитете, на личной привлекательности конкретного человека или на страхе санкций со стороны других членов группы.

4. Малая группа характеризуется такими показателями, как:

– сплоченность, т. е. тесная взаимосвязь членов группы друг с другом;

конфликтность – степень и частота внутригрупповых конфликтов;

– интеграция – способность группы объединять своих членов в единое целое;

– экспансивность, т. е. психическая активность группы, желание или нежелание сотрудничать друг с другом;

– устойчивость – степень прочности внутри групповых связей, способность группы сохранять свою структуру.

Малые группы классифицируются по ряду признаков:

I. По типу структуры:

1) формальная группа. Она отражена в организационной структуре предприятия (например, бригада);

2) неформальная группа. Она складывается сама собой; может быть внутри формальной группы, а может быть независима от нее.

II. По характеру объединения:

1) коллектив – уже достаточно долгое время существующая, сложившаяся группа, объединенная общей деятельностью;

2) антисоциальная группа – это тоже сложившаяся группа, но ее деятельность носит противозаконный характер (банда, мафия);

3) диффузная группа – только что образованная, еще не сложившаяся группа.

III. По виду деятельности:

1) производственная группа;

2) обслуживающая группа;

3) управленческая группа;

4) творческая группа и др.

Знание характеристик малой группы в процессе управления организацией позволяет:

улучшить подбор кадров;

улучшить психологический климат в группе;

снизить текучесть кадров;

улучшить систему продвижения кадров;

повысить производительность труда;

улучшить систему мотивации и делегирования;

повысить эффективность управленческих решений;

повысить активность работников и их инициативу.

Однако для того чтобы все это провести в жизнь, нужно решить следующие задачи:

1) изучить организацию и составляющие ее группы, т. е. выявить ценности группы, ее лидера, определить статусы членов группы;

2) обеспечить, чтобы ценности группы соответствовали желаемым;

3) снизить конфликтность и повысить сплоченность и устойчивость группы;

4) обеспечить совпадение системы руководства и системы лидерства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...