Обработка результатов опроса
Обработка результатов социометрического опроса проходит в два этапа. Первый этап – первичная обработка. Она включает обобщение результатов опроса, а также разработку социоматриц и социограмм. Для того чтобы можно было проанализировать результаты опроса, ответы на него должны быть систематизированы. На первом этапе обработки результатов ответы систематизируются по вопросам. На этом этапе важны фамилии отвечающих. Ответы могут быть систематизированы в табличной (социоматрица) или графической (социограмма) форме. С о ц и о м а т р и ц а – таблица, в которой отражены ответы на какой-либо один вопрос. Для дихотомических вопросов может быть использована одна социоматрица для двух вопросов. Для гностических вопросов социоматрица не разрабатывается. В первом вертикальном столбце социоматрицы проставляются фамилии отвечающих, а в строках таблицы отображается их выбор. С о ц и о г р а м м а – график, разработанный на основе социоматрицы. Социограмма имеет то преимущество перед социоматрицей, что позволяет выявить взаимные выборы членов группы. Взаимным называется такой выбор, когда при ответе на один и тот же вопрос респонденты назвали друг друга. В нашем примере Иванов выбрал Петрова, а Петров – Иванова (см. табл. 3.2). Это взаимный положительный выбор. Социограмма позволяет выявить устойчивые мини-группы внутри исследуемой группы, которые связаны более тесными дружескими (враждебными) связями, и, зная систему ценностей группы, определить статус каждой из данных мини-групп. Однако ни социоматрицы, ни социограммы не могут определить такие показатели, как уровень экспансивности группы, степень сплоченности, степень конфликтности и т. д. Если в группе большое количество участников (10 и более), то определить точные статусы членов только с помощью социоматриц также затруднительно. Поэтому после окончания первичной обработки следует вторичная обработка результатов исследования.
Второй этап – вторичная обработка. Она включает расчет социометрических индексов. Существует достаточно большое количество социометрических индексов – показателей, позволяющих измерить общие характеристики группы и статусы ее членов. Данные индексы можно разделить на две большие группы. К первой группе индексов относятся те, которые позволяют оценить статус отдельного члена группы. К ним относятся: 1. Индекс социометрического статуса. Он показывает статус каждого члена группы. Для его расчета используют данные социоматриц только по вопросам на симпатии и антипатии. Вопросы на лидерство и гностические вопросы не учитывают. Расчет проходит в три этапа (для каждого члена группы отдельно): 1) сначала рассчитывают положительный статус: S + =1 () -+å где ∑(r+) – сумма положительных выборов данного лица со стороны других членов группы; N – число членов группы; 2) рассчитывают отрицательный статус S – =1 () --å где ∑(r–) – сумма отрицательных выборов данного лица со стороны других членов группы; 3) затем определяют общий статус: S = S + – S –. Если S + > 0–; а S – = 0, то данное лицо имеет статус «звезда». Если S – > 0 и S > 0 (значительно), то это высокостатусный член группы. Если S + > 0 и S – > 0 (незначительно), то это среднестатусный член группы. Если S +» –»0 и S 0»– изолированный. Если S + >а S 0<– пренебрегаемый. Если S + 0»а S 0<– изгой. 2. Индекс лидерства. Для его расчета используют только ответы на вопросы о лидерстве. Лидером является тот, у кого полученный результат является самым большим:
L =,1 () -+å где ∑(r+) – сумма положительных выборов данного лица со стороны других членов группы по вопросам на установление лидера. W = mn, где m – число совпадений (лицо верно указало фамилию того, кто выбрал его при ответе на данный вопрос); n – общее число фамилий, указанных данным членом группы при ответе на гностический вопрос. В лучшем случае (W = 1) человек абсолютно точно оценивает отношение к нему со стороны других членов группы. В худшем случае (W = 0) данный человек абсолютно неверно оценивает свое положение в группе. Ко второй группе индексов относятся те, которые позволяют оценить общие характеристики группы в целом. Для всех этих индексов используют ответы на вопросы для установления симпатий и антипатий. Эти индексы рассчитывают по одному на всю группу. К ним относятся: 1) индекс экспансивности 50 Е =1 () () -å-+å- где ∑(+) – сумма всех положительных выборов по всем положительным вопросам; ∑(–) – сумма всех отрицательных выборов по всем отрицательным вопросам. Если индекс экспансивности положительный, значит, в группе преобладает желание сотрудничать друг с другом; если он отрицательный, то в группе преобладает нежелание сотрудничать; 2) степень сплоченности. Рассчитывается по данным социограмм: С =1 / 2 (1) (в) -å+ где ∑(r в+) – сумма взаимных положительных выборов; 3) степень конфликтности. Она также рассчитывается по данным социограмм: K =1 / 2 (1) (в) -å- где ∑(r в–) – сумма взаимных отрицательных выборов. Чем больше этот индекс, тем хуже. В лучшем случае он равен нулю; 4) индекс групповой интеграции I =å где ∑(R 0) – количество изолированных человек в группе. Чем больше этот индекс, тем лучше; 5) индекс групповой устойчивости Q =å-
где ∑(–) – сумма отрицательных выборов по всем вопросам. Чем больше этот индекс, тем лучше. После всех расчетов должна быть оформлена аналитическая записка, в которой исследователь должен указать: – кто в группе является лидером; – статусы всех членов группы; – уровень показателей, характеризующих группу в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|