Анкетирование (анкетный опрос)
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Уральская академия государственной службы Кафедра социологии и управления СОЦИОЛОГИЯ Словарь Екатеринбург Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией УрАГС Составитель: к.с.н., доцент Т. Е. Зерчанинова Социология: Словарь / Сост. Т. Е. Зерчанинова. – Екатеринбург: УрАГС, 2006. – 64 с.
Для специальностей 080504.65 – Государственное и муниципальное управление», 030501.65 – «Юриспруденция», 080507.65 – «Менеджмент организации», 080103.65 – «Национальная экономика», 080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Составитель: Зерчанинова Татьяна Евгеньевна Социология Словарь Редактор Н. С. Сотникова Компьютерная верстка С. Н. Коноваловой
ИСТОЧНИКИ СЛОВАРЯ
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь: Пер. с англ. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. 2. Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. – М.: НПО «Экономика»», 2000. 3. Бабосов Е. М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: Тетра Системс, 2000. 4. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 5. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М.: Издательство «ДИС», 1998. 6. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. 7. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003. 8. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 9. Зборовский Г. Е. Общая социология. Курс лекций. – Екатеринбург, 1997. 10. Зинченко Г. П. Социология управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
11. Капитонов Э. А. Социология ХХ века. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. 12. Краткий словарь по социологии. – М., 1988. 13. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 14. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. 15. Марков Марко. Технология и эффективность социального управления. Пер. с болг. – М., 1982. 16. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. 17. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. – М.: Наука, 1990. 18. Основы социального управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. – М.: Высш.шк., 2001. 19. Политическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. – Т. 1. 20. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. Ю. С. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. 21. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 22. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2004. 23. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. 24. Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. 25. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. 26. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. 27. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г. В. Осипов. – М.: Инфра-М-Норма, 1998. 28. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др.: Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1998.
29. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», Академия труда и социальных отношений, 2000 30. Тощенко Ж. Т. Социология. – М.: Прометей, 1994. 31. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 32. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. 33. Шевелев В. Н. Социология управления. Учебное пособие для высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 34. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1999.
Примечание: Каждое определение в словаре сопровождается библиографической ссылкой: порядковый номер цитируемого издания согласно вышеприведенному библиографическому списку и номер страницы. А Авторитет – влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, знаний, личностных достоинств [24. – С. 435].
Адаптация социальная – направленное взаимодействие элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления рассогласования взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена – преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды. Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны среды, социального института и адаптатора, но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями [Попов В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф. диссертации докт. социол. наук. Екатеринбург, 1997. – С. 17]. – начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на ее реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним [9. – С. 576].
Активность социальная – интегративная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности [9. – С. 576]. Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения по развитию объекта [31. – С. 182]. Анализ данных – исследование и обработка данных информации, полученной в ходе обследования или эксперимента [26. – С. 83]. Анализ документов традиционный (классический) – это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документальных материалах [11. – С. 451]. Анализ документов формализованный – это метод перевода качественной информации в количественные показатели, либо строго направленного сбора сведений на основе подобранного перечня вопросов или за определенный период времени [11. – С. 451]. Анализ качественный – позволяет установить перечень основных факторов, влияющих на ситуацию, описать саму ситуацию, а также сформулировать взаимосвязи между элементами. Качественный анализ носит преимущественно описательный характер и призван, в случае необходимости, подготовить почву для использования количественных методов [23. – С. 39]. – (социологический) – метод изучения содержания социальной информации, суть которого состоит в использовании теоретического социологического исследования, социально-философского и исторического рассмотрения проблемы для получения ожидаемого результата [9. – С. 580].
Анализ количественный – направлен на выявление механизма развития проблемной ситуации под воздействием различных факторов, представленных в форме переменных, значение которых меняется в результате влияния внутренних и внешних воздействий [23. – С. 39].
Анализ многомерный – позволяет одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними [8. – С. 158]. Анализ одномерный – описание распределения наблюдений («случаев») вдоль оси интересующего нас признака [8. – С. 158]. Анализ системный – исследование объектов как систем, совокупности взаимосвязанных элементов с применением системных принципов [31. – С. 183]. Анализ факторный – метод выявления и классификации факторов, определяющих состояние и развитие изучаемого объекта управления. Все действующие факторы классифицируются по соответствующим признакам на главные и вспомогательные, качественные и количественные, управляемые и неуправляемые [19. – С. 369]. – процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции, а также для ее прогнозирования [31. – С. 183].
Анкета – используемый в обследованиях набор вопросов, задаваемых респондентам, который должен обеспечить получение относящейся к данной сфере исследования информации [26. – С. 143]. – документ, содержащий серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами социологического исследования [21. – С. 457]. – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах [9. – С. 576]. Анкетирование (анкетный опрос) – предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос) [34. – С. 231]. – опосредованный письменный опрос [11. – С. 462].
Аномия – совокупность видов нарушений в нормативной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воздействии на индивидов и являющихся основой отклоняющегося поведения [9. – С. 576]. Б Баланс времени – распределение и использование времени коллективом людей в течение суток [20. – С. 194]. Биографический метод – использование личных документов для проведения социологических исследований [26. – С. 83]. – один из широко распространенных методов социологического исследования, направленный на изучение жизненного пути индивида [9. – С. 576].
Бюджет времени
– устойчивый, воспроизводительный набор видов деятельности человека в течение суток [20. – С. 194]. – соотношение затрат времени по основным сферам жизнедеятельности. Показателями бюджета времени выступают величины рабочего, внерабочего и свободного времени [21. – С. 457–458].
Бюджет времени общий – распределение времени в течение суток [20. – С. 194]. Бюджет времени частный – распределение времени на осуществление одного или нескольких видов деятельности [20. – С. 194].
В
Валидность – точность при измерении именно того, что предназначено быть измеренным [26. – С. 296]. – обоснованность, надежность социологической информации, означающая отсутствие в ней теоретических ошибок, которые могут возникнуть в связи с неверными исходными методологическими и методическими посылками в ходе подготовки и проведения исследования [9. – С. 577]. – степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, позволяющая получать надежные, репрезентативные и достоверные результаты исследования [10. – С. 366]. Верификация – эмпирическая проверка теоретических положений посредством их сопоставления с реальными объектами [26. – С. 44]. – процесс установления истинности научной теории в результате ее эмпирической проверки [23. – С. 359].
Взаимодействие социальное – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющее значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем… Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие [28. – С. 124]. – взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта между его элементами (внутреннее взаимодействие) [21. – С. 464]. Воспроизводство социальное – процесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономической формации в форме их циклического воспроизведения; воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие данной формации [21. – С. 464]. Восхождение к теории (grounded theory) – тактика качественного исследования, предложенная Б. Глейзером и А. Страусом, где воссоздается абстрактная аналитическая схема наблюдаемого в реальности феномена. На этой основе строится мини-теория, которая объясняет действия, взаимодействия или процессы. Эта тактика отличается своей спецификой, прежде всего, на этапе анализа: предлагает свои принципы кодирования текста (открытое, осевое и выборочное кодирование), а также особый способ построения аналитической минитеории относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике [25. – С. 230]. Вторичный анализ – тип исследования, направленный на анализ уже существующих данных в соответствии с новыми задачами. Помимо традиционных источников агрегированных данных – статистики переписей, отчетов, научных публикаций, в сферу вторичного анализа включаются первичные данные массовых опросов населения и другие аналогичные данные [21. – С. 458]. Выборка – процесс формирования выборочной совокупности [9. – С. 577].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|