Репрезентативность выборки
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 – характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков (переменных), полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности [21. – С. 462]. – требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности [34. – С. 112]. – репрезентативная выборка означает представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам (критериям), который должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности и без которого исследование сводится на нет [11. – С. 414]. – свойство выборки пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности [9. – С. 587].
Респондент – человек, отвечающий на опросный лист или на вопросы социально-научного интервью [26. – С. 84]. – опрашиваемый, отвечающий на вопросы анкеты и участвующий в интервью в качестве объекта исследования [9. – С. 587]. Риск социальный – социальное действие, связанное с опасными последствиями нововведений и требующее контроля, учета и регулирования социальной ситуации [9. – С. 587]. Ритуал – индивидуальные или коллективные действия, несущие социальную нагрузку и отличающиеся определенной повторяемостью элементов; способ выражения социальной солидарности [10. – С. 372]. Роль социальная – совокупность функций, которые должен выполнять человек, занимающий определенный социальный статус в организации [21. – С. 464]. – поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности [6. – С. 673].
– образец поведения личности, связанный с ее социальной позицией, статусом и обусловленный местом личности в системе межличностных и общественных отношений [9. – С. 587]. – ожидаемый в конкретных обстоятельствах рисунок поведения, ассоциирующийся с тем или иным социальным статусом человека: модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей [10. – С. 372].
С Самоидентификация – самоопределение; «Я», рефлексивно понимаемое как продолжающееся конструирование [26. – С. 143]. Самоконтроль – один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности [24. – С. 445].
Самоорганизация общества – способность системы (общества) самостоятельно, без воздействия извне изменять свою структуру, совершенствовать организацию управления [10. – С. 372].
Саморегулирование – способность системы самостоятельно без воздействия извне реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации [18. – С. 267].
Санкция – средства, подкрепляющие моральные или социальные нормы либо положительно в форме поощрения, либо негативно посредством наказания [26. – С. 114]. – средства утверждения социальных норм – как позитивные, так и негативные; мера воздействия, применяемая к лицам, проявляющаяся в одобрении или наказании за их действия и тем самым делающая их поведение более регулируемым и предсказуемым [10. – С. 372]. Свободное время – количественный показатель деятельности и поведения личности за пределами непосредственно профессиональной деятельности и деятельности по самообслуживанию и удовлетворению естественно-физиологических потребностей [20. – С. 194].
Связи социальные – совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач [9. – С. 587–588]. – связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени [21. – С. 465].
Связь – категория управления, отражающая формы взаимодействия элементов системы. Посредством связи формируются отношения, определенные для данной структуры [18. – С. 267]. Семантический дифференциал – метод оценки феноменологического опыта человека посредством оценивания объектов или людей по нескольким биполярным семибалльным шкалам [26. – С. 217]. Символ – знак, в котором связь между ним и значением является в большей степени условной, чем естественной [26. – С. 237]. Символ социальный – знаковая структура социального взаимодействия, характеризующая социальные роли, выполняемые индивидом, соотнесенные им с иными нормами и образцами поведения [9. – С. 588]. – все то духовное и материальное содержание жизни, которое для представителей одной культуры наполнено особым смыслом [26. – С. 26]. Символический интеракционизм – теория, объясняющая деятельность и взаимодействие с точки зрения результата значения, которые деятели вкладывают в вещи и социальные действия, включая самих себя [26. – С. 237]. Синергетика – наука, изучающая общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетика показывает, каким образом происходит процесс самоорганизации – образование упорядоченных структур в неупорядоченных, стохастических системах – и обратные процессы перехода динамических систем в стохастический режим. Термин ввел в оборот немецкий ученый, профессор Хакен в книге «Синергетика» [29. – С. 376].
Синергия – прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий (в рамках управленческой деятельности: технология и методы продуцирования ее сверхсуммативного качества) [10. – С. 373]. Система – целостное единство элементов объекта (объектов) и связей между ними [21. – С. 462].
– единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой [16. – С. 694]. – один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой взаимосвязь элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некоторое единство [9. – С. 225]. – множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, составляющих целостное образование. Организованная система характеризуется тем, что ее целостность всегда больше составляющих ее элементов подсистем [18. – С. 267].
Система социальная – совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы [21. – С. 464]. – совокупность социальных факторов различных организационных уровней, обусловливающих тип и характер поведения социальных субъектов [23. – С. 362]. Системность – атрибут, т.е. неотъемлемое существенное свойство объективного мира, одна из его важных характеристик. Сущность «системности» – в том, что все процессы, явления, вещи в объективном мире находятся во всеобщей связи и взаимодействуют как объекты относительно обособленные, обладающие качественной и количественной сторонами и изменяющиеся во времени и пространстве. Подчеркнем три характеристики понятия «системности»: всеобщая связь всех процессов и явлений есть связь относительно обособленных предметов и вещей, явлений; относительная обособленность и самостоятельность предметов, вещей, явлений проявляется в том, что они обладают количественной и качественной сторонами; относительно обособленные предметы, вещи, явления взаимодействуют друг с другом [5. – С. 137–138]. Системный подход – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы [18. – С. 267].
– важнейшая в исследовательской и практической деятельности форма организации использования во взаимной связи и зависимости принципов и методов исследования, логических форм для познания предметов, явлений, процессов как систем. Краткое определение его содержания гласит – исследование любого объекта как целостной системы и как элемента системы большей общности. Развернутое определение включает шесть аспектов: элементный, структурный, функциональный, интегративный, коммуникативный и исторический [5. – С. 138]. – методология научного анализа объекта в разрезе дихотомия «система/среда», позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами своего окружения [23. – С. 362]. Ситуация социальная – результат взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период [21. – С. 464]. Социализация – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [21. – С. 463]. – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений… Социализация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений [28. – С. 170–171]. – процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях [9. – С. 588]. – передача социального опыта, охватывающая всю жизнь человека [26. – С. 26]. – процесс, в ходе которого культура общества передается детям [26. – С. 45]. Социальная инженерия – деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов, а также комплекс прикладных методов социологии и других социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой деятельности [19. – С. 438]. – область прикладной социологии, ориентированной на применение организационных структур, воздействующих на поведение человека с целью сохранения социальной стабильности [9. – С. 579].
– спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной деятельности по управлению развитием социальных организаций и общностей [10. – С. 373]. Социальная технология – алгоритм, процедура осуществления действия в различных областях социальной практики: в управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве и т.д. [24 – С. 447]. – алгоритм осуществления действий, определяющий порядок (последовательность) и правила работы по достижению конкретного результата в совершенствовании организаций, процессов, отношений [10– С. 373]. – программа преобразовательной деятельности и сама деятельность на основе этой программы, призванная радикально изменить социальную ситуацию [9. – С. 590]. – инновационный раздел социологии управления, изучающий систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения социального результата при наименьших управленческих издержках [18. – С. 267]. Социальные объекты – фрагменты социальной реальности, то, на что направлена познавательная деятельность социолога [21. – С. 465]. Социальный субъект – носитель социального действия, осуществляющий разработку и реализацию целей [23. – С. 362]. Социодрама и психодрама – разновидность диагностики внутригрупповых конфликтов, состоящая в том, что члены группы участвуют в процедуре моделирования жизненных ситуаций попеременно в роли режиссеров, актеров и зрителей, устраняя напряженность и конфликты [9. – С. 587].
Социология – наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения [34. – С. 36]. – наука о становлении, динамике и взаимодействии социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их массовом поведении и социальных процессах; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее изменений и функционирования [9. – С. 589]. – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, которая изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность и поведение индивидов и социальных групп, институциональные формы их организации на основе широкого использования эмпирических данных [7. – С. 6]. Социология прикладная – совокупность социологических исследований, ориентированных на использование открытых социальных законов и закономерностей для решения социальных проблем, проведение социальных экспериментов и разработку планов социального развития [21. – С. 462]. – взаимосвязь методологических принципов, социальных технологий, программ, методик и процедур исследования, использование которых приводит к достижению практического социального эффекта [9. – С. 586].
Социология региональная – область социологического знания, изучающая формы территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, институтов и процессов, социальных общностей и групп в их развитии [20. – С. 56]. Социология средств массовой коммуникации – отрасль социологии, изучающая тенденции и динамику процессов массового социального общения и деятельность социальных институтов, производящих и распространяющих информацию на численно большие и рассредоточенные аудитории; особенности ее потребления [20. – С. 123]. Социология эмпирическая – область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания [9. – С. 592]. Социометрическая структура – совокупность соподчиненных членов группы в системе межличностных отношений [10. – С. 373]. Социометрический критерий – способ теоретического представления конкретной ситуации, характеризуемый контактом между индивидуумами и определяющий основу выбора и отклонения, произведенных индивидами [23. – С. 362].
Социометрический опрос – выявление социально-психологических проявлений межличностных отношений [11. – С. 462]. Социометрический тест – предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы [34. – С. 312]. Социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов [9. – С. 589]. – совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах [21. – С. 466]. – совокупность методов измерения социальных и социально-психологических отношений [10. – С. 373].
Социум – большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система (страна, государство, город, народ, нация и др.); пространство взаимодействия социальных общностей [9. – С. 589].
Специальная социологическая теория – форма организации социологического знания, в которой отображаются формы проявления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общественно-экономической формации или данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах. Предметом специальных социологических теорий являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования [21. – С. 466–467]. Сплоченность группы – результирующая мотивов, вызывающая взаимное тяготение членов группы и побуждающая их к сохранению членства в группе [10. – С. 373].
Сравнительный метод – обозначает наличие особого интереса к институциональным или групповым факторам, которые анализируются при сопоставлении каких-то специфических феноменов в различных социальных ситуациях [26. – С. 64].
Среда социальная – совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности [21. – С. 464].
Стабильность социальная – состояние социальной системы, при котором она способна эффективно функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к воздействиям извне [9. – С. 589]. Статус социальный – относительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе [28. – С. 186]. – позиция, занимаемая индивидом в социальной группе и в обществе в целом. Определяется как естественными (пол, возраст), так и социальными характеристиками (профессия или род занятий, доход, служебное положение и т.д.) [21. – С. 467]. – устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами и обязанностями [26. – С. 26].
Стереотип – совокупность упрощенных обобщений о группе людей или явлениях, позволяющая распределять членов группы или явления по категориям и воспринимать их шаблонно, соответственно этим ожиданиям [26. – С. 45].
Стимул – внешний побудитель к деятельности, выступающий фактором экономического, социального, политического и иного характера, действующий в структуре среды личности [9. – С. 590].
Стратегический план исследования – план, определяющий последовательность операций, осуществляемых социологом в зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, формулировки проблем и гипотез и т.д. Различают поисковый, описательный и экспериментальный стратегические планы [21. – С. 467]. Стратегия – общий, всесторонний план достижения целей [16. – С. 696].
Стратегия и тактики качественного исследования – первое используется при сравнительной характеристике качественных и количественных исследований для выявления их различий по логике и последовательности действий при проведении работы. Тактики предполагают внутреннее различие разных способов исследования и анализа в рамках качественного подхода [25. – С. 227].
Стратификация социальная – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе [26. – С. 143]. – существование структурированного неравенства между группами в обществе, касающегося доступа к материальным или иным благам [6. – С. 673]. – выделение социальных слоев (страт) и изучение социального неравенства в их положении; система социального неравенства, включающая взаимосвязанные и иерархически организованные социальные слои [9. – С. 590].
Структура – архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами [33. – С. 296].
Структура социальная – устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами являются социальные общности (классы, нации, профессиональные, демографические, территориальные, политические группы), каждая из которых, в свою очередь, есть сложное образование, обладающее своими внутренними слоями и связями [21. – С. 464]. – взаимосвязь классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, семейно-бытовых общностей, складывающихся, функционирующих, изменяющихся на базе относительно устойчивых взаимоотношений [9. – С. 590]. – любая относительно устойчивая модель социального поведения [26. – С. 26]. Структурно-функциональный метод – методологический подход, предусматривающий выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение [10. – С. 374].
Субкультура – культурные образцы, отличающиеся от доминирующей культуры и на этом основании обособляющие определенную часть общества [26. – С. 84]. Т Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена [16. – С. 696]. Тема исследования – вводит в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то управленческого решения. Тем самым происходит первоначальное ограничение (конкретизация) поставленной проблемы [11. – С. 390]. Теоретическая социология – совокупность социологических исследований, ориентированных на объяснение социальной действительности, установление общих и специфических законов и закономерностей развития и функционирования общества, форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах общественной жизни [21. – С. 467]. Теоретический подход – аспект социальной жизни, происходящий от некоторой теоретической традиции. Некоторые из основных теоретических традиций социологии – функционализм, структурализм, символический интеракционизм и марксизм. Теоретические подходы определяют общие «перспективы», с которыми работают социологи, и воздействуют на области исследований, а также на способы определения и решения проблем [6. – С. 674]. Теория – попытка выявить общие характеристики и закономерности, объясняющие регулярно наблюдаемые явления. Создание теоретических схем является неотъемлемой частью социологической работы. Теории тесно связаны с более широкими теоретическими подходами, на них также оказывают значительное влияние результаты исследований, способствующих выработке теорий [6. – С. 674]. – наиболее развитая форма организации и аккумуляции научного знания, ориентированная на целостное и объективное отображение действительности [23. – С. 362].
Теория систем – концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменяющейся внешней среде [16. – С. 697]. Тест – кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и общностей [34. – С. 296]. – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые психофизиологические, психологические и социально-психологические характеристики, а также знания, умения или навыки испытуемого [26. – С. 217]. Техника – совокупность средств труда, опосредующих воздействие человека на природу как предмет труда [21. – С. 467]. Техника исследования – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода [34. – С. 63].
Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемых продукций или услуг [16. – С. 697]. – способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации [33. – С. 297].
Типизация – организация знаний по типическим признакам феномена, а не по их индивидуальным характеристикам [10. – С. 374].
Типологизация теоретическая (или конструированная) – обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям [34. – С. 329]. Типологизация эмпирическая – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно [34. – С. 323]. Точность и правильность шкалы измерения – достаточная чувствительность шкалы как оптимальная дробность, дающая устойчивое измерение без систематических погрешностей [34. – С. 157].
Традиции – обычаи и верования, передающиеся из поколения в поколение и способствующие преемственности культуры той или иной группы людей [26. – С. 27].
Тренинг – планомерно осуществляемая программа упражнений по формированию и совершенствованию умений и навыков для повышения эффективности разнообразных видов деятельности [10. – С. 374].
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей [18. – С. 268]. У Установка социальная – направленность группового или индивидуального сознания, определяющая отношение группы или индивида к тому или иному явлению социальной действительности, а также способ восприятия этого явления. Проявляется через конкретные акты поведения, в частности через вербальные высказывания данного лица, позволяющие с определенной степенью вероятности сделать заключение о характере его установки [21. – С. 468]. – ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта [12. – С. 429–430]. – стабильная система идей и убеждений, направленных на некоторый объект и выражающихся в оценке этого объекта [26. – С. 189]. – состояние сознания, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам [14. – С. 14]. – общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности, выражающая предрасположенность личности, готовность ее действовать определенным образом в отношении данного объекта [9. – С. 591].
Устойчивость системы – способность системы поддерживать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие, несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия [18. – С. 268].
Устойчивость шкалы измерения – однозначность, повторяемость результатов измерения с минимальной ошибкой [34. – С. 157]. Ф Факт – предложение, отображающее определенное знание о состоявшемся событии или явлении, подтверждающее или опровергающее положение научной теории [23. – С. 362]. – факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это элементарные компоненты системы знания [34. – С. 43].
Факт социальный – объективно, реально существующие события, свойства, отношения, связи социальной реальности и процессы их изменения [21. – С. 465–466]. – социально-статистические, т.е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях… Понятие «социальный факт» может рассматриваться и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпретацию [34. – С. 52–53]. – общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки) [9. – С. 591]. Факт статистический – типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений [34. – С. 46]. Факт эмпирический – факт, вытекающий из систематического наблюдения или опыта в противоположность спекулятивному утверждению либо чисто теоретическому знанию [26. – С. 45]. Фактор – причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние, условие управленческой деятельности [18. – С. 268].
Факторный анализ – многомерная методика, в которой соотношения (или корреляции) между большой совокупностью наблюдаемых переменных объясняются в терминах небольшого числа переменных, называемых факторами [10. – С. 375].
Факторы общественные – причины, движущие силы какого-либо социального явления, процесса, определяющие его характер [10. – С. 375]. Факторы социальные – отдельные социальные явления и процессы, оказывающие влияние на развитие и функционирование общества как целостного социального организма [21. – С. 465]. Феноменологическое исследование – тип исследования, который изучает и описывает жизненные опыты индивидов относительно социального феномена. Цель исследователя – последовательно свести весь такой опыт к его единому центральному значению, смыслу, интерпретируемому с точки зрения данного феномена [25. – С. 228]. Фокус-группа – метод, пограничный между качественным и количественным подходами, так как, с одной стороны, является способом глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы, с другой стороны, члены группы должны репрезентативно представлять определенные общности, подлежащие изучению [25. – С. 229]. – качественный метод сбора социологической информации в однородных группах, имеющий фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики [20. – С. 166].
Функциональное обследование – вид обследования методом ЭДЭ (экономия, действенность, эффективность), в рамках которого анализируются функции и структуры государственных учреждений в целях определения того, должны ли эти функции выполняться вообще, могут ли они исполняться более эффективно другими организациями и каковы могут быть структурные последствия этого [10. – С. 375].
Функциональный подход – подход, основанный на изучении функций системы, т.е. алгоритма поведения системы [18. – С. 268].
Функция – зависимость существования объекта от его окружения или существования элемента от его места и роли в целом. Выявление функций является одним из способов установления связей объекта и описания его функционирования. В рамках целого функция может выступать как функция-свойство или функция-связь. При исследовании сложных объектов очень важно построение системы функций. «Социальная функция» характеризует роль и место того или иного социального образования (группы, индивида, социального института) в системе более широкого целого [21. – С. 468]. – вид деятельности социальных субъектов, обеспечивающий интеграцию социального субъекта в социальную систему, а также целостность этой системы [23. – С. 362].
Функция латентная – скрытые и непреднамеренные последствия того или иного социального паттерна [26. – С. 296]. Функция социальная – направление социального действия, отражающее зависимость между различными процессами [9. – С. 591]. – совокупность однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение общей цели [10. – С. 375].
Функция явная – распознаваемые и ожидаемые последствия того или иного социального явления [26. – С. 296]. Ц Целеполагание – 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которых является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности [24. – С. 450]. – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения [18. – С. 269].
Целеполагание социальное – решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интеграции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата [10. – С. 373]. Цель – экономические, социальные или духовные ценности общества, класса, социальной группы или личности, на достижение которых направлена их деятельность [21. – С. 468]. Цель исследования – ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной [34. – С. 76]. – планируемый результат [26. – С. 45]. – социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих, для чего оно проводится и что надо получить в результате [11. – С. 397].
Ценности – разделяемые в обществе (сообществе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться (терминальные ценности), и основных средств их достижения (инструментальные ценности) [Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – С. 660]. – разделяемые в обществе убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть [10. – С. 375]. – представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специфика данной культуры [6. – С. 674]. – значимость явлений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности [9. – С. 591]. – определенный культурный стандарт, благодаря которому люди различают «добро» и «зло» в повседневном взаимодействии [26. – С. 27]. – явления и процессы жизни общества, рассмотренные с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой. Система социальных ценностей выступает как общепринятая в данной организации система образцов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется их социальный опыт. Она создает у индивида и группы предрасположение к определенному поведению и основание для его оценки [21. – С. 466].
Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной группе их, например, установка на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|