Повторные панельные исследования
– позволяют не только зафиксировать какие-то социальные изменения в установках, поведении и т.п., но и выявить причины и последствия этих изменений на микроуровне, т.е. на уровне отдельных индивидов… Панельное исследование – это многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности в разные моменты времени. Эту многократно используемую выборку и называют панелью [8. – С. 82]. – исследования, проводимые по единой программе на той же самой выборке обследуемых и с использованием единой методики и процедур анализа данных. Это наиболее формализованный вид сравнительных исследований с определенным временным интервалом, их цель – анализ динамики, изменений в изучаемых аспектах. (В психологии и этнологии длительное изучение одной совокупности лиц называют «лонгитюдным» исследованием, а в педагогике – монографическим изучением (всесторонним описанием) одного объекта – коллектива, семьи, отдельных индивидов, например личности учащегося) [34. – С. 368]. – техника, предполагающая сбор данных с использованием одной и той же выборки через определенный интервал времени [26. – С. 64]. – статистически обоснованный и периодически повторяющийся опрос (анкетирование, интервьюирование) одной и той же выборки лиц [11. – С. 23]. – тип исследования, в котором выборка объектов (индивидов, семей и т.д.) остается неизменной во все временные точки исследования [21. – С. 461]. Повторные когортные исследования – особая разновидность панельных, отличающая тем, что выборочный объект – возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин «когорта» заимствован из демографии, им обозначают людей одного поколения (и более строго – одного года рождения), прослеживают, как с течением времени меняются условия и образ жизни данной когорты, их интересы и образ мыслей [34. – С. 368].
– изучение в течение определенного периода времени группы индивидов, объединенных некоторыми общими характеристиками. Например, когорту может представлять совокупность женщин, родившихся в один год или в один год вышедших замуж [21. – С. 458]. – если в трендовых исследованиях отбор каждый раз производится из общей совокупности – всех избирателей, всех семей и т.п., то, исследуя «когорты» (от лат. сohortis – подразделение, видовая группа), мы каждый раз производим отбор из одной специфической совокупности, стремясь проследить перемены в ее поведении, установках и т.п. Пусть, например, мы изучали ценностные ориентации десятиклассников в 1985 году, а в 1995 году нам захотелось снова опросить бывших десятиклассников, так как мы предполагаем, что их ценностные ориентации изменились с переходом в иную стадию жизненного цикла (создание собственной семьи, формирование профессиональной идентичности т.п.). В этом случае мы будем работать с новой выборкой из прежней специфической совокупности, сравнивая представителей одной и той же «когорты» с десятилетним интервалом, а не десятиклассников 1985 года с десятиклассниками 1995 года (в последнем случае можно было бы говорить о трендовом исследовании десятиклассников) [8. – С. 81].
Повторные трендовые исследования – в трендовом опросе одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново. Иными словами, анализируются последовательные выборки из одной и той же совокупности. Например, опрос Института Гэллапа, проводимый ежемесячно в ходе избирательной кампании, является трендовым обследованием, показывающим динамику установок населения по отношению к кандидатам и партиям [8. – С. 80–81].
– проводятся на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений [34. – С. 368]. – изучение изменения внутри некоторой генеральной совокупности с течением времени. В отличие от панельного исследования не требует сохранения в различных временных точках одной и той же выборки [21. – С. 467]. Подсистема – часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами [18. – С. 266].
Позиция социальная – конкретное место, занимаемое индивидом в системе общественных отношений, в социальной структуре [9. – С. 585].
Показатель социальный – существенная характеристика отдельных свойств и состояний социальных объектов или процессов, имеющая количественное выражение [27. – С. 247]. – наблюдаемые и измеряемые характеристики социального явления или процесса, позволяющие судить о его состоянии и тенденции [21. – С. 465]. – наблюдаемые и измеряемые количественные и качественные характеристики отдельных процессов, явлений, свойств, состояний социальных объектов [9. – С. 585]. Политика – вид социального регулирования, определенная сфера и форма деятельности в соответствии с целями и задачами, поставленными социальными общностями для обеспечения посредством власти своих интересов, а также методы и средства, которые они для этого используют [9. – С. 585–586].
Политика социальная – деятельность государства и его институтов в социальной сфере общества, направленная на оптимальное удовлетворение интересов и потребностей граждан [9. – С. 586]. Понимание – понятие, применяемое для обозначения способа познания в социологии путем распознавания смыслов, которыми люди наделяют свои действия. Заключается в том, чтобы ставить себя в положение других людей с целью постижения смысла их действий и намерений [1]. Понятие – это форма обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений [11. – С. 400]. – обобщение существенных признаков и сторон предметов, явлений, процессов. Понятия не статичны, они находятся в состоянии развития, изменения, они не абсолютны, не окончательны. Каждой науке присущи определенные понятия, концентрирующие накопление знания. Образование понятий – сложный процесс абстрагирования, идеализации, обобщения, анализа и синтеза, умозаключения [5. – С. 136].
Порядок социальный – система социальной интеграции, включающая разметку социального пространства, барьеры и каналы социальных перемещений, правила социальной диспозиции, устанавливающиеся и поддерживающиеся самими людьми [10. – С. 373]. Потребности общественные – социальная обусловленность тех или иных вещей, основные нужды, необходимые для поддержания человеческой жизни, движущая сила человеческой активности, причина его действий [10. – С. 371].
Потребности социальные – потребности, отражающие взаимодействие личности с объективными явлениями и процессами общественной жизни, удовлетворяемые при помощи социальных условий и видов деятельности (например, потребности в труде, общении, принадлежности к группе, общественном признании, продвижении и т. п.) [21. – С. 465].
Потребность – нужда в чем-либо, требующая удовлетворения [18. – С. 266]. – то, что необходимо индивидам для выживания [10. – С. 371]. – психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека [16. – С. 691]. – исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром [9. – С. 586]. – объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо, необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребность выступает источником его активности [33. – С. 294]. – обусловленная уровнем развития производства и общественных отношений нужда личности (или социальной группы) в определенных средствах, условиях, видах деятельности, объективно необходимых для ее существования и развития [21. – С. 461–462]. Правила – совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка) [18. – С. 266].
– точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации [16. – С. 691].
Праксеология – наука о принципах и методах эффективной деятельности [18. – С. 266]. Предмет исследования – наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению [34. – С. 75]. – включает в себя те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают рассматриваемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению… предмет социологического исследования являет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования [7. – С. 23]. – стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании [11. – С. 395]. Представительство интересов – делегирование обществом отдельному человеку, партии права реализации их коллективной воли [10. – С. 371].
Престиж – сравнительная общественная оценка положения социального субъекта [9. – С. 586].
Привычка – автоматизированное действие: особая форма поведения индивида в определенных условиях, которая приобретает характер потребности [10. – С. 371]. Признак – характеристика (свойство) предмета анализа, которая может быть подвергнута наблюдению и измерению [26. – С. 45]. Принципы – руководящие идеи, основные правила, положенные в основу деятельности в рамках писаных норм (правовые) и неписаных норм (этические) [10. – С. 372].
Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий [11. – С. 392]. Проблема социальная – обнаруживаемое на любом уровне социальной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым (т.е. тем, что есть, что должно быть или хотелось бы, чтобы было), которое в обществе (сообществе) вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть [14. – С. 104–105]. – поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных общностей и институтов [7. – С. 20].
Проблемная ситуация – в гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М.В. Попович. М.: Наука, 1965. – С. 25]
Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов [34. – С. 71]. – возникающее в процессе развития противоречие между потребностями индивида (группы) и незнанием путей для реализации этих потребностей [26. – С. 45]. Прогноз – это вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности [34. – С. 305]. – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения [4. – С. 360]. Прогнозирование – способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени [7. – С. 209]. – процесс разработки прогнозов [4. – С. 360]. – процесс разработки научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения [21. – С. 461]. – процесс изучения перспектив развития социальных объектов с целью повышения эффективности управления ими [9. – С. 586]. 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципатии; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего [16. – С. 692]. Программа – результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними по времени [24. – С. 444–445]. – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей. Оценка и выбор вариантов программ по различным критериям [18. – С. 266].
Программа исследования – научный документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами. Включает в себя: определение проблемы, объекта и предмета исследования; характеристику цели и задач исследования; интерпретацию понятий; формулирование рабочих гипотез; определение стратегического плана исследования; описание методов сбора информации; описание схемы анализа первичной социологической информации [21. – С. 461]. – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки [34. – С. 69]. – изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности [11. – С. 387]. – изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации [9. – С. 586]. Проект – деятельность, направленная на достижение определенных целей при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (ресурсам) и качеству конечных результатов [33. – С. 294].
Проект исследовательский социологический – система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных [11. – С. 382].
Проект социальный – совокупность расчетов для построения социального объекта по его модели. Реализация проекта требует наличия: а) замысла плана; б) управленческой концепции; в) разработки совокупности действий, исполнителей и средств не только определения целей, но и их достижения [18. – С. 264]. – сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению [14. – С. 36].
Проектирование социальное – конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [14. – С. 7]. – специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов [34. – С. 319]. – проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений [13. –С. 8]. – разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с учетом основных параметров и специфики функционирования [9. – С. 586]. – разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках [10. – С. 372]. Производственная деятельность – совокупность видов деятельности, осуществляемой в рамках производственной сферы. Включает трудовую деятельность в сфере производства и общественно-политическую деятельность, непосредственно связанную с производством (участие в рационализации и изобретательстве и т.д.) [21. – С. 461]. Пространство социальное – насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: поселения, социальные инфраструктуры, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети [20. – С. 55–56]. Противоречия социальные – взаимодействия противоположных или различных сторон в социальных системах, определяющие источник и тенденции развития общества и его структур [9. – С. 586]. Профессиональная ориентация – социальная ориентация на приобретение определенной специальности, получение определенной профессиональной подготовки, включение в определенную сферу трудовой деятельности [21. – С. 461]. Процедура исследования – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования [34. – С. 63]. – последовательность, поэтапность в реализации системы действий социолога [11. – С. 413]. Процесс – любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик [23. – С. 361]. Процесс социальный – последовательная смена состояний или движения системы и ее подсистем, любого социального объекта; развертывание во времени того или иного социального явления [24. – С. 447]. – взаимосвязь социальных действий, образующих определенные тенденции общественной жизни [9. – С. 587]. Процессы социально-экономические и политические – это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. [23. – С. 361]. Р Рабочая группа – небольшое количество людей, которые находятся в отношении зависимости (объединены общей социальной деятельностью) и подчиняются определенным групповым нормам и ценностям в рамках административной организации [10. – С. 372].
Рабочий план исследования – это перечень, схема действий социологов в данном исследовании с распределением времени, материально-технических затрат и сетевым графиком [11. – С. 485]. – план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования. Основными звеньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба), полевое обследование, подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов. Включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования [21. – С. 462]. Ранжирование – расположение вариантов в порядке предпочтения, в результате чего данные упорядочиваются [26. – С. 189]. – способ оценки переменной величины, при котором с помощью порядковой шкалы ее значению приписывается соответствующее место в ряду [9. – С. 587]. Регулирование – процесс установления и практического исполнения определенных правил (норм) поведения [2. – С. 296]. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки популярности, авторитета какого-либо лица или партии; выводится на основе социологических опросов в предвыборный период; не следует смешивать с прогнозом итогов голосования [20. – С. 111]. Релевантность – признак соответствия привлекаемых параметров целям и характеру моделируемого объекта [23. – С. 361].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|