Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика социологического исследования




– система способов, процедур, приемов установления конкретных социальных фактов и средств получения, обработки и анализа социологической информации [9. – С. 582].

– система операций, предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной, релевантной и репрезентативной социологической информации [11. – С. 412].

Методический план исследования – план, организующий методический инструментарий исследования – методы сбора, обработки и анализа социальной информации [21. – С. 459].

Методология

система принципов научного исследования… термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных [34. – С. 53].

– совокупность процессов выработки социологами теоретического образа изучаемой проблемной ситуации [26. – С. 44].

– набор положений, принципов, исследовательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов ученых, принадлежащих к одной или нескольким отраслям научного знания, с целью более полного и комплексного отображения объекта [23. – С. 360].

Методология науки – дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теорий [8. – С. 6].

Методы исследования – методы изучения, применяемые для сбора эмпирического (фактологического) материала [6. – С. 666].

 

Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов (к числу основных методов относят опрос, интервью, анализ документов, наблюдение и др.) [9. – С. 582].

Микросоциология – область развития социологии, охватывающая социальное поведение, межличностное общение, мотивации действий, стимулы групповых поступков, социализацию и индивидуализацию личности [9. – С. 583].

Многомерный анализ данных – анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими переменными [21. – С. 459].

Мобильность социальная – межгрупповая или пространственная подвижность населения, его способность (готовность) к социальным перемещениям [21. – С. 463].

Моделирование

– метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных [14. – С. 168].

– исследование объекта управления путем построения и изучения его модели, применения существенных свойств моделируемого объекта к познанию мало изученных реальных социальных систем [18. – С. 265].

– опосредованное изучение социального объекта путем выделения ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей [10. – С. 370].

 

Модель

схематическое представление отношений между социальными явлениями [26. – С. 63].

– система материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов, находящаяся в отношении подобия к объекту исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Является заместителем изучаемого объекта и позволяет получать о нем информацию [21. – С. 459].

– представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения [16. – С. 687].

Модератор – специалист, осуществляющий ведение фокус-группы. Регулирует обсуждения, способствует групповому взаимодействию [20. – С. 166].

Модернизация – процесс социальных изменений, начатый индустриализацией, переход от традиционного общества к современному [26. – С. 26].

Мозговая атака – способ коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников [14. – С. 130].

 

Мониторинг – система отслеживания происходящих в социальных общностях и организациях изменений, осуществляемого через определенный промежуток времени [10. – С. 370].

Монографическое исследование – исследовательская стратегия, направленная на изучение отдельного социального явления, процесса, социальной группы, индивида или другого социального объекта. Собирается очень подробная и полная информация, что обеспечивает возможность глубокого анализа многих специфических деталей. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распространены на всю совокупность [21. – С. 459].

Мотив

конкретный внутренний побудитель действия человека, обусловленный его интересами и ценностными ориентациями [9. – С. 583].

побудитель поведения, в качестве которого выступает система потребностей [26. – С. 84].

 

Мотивационная система личности – целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов: потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др. [24. – С. 442–443].

 

Мотивация – побудитель поведения, которым могут быть физиологические, эмоциональные и социальные потребности [26. – С. 189].

– процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации [16. – С. 688].

– сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни [10. – С. 370].

Н

Наблюдение

метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения классифицируют по степени формализации процедуры (на неструктурализованные и структурализованные), по положению наблюдателя (на включенные и невключенные), по месту и условиям организации (на полевые и лабораторные), по регулярности проведения (на систематические и случайные) [21. – С. 459].

– метод сбора социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов об изучаемом объекте [9. – С. 583].

Наблюдение включенное

метод исследования, при котором социолог осуществляет наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом [26. – С. 83].

– наблюдение за некоторой общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. Такое включение дает возможность скрытого наблюдения, когда члены общности не осознают, что за ними наблюдают. Метод особенно продуктивен при исследовании труднодоступных общностей. Применяется в основном в кейс-стади закрытых сообществ и этнографическом исследовании. Применение этой техники требует больших временных затрат [25. – С. 102–103].

– социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые не могут выделить его среди членов группы, коллектива; в других – участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики ситуации и исследовательских задачстроится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых [7. – С. 125–129].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...