Кейс-стади (исследование отдельной общности)
– традиционное поле изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом, прежде всего, может быть замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты, а также производственные коллективы [34. – С. 397–398]. – глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель – изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях [25. – С. 223]. – детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов [26. – С. 63]. – качественный метод, направленный на изучение отдельной общности, уникального объекта в совокупности его взаимосвязей [20. – С. 166]. Класс (социальный) – элемент социальной структуры, выступающий устойчивым носителем экономических, политических, идеологических отношений и являющийся естественно-историческим феноменом общества [9. – С. 580]. Классификация – процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними [25. – С. 223]. Кластерный анализ – типологизация на основе выявления устойчивых сочетаний множества признаков [34. – С. 327]. Когорта – группа индивидов в рамках одного поколения, объединенных некоторыми общими характеристиками (например, когорта детей, родившихся в годы войны) [9. – С. 580].
Кодирование – процесс соотнесения текстовых данных с более общим понятием путем присваивания им обобщенного короткого названия (кода) [25. – С. 224]. Кодирование и декодирование сообщения – процесс преобразования содержания в символы естественного языка или невербальные символы (жесты, мимика, графическое изображение) и обратный процесс перевода символов в значения [20. – С. 141]. Коллектив – социальная общность людей, объединенных близкими целями и интересами в ходе осуществления целенаправленной общественно-полезной деятельности [9. – С. 580]. Коммуникант (реципиент) – тот, кто получает сообщение и определенным образом реагирует на него [20. – С. 141]. Коммуникатор – источник информации, создатель сообщения [20. – С. 141]. Коммуникация – передача сообщений, в которых заложены определенные значения. Коммуникация происходит на разных уровнях: межличностном, межгрупповом, внутри общества, между различными обществами [20. – С. 244]. – передача информации от одного индивида или группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия [6. – С. 666]. – процесс обмена информацией в социальной системе [18. – С. 265]. – обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми [16. – С. 685]. – обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов [10. – С. 368]. – информационное взаимодействие субъектов, характеризуемое следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений об объекте взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью каналов равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о предмете взаимодействия [33. – С. 291].
Коммуникация массовая – особый вид общения людей посредством производства и передачи социальной информации на большую рассредоточенную аудиторию с помощью технических комплексов (печать, радио, телевидение, видеозапись и пр.) [9. – С. 582].
Конструирование социальное – общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретным заданным параметрам и нормативам, образ будущего объекта, его модель [9. – С. 580]. – общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами [10. – С. 368]. Консенсус – один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений сторон [9. – С. 580]. Консультант – специалист в области администрирования и менеджмента, профессионально помогающий служащим найти правильное решение проблемы функционирования и/или развития социальной организации [10. – С. 368]. Контекст – набор характеристик, которые уточняют условия существования данного феномена, подлежащего изучению, т.е. локализуют события и процессы в пространстве и времени. Контекст представляет собой набор особых условий, в рамках которых происходят описываемые события или действия. Исторический контекст – контекст жизненного опыта индивидов в историческом пространстве и времени от конкретно-социального до общеисторического [25. – С. 224]. Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой [34. – С. 216]. – методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации [26. – С. 237]. – исследовательский метод количественного анализа содержания письменных документов, теле- и радиопередач и других видов документов и информации [21. – С. 459]. – метод количественного анализа содержания документов в целях обнаружения социальных тенденций, отраженных в них; особенность метода состоит в возможности изучения документов в их социальном контексте [9. – С. 580]. – техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.) [23. – С. 360].
Контроль социальный – способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования [21. – С. 466]. – регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций [9. – С. 580]. – процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформность в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм [10. – С. 373]. Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием. Социальное противоречие, основанное на разности потребностей и интересов людей, перерастающее в противоборство [24. – С. 440]. – антагонизм между индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы. Первая – когда происходит столкновение интересов между двумя или более индивидами или группами, вторая – когда люди вовлекаются в активную борьбу [6. – С. 667]. – несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое [16. – С. 686]. – способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; столкновение, цель которого – нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника [9. – С. 581]. – процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентаций. Начинается с конфронтационной фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой) [33. – С. 291].
Конформизм – поведение человека, основанное на зависимости от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания [9. – С. 581].
Концепция – совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления [18. – С. 265].
Координация – согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей [18. – С. 265].
Корреляция – отношения, характеризующие совместное изменение двух или более двух переменных [26. – С. 296]. – понятие математической статистики, характеризующее вероятностную или статистическую зависимость [21. – С. 459]. Кризис социальный – нарушение стабильности социальной системы, вызванное обострением ее внутренних противоречий; способ разрешения социальных противоречий [9. – С. 581]. Критерий – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило [15. – С. 112]. – признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления [18. – С. 265]. – количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей [23. – С. 360].
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей данного общества, класса, социальной группы или личности, передаваемая от одного поколения к другому [21. – С. 459]. – биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [28. – С. 134–135]. – ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества… Культура – одно из наиболее характерных свойств, присущее любому социальному объединению людей [6. – С. 667]. – общественная система реализации сущностных сил человека в процессе его многообразной социальной деятельности; содержание социальной жизни людей, система форм их деятельности [9. – С. 581]. Л Легитимизация – процесс узаконения контроля над обществом со стороны доминирующей социальной группы вследствие признания подчиненными группами права доминирующей социальной группы на управление в рамках общественного согласия [10. – С. 369].
Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение ее членов; работник, доминирующий в группе при решении задач определенного класса [Удальцова М. В., Аверченко Л. К. Социология и психология управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С. 314]. – человек, способный выдвигать продуктивные цели развития, находить оптимальные пути их достижения и объединять людей в социальные организации для решения общих задач, максимально использовать творческие возможности как своей личности, так и окружающих людей, в том числе талантливых, одаренных, неординарных [18. – С. 265]. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы [24. – С. 441]. – механизм интеграции групп, объединяющихся вокруг индивида (или нескольких индивидов) – лидера [9. – С. 581]. – отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений [10. – С. 369]. Личность – конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Главное в личности – «не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 242]. Проявляются социальные качества индивида в процессе социальной деятельности [21. – С. 459]. – интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения [9. – С. 581]. М Макросоциология – область развития социологии, охватывающая общественные мировые системы и их взаимодействия, различные типы культур, социальные институты и общественные структуры, глобальные процессы и общество как целостный социальный организм, его функционирование и изменение [9. – С. 581]. Массовое сознани е – разновидность общественного сознания (наряду с групповым и общечеловеческим), отражающего действия масс как социальных общностей и выступающего регулятором специфически массовых форм поведения людей [9. – С. 582]. Математическое обеспечение ЭВМ – комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих автоматическое функционирование ЭВМ и решение конкретных задач по обработке данных (например, эмпирических данных массовых опросов) [21. – С. 459]. Менталитет – особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненные позиции, культура, модели поведения, обусловленные социальной средой, национальные традиции и т. п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни [24. – С. 441–442]. Ментальная модель – рациональные рамки, заключающие внутренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность [10. – С. 370]. Метод – система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта [11. – С. 412]. – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных целей [23. – С. 360]. Метод в социологии – система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [9. – С. 582].
Метод Дельфи – метод экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем независимого анонимного опроса экспертов в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура [4. – С. 381]. Метод исследования – основной способ сбора, обработки и анализа данных [34. – С. 63]. – последовательный план проведения исследования [26. – С. 44]. – методы познания, используемые в рамках всей академической дисциплины [26. – С. 83]. Метод социологический – средство получения и построения научного знания о социальной реальности. Включает в себя: принципы организации деятельности (регулятивные нормы и правила); совокупность приемов и способов действий; порядок (схему или план) действий. Приемы и способы действий выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. В разных исследованиях один и тот же метод выступает в своем специфическом преломлении в зависимости от его места и роли в исследовании, связи с другими методами. В социологии применяются как собственно социологические методы (например, опрос), так и методы, применяемые также и в других науках (например, статистические) [21. – С. 466]. Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия) – способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы, так как группы должны заведомо репрезентировать некоторую общность [34. – С. 402–403]. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь [34. – С. 63].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|