Основные демографические показатели России, млн чел.
Примечания: 1Данные за 1990, 1995–2002 гг. пересчитаны 2 Мужчины – 16–59 лет; женщины – 16–54 лет. Этот рост сопровождается увеличением спроса на продукцию общественного питания, выражающимся через рост среднедушевого оборота общественного питания. Повышение спроса также связано с ростом величины прожиточного минимума, что объясняется влиянием инфляционных процессов. Приведенные показатели позволяют сделать вывод: численность населения РФ имеет тенденцию к сокращению, что частично компенсируется миграцией. Однако положительным фактором является рост трудоспособного населения, которое в основном и является потребителем продукции предприятий общественного питания. В последние годы в отрасли общественного питания происходят заметные изменения: по сравнению с началом 1990-х годов сеть предприятий общественного питания увеличилась, повысились показатели обеспеченности сети, улучшились качество и организация обслуживания. Рост благосостояния, возросшая деловая активность, ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета россиян с ориентацией на западный деловой образ жизни, необходимость более экономного использования рабочего времени – все это обусловливает активное развитие сети общественного питания.
Одной из ключевых тенденций последних лет стало привлечение инвестиций в индустрию питания. К отрасли проявляют определенный интерес крупные российские и иностранные инвесторы. Одной из тенденций развития общественного питания становится рост доли сетевых проектов. По разным оценкам, доля сетевых предприятий составляет 25–35% предприятий общественного питания и продолжает увеличиваться. Ежегодный прирост сети предприятий быстрого обслуживания по стране в целом составляет около 20–25% – такая ситуация держится уже несколько лет и, очевидно, сохранится Сегмент элитных ресторанов на сегодняшний день является наименее динамичным в отрасли. Эксперты объясняют сокращение элитных ресторанов насыщением рынка. Кроме того, в ресторанном бизнесе в течение последних лет наблюдается тенденция к смещению акцента известных рестораторов с сегмента элитных в сегмент демократичных ресторанов. Рестораны среднеценового сегмента превалируют Сеть организаций общественного питания продолжает развиваться. В настоящее время она представлена разнообразными типами предприятий: это рестораны, бары, кафе, пиццерии, кофейни, столовые, закусочные, предприятия выездного обслуживания, предприятия быстрого обслуживания, что обусловлено разнообразием предоставляемых населению услуг.
Тенденции развития сети общественного питания: 1) развитие общедоступной сети организаций общественного питания, включая сеть предприятий быстрого питания, ориентированных на различные слои населения и расположенных в местах массового отдыха населения, парковых зонах, вдоль автомагистралей, на вокзалах; 2) восстановление сети предприятий, обеспечивающих питанием учащихся, а также сельских жителей; 3) создание сети предприятий общественного питания, принадлежащих предприятиям торговли, с целью увеличения объема товарооборота и доходов субъектов рынка; особенно это касается предприятий быстрого питания при торгово-развлекательных комплексах, а также отделов кулинарии; 4) развитием предприятий с национальной кухней, фирменной сети предприятий, а также дополнительных форм обслуживания – кейтеринг, доставка продукции на дом. Перечисленные тенденции обусловливают появление новых видов организаций общественного питания, рост конкуренции между ними, поглощение неконкурентоспособных. Развитие общественного питания сдерживают следующие факторы: несовершенство системы налогообложения, недостаточный платежеспособный спрос населения, нехватка производственных и складских помещений, недостаток у хозяйствующих субъектов собственных оборотных средств. Глава 3 Классификация типов Анализируя развитие общественного питания в историческом разрезе, можно заметить растущую диверсификацию форм данного вида деятельности. В результате изменения условий окружающей среды, общественно-экономических преобразований возникают новые типы предприятий общественного питания. С началом рыночных преобразований в России произошло формирование новых типов предприятий общественного питания, адекватных рыночной экономике. Наблюдается все большее сходство типов предприятий общественного питания, функционирующих в Российской Федерации, с предприятиями индустриально развитых стран. Под типом предприятия понимают вид предприятия
При определении типа предприятия общественного питания учитывают следующие факторы: 1) ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; 2) техническая оснащенность (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение); 3) методы и качество обслуживания (комфортность, этика общения, эстетика оформления); 4) квалификация персонала; 5) номенклатура предоставляемых населению услуг. ГОСТ Р 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий» (прил. 1) предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная (табл. 6). Таблица 6 Классификация типов предприятий общественного питания
Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха. Рестораны различают: по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной, национальной кухни, кухни зарубежных стран); по месту расположения (при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан).
Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. Бары различают: по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления (молочный, пивной, винный, кофейный, гриль-бар, коктейль-бар); по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, варьете-бар). Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного, по сравнению Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производящее Закусочная – предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные разделяют по ассортименту реализуемой продукции (общего типа и специализированные: сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, шашлычная, чайная, пончиковая, пиццерия, гамбургерная). Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса – «люкс», «высший» и «первый». Кафе, столовые, закусочные на классы не подразделяют. Рестораны, кафе, бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечения потребителей. Рестораны и бары класса «люкс» должны соответствовать следующим требованиям: изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий спектр услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров. «Высший класс» предполагает оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков, коктейлей для баров.
«Первый класс» – гармоничность, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий Классификация предприятий общественного питания по такому признаку, как тип предприятия, во всех источниках приводится из ГОСТ Р 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий». Классификация предприятий общественного питания, представленная в нормативных документах, является неполной и неточной. Она была разработана, в основном, в советский период и ориентирована на условия экономики того времени. Несовершенство классификации создает трудности при сертификации услуг предприятий общественного питания. Органы, осуществляющие эту работу, а также участвующие в управлении, сталкиваются с серьезной и неразрешимой проблемой – к какому типу отнести вновь открытое предприятие После отмены обязательной сертификации в 2003 г. отделить различные типы предприятий общественного питания стало почти невозможно. Так, предприятия общественного питания, которые формально классифицируются как кафе, могут предоставлять широкий ассортимент блюд и изделий сложного приготовления в сочетании с высоким уровнем услуг, что присуще ресторанам. Но чаще всего закусочные называют «кафе». Несоответствие заявленному типу – нарушение Закона РФ В настоящее время в России динамично развиваются такие новые типы предприятий общественного питания, как предприятия быстрого обслуживания, предприятия выездного обслуживания, кофейни. Предприятия быстрого и выездного обслуживания целесообразно выделить как самостоятельные типы, так как каждое имеет свою специфику и не может быть отнесено к установленным в ГОСТ Р 50762–95 типам предприятий общественного питания. Предприятие быстрого обслуживания – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, призванное в кратчайшие сроки при минимальных затратах обеспечить удовлетворение разнообразного спроса на продукцию и услуги общественного питания. Обслуживание осуществляется, в основном, методом самообслуживания. Предприятия быстрого обслуживания работают Предприятие выездного обслуживания – предприятие общественного питания, специализирующееся на производстве, доставке готовой кулинарной продукции и комплексном выездном обслуживании различных мероприятий. Отличительной чертой данного типа предприятий является временное и пространственное разделение места производства услуг, их реализации В каждой национальной культуре идея кофейни видоизменялась по-своему и постепенно приходила в соответствие со вкусами и привычками потребителя. В современном российском обществе формат кофеен только начинает формироваться, поэтому сложившихся правил и требований нет, и каждый, кто занимается этим бизнесом, привносит что-то свое. К спорным вопросам Для решения данных вопросов необходимо формат кофейни ввести в классификацию в контексте следующих типов предприятий общественного питания: закусочная, кафе, ресторан. В соответствии с таким делением: кофейни, предлагающие широкий ассортимент блюд кофейни, предлагающие ограниченный по сравнению кофейни, предлагающие широкий ассортимент горячих напитков и десертов, с самообслуживанием, – к специализированным закусочным. На этой основе уточнена классификация типов предприятий, позволившая сгруппировать предприятия общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг (табл. 7). Таблица 7 Классификация типов предприятий общественного питания
Окончание табл. 7
Предложенная классификация предприятий общественного питания по типу предприятия учитывает особенности ведения бизнеса во всей сфере общественного питания. В частности, выделены такие типы предприятий общественного питания, как предприятия быстрого и выездного обслуживания, определено место кофейни в общей классификации. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг (прил. 2): а) санитарно-гигиенические и технологические требования (СанПиН 42–123–5777, СанПиН 42–123–4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий); б) требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов (МВТ 5061); в) противопожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004); Архитектурно-планировочное решение и конструктивные элементы здания, техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.89. На фасаде ресторана и бара должна быть размещена световая вывеска с элементами оформления; у входа – вывеска Подъезды и прилегающая территория должны хорошо освещаться в вечернее время, иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу. Вход должен обеспечивать одновременно два встречных потока посетителей (вход и выход). Для обслуживания инвалидов должны существовать наклонные пандусы у входных дверей (для проезда инвалидных колясок), лифт, специально оборудованные туалеты. При оформлении залов и помещений для посетителей используются изысканные декоративные или оригинальные элементы (светильники, драпировки) – в высшем и первом классе; обязательно наличие эстрады, танцевальной площадки в ресторане класса «люкс» и высшего, в баре «люкс»; в ресторанах обязательно наличие банкетного зала, отдельных кабин. Система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности в ресторанах Все предприятия должны быть оснащены инженерными коммуникациями (горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, радио- и телефонная связь). Необходимы аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара. Предприятия общественного питания предоставляют потребителям разные услуги: питания; по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; по организации потребления и обслуживания; по реализации кулинарной продукции; организации досуга; информационно-консультативные и пр. Состав помещений для предприятий определяется их функциональным назначением. Он зависит также от типа предприятия, его вместимости и характера производства, методов обслуживания. Различают следующие группы помещений: 1) для посетителей – вестибюль с гардеробом, туалетом, залы с раздаточными и буфетом – при самообслуживании; аванзал – при обслуживании официантами; комнаты отдыха, врача 2) производственные – цехи (горячий, холодный, доготовочный, обработки зелени, заготовочные – мясной, рыбный, овощной, птицегольевой, кулинарный, кондитерский), хлеборезка, моечная столовой и кухонной посуды, моечная и кладовая полуфабрикатной тары; барная стойка, раздаточная, сервизная (с обслуживанием официантами); 3) для приема и хранения продуктов (охлаждаемые камеры, неохлаждаемые кладовые, кладовая и моечная тары, кладовая овощей, инвентаря), загрузочная; 4) служебные, бытовые – административное помещение, комната персонала, гардероб, душевая, бельевая, главная касса; 5) технические – вентиляционные камеры, электрощитовая, теплопункт, машинные отделения, мастерские и пр. Требования к предприятиям различных типов и классов подразделяются по следующим направлениям: 1) архитектурно-планировочное решение и оформление; 2) мебель, столовая посуда, приборы и белье; 3) меню, прейскуранты, ассортимент продукции; 4) методы обслуживания; 5) состав и площади помещений. В зависимости от организации производства различают: 1) заготовочные предприятия, которые предназначены для выработки полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий с обработкой сырья; основные среди них – фабрики (или предприятия) полуфабрикатов и кулинарных изделий, кулинарии, специализированные цехи для централизованного производства полуфабрикатов из одного вида сырья или кондитерский цех; Глава 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|