Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятий общественного питания




Несохраняемость услуг. Спрос на товары и услуги часто нестабилен, но в отличие от товаров, запасы которых можно изменять в зависимости от спроса, услуги хранить нельзя.

Предприятия общественного питания за оказываемые услуги по производству, реализации и организации потребления продукции взимают плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая наценка к цене закупленных сырья и товаров. Чем богаче общество, тем выше требования
к качеству обслуживания, и, соответственно, выше доля торговых наценок в цене продукции.

Целевая аудитория, ассортимент реализуемой продукции, характер спроса на продукцию и услуги общественного питания зависят от типа и специализации предприятия общественного питания.

С ростом благосостояния потребителей ассортимент и качество услуг будут расти на всех предприятиях общественного питания. В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям.

Любая услуга общественного питания должна быть удобной для потребителей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Ассортимент и качество услуг зависят от условий работы предприятия, его специализации и типа, места расположения, квалификации работников. Предоставление широкого ассортимента качественных услуг на предприятиях общественного питания способствует росту товарооборота, а следовательно, положительно влияет на доходность предприятия.

Услуги предприятий общественного питания, предлагаемые посетителям, многообразны. Для эффективного управления и повышения эффективности услуг их необходимо классифицировать. Однако вопрос классификации услуг общественного питания в отечественной и зарубежной литературе является малоизученным; как зарубежные, так и отечественные авторы по-разному определяют не только понятие «услуги», но и с разных точек зрения осуществляют их классификацию.

Сравнительный анализ отечественных классификаций услуг предприятий общественного питания представлен в табл. 8.

Таблица 8

Сравнительный анализ классификаций услуг
предприятий общественного питания

ГОСТ Р 50764–95 М.А. Николаева А.Т. Васюкова, В.И. Пивоваров, К.В. Пивоваров
1. Услуги питания. 2. Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий. 3. Услуги по организации потребления и обслуживания. 4. Услуги по реализации кулинарной продукции. 5. Услуги по организации досуга. 6. Информационно-консультативные услуги. 7. Прочие услуги 1. Основные услуги: 1.1. Общие услуги: услуга питания; услуга реализации. 1.2. Специфичные услуги: услуга по организации потребления и обслуживания; услуга по изготовлению продукции общественного питания. 2. Дополнительные услуги: 2.1. Общие услуги: информационно-консультативные; 2.2. Специфичные услуги: услуга по организации обслуживания и потребления; услуга по реализации продукции вне предприятия; услуга по организации досуга; прочие услуги 1. Материально-бытовые услуги. 2. Торговые услуги. 3. Культурно-массовые услуги

Проанализировав подходы отечественных ученых к проблеме классификации услуг предприятий общественного питания, можно сделать следующие выводы.

1. В условиях централизованной экономики внимание данному вопросу не уделялось, так как предприятия общественного питания были нацелены на выполнение плана в условиях командно-административной системы.

2. В настоящее время в большинстве источников
(Л.А. Радченко, И.Н. Смагина, Д.А. Смагин, Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова, В.В. Усов, Л.Л. Медведева и др.) приводится классификация, данная в ГОСТ Р 50764–95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (прил. 3). Недостатком данной классификации является то, что в ней учитывается только один классификационный признак – содержание услуги, но остаются без внимания другие аспекты услуг.

3. Недостатком классификации, предложенной М.А. Николаевой, является ее базирование на классификации ГОСТ Р 50764–95; отличие же заключается в попытке разделения услуг на основные и дополнительные. Такое деление услуг предприятий общественного питания на данном этапе развития отрасли является неправомерным, так как в настоящее время предприятия общественного питания различных типов оказывают потребителям широкую номенклатуру услуг и достаточно сложно выделить среди них основные и дополнительные.

4. Достоинством классификации разработанной А.Т. Васюковой, В.И. Пивоваровым, К.В. Пивоваровым, является выделение услуг предприятий общественного питания по такому признаку, как характер услуг. Недостатком этой классификации является то, что это – единственный признак классификации.

Таким образом, каждая из представленных выше классификаций имеет право на существование, но ни одна не отражает все многообразие услуг предприятий общественного питания.

Изучение, обобщение и переосмысление нормативной, научной и учебной литературы по вопросам классификации услуг предприятий общественного питания позволяют выделить основные классификационные признаки и соответствующие им виды услуг предприятий общественного питания (рис. 7).

Представленная классификация услуг общественного
питания основана на систематизации различных классификаций
и признаков с учетом современных требований к услугам,
направлена на повышение их качества и интенсивное развитие. Классификация услуг предприятий общественного питания
состоит в распределении их на группы, характеризующиеся
общими существенными признаками, которые определяют
закономерности их образования как экономического явления,
место каждого вида услуг в общей совокупности и тенденции
развития.

 

Торговые
По функциональному содержанию  
Производственные
Информационно-консультативные
Сервисные
Досуговые
По вещественному содержанию  
Материальные
Нематериальные
По платности (экономическому содержанию)  
Стоимость услуги входит в цену заказа
Услуги, предоставляемые за отдельную плату
Услуги потребителям
Услуги поставщикам продукции
Услуги предприятиям других отраслей экономики
По назначению  
По месту оказания  
Услуги, оказываемые непосредственно на предприятии
Услуги, оказываемые вне предприятия
По частоте предоставления  
Услуги, имеющие постоянный характер
Услуги сезонного характера
По характеру спроса на услуги  
Массовые
Сегментные
Персонифицированные
По степени участия потребителя в процессе обслуживания  
С пассивной степенью участия
С умеренной степенью участия
С активной степенью участия

 

 


Рис. 7. Классификация услуг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...