Объединение в блок независимых маршрутов
Объединение в блок независимых маршрутов, построенных способом полузависимых, независимых или зависимых моделей, осложняется тем, что каждый из них в силу накопления ошибок деформирован, причем, вид и величина деформации зависят от ошибок измерений, способа построения, размещения точек и пр. Пусть имеются несколько маршрутных сетей, различающихся между собой масштабами, началами координат, ориентированием в пространстве и видами деформации (рис. 13.7). Сначала, используя общие точки смежных маршрутов, последовательно преобразуем их в систему координат, например, среднего маршрута по связующим точкам. Порядок- такого преобразования рассмотрен ранее применительно к задаче внешнего ориентирования одиночной модели (§ 73) и маршрута (§ 87.1) по опорным точкам. Расхождения координат связующих точек, оставшиеся после преобразование маршрутных сетей в систему одного из них, являются следствием взаимных деформаций объединяемых маршрутов, для устранения которых используют полиномы (13.18) - (13.20) в одном из двух рассмотренных ниже вариантов
В первом варианте устранение деформации выполняют путем аппроксимации уравнения поверхности искажений каждого маршрута относительно смежных. С этой целью, взяв какой- ... д,__ < либо маршрут, по всем его точкам свя- п □..... о..... D п зи со смежными маршрутами состав- '—------------- ± ---------- д 1 ляют уравнения деформации избранно- Рис. /5.7. Блок свободных маршрутов го типа, определяют его коэффициенты под условием [vvp] = min и использ^ют ИХ для испРавления координат его точек по полиному того же тип*?' Аналогично устраняют деформацию второго, третьего и т.д. маршрут™* пОСле чего единая сеть ориентируется по опорным точкам, а коордшнатЫ 6е точек пРеобРазУЮтся в систему координат местности.
Во втором варианте расхожден!ИЯ координат на общих точках перекрывающихся маршрутов рассмадривШотся как Р83"00™ Функций вида (13.17), записанных для маршр/700 ' и *' т'е- 8,. =R(XfY,Z,cl) -F„(X,Y,Z,ck). (13.21) Совместное решение уравнений ^опР^80*' вытекающих из условия (13.21), позволяет отыскать коэф(|шциенГь1 ДеФ°РмаЧии каждого маршрута и исправить их с помощью соответствующего полинома (13.18), (13.19) или (13.20). Завершающим ЭтгапоМ обРаботки является внешнее ориентирование блока по опорным Т(очкаМ' При объединении в блок марш1?^0** опРеДеляется продольный, поперечный наклон и разворот однсого И3 них относительно другого, причем, надежность отыскания прод*ольНОго наклона и разворота оказывается достаточно высокой, так каак зааисит от протяженности маршрута. Поперечный наклон отыскивааетсЯ по точкам поперечного перекрытия, которые располагаются почлти п° ПРЯМ0Й линии, что при отсутствии опорных точек существен""0 Снижает точность его определения, проявляется в ухудшении1 обусловленности матрицы нормальных уравнений и приводит к H^aKJ,oMy ЬАЗРшРУп вокруг средней линии поперечного перекрытия"* ~^то явление называется шарнирным эффектом. Для iустранения этого явления либо увеличивают поперечное перекры-?тие д0 60°/о' либ° Д°полняют основные аэросъемочные маршруты \ каркасными маршрутами. § 88.2. Уравнивание независим^'* м°Делей Способы рассматриваемой групппы основаны на Допущении, что объединяемые в блок звенья (моделли) с точки 3Рения Действующих нормативных документов можно счИитаТ^ неДеФ°РмиРованными. Поэтому технология их соединения в3 бл0>к Д°статоЧно проста: необходимо по точкам связи отыскать ceieMb э^лементов пространственного преобразования, соответствующих Эл.лемеМтам ее внешнего ориентирования (§ 73), и перевычислить в един>*Ую с**стемУ координаты всех других точек. Названная операция можеГт 6b,^b выполнена двумя способами, различающимися общими подход,дам0'
I i.i I I i.2 I I i.3 I I i.4 I I i.5 I Первый способ предусматривает *---- ' * ----- * '----- ' j------ ' I——* построение сети в свободной системе ко- I 2.1 I I 2.2 I I 2.3 I I 2.4 I I 2.5 I ординат путем объединения всех звеньев
'----- ' '----- ' '----- ' '----- ' '------ ' и последующее внешнее ориентирование Блока по опорным точкам. Пусть по снимкам, входящим в блок, Рис. 13.8. Построение блока из независимых моделей построены независимые одиночные модели (рис. 13.8), каждая из которых характеризуется своим масштабом и ориентированием. Все модели связаны со смежными общими точками в зонах тройного продольного и поперечного перекрытий (рис. 13.5). Блок строится путем последовательного преобразования координат точек каждой модели в систему координат центральной модели 2.3 (рис. 13.8): сначала моделей 1.3, 2.2, 2.4, 3.3, затем - моделей 1.2, 1.4, 3.2, 3.4 и т.д. Элементы их ориентирования относительно центральной находят в рассмотренном в § 73 порядке, по точкам со смежными моделями 1 и 1', 2 и 2', ЗиЗ', общему центру Si9 и по точкам С, 1, А, 3 в зоне поперечного перекрытия (рис. 13.5). В результате этих преобразований будет построена единая модель блока в свободной системе координат, после чего выполняют внешнее ориентирование всей сети по опорным точкам в рассмотренном ранее порядке, (§§ 73, 87.1). В этом способе подориентирование звеньев в направлении маршрута выполняется с более высокой точностью, чем в поперечном направлении, что объясняется использованием как связующих точек 1, 2, 3 (рис. 13.5), так и центров фотографирования S*. При объединении моделей 1.1, 2.1 и 3.1 (рис. 13.8) такой возможности нет, их связь выполняется по точкам относительно малого поперечного перекрытия маршрутов, и имеется опасность появления шарнирного эффекта. Второй способ построения блока из независимых моделей основан на определении элементов внешнего ориентирования каждого звена относительно системы координат местности, минуя объединение их в свободную сеть. Для определения семи элементов внешнего ориентирования каждой модели составляют две группы уравнений, вытекающих из различных математических условий.
Первая группа уравнений составляется для опорных точек и соответствует условию равенства их координат, найденных по результатам геодезических измерений и путем преобразования фотограмметрических координат модели i по формулам (10.4):
0, (13.22) где верхний индекс группы элементов обозначает принадлежность их модели с номером i. Это соответствует условиям 4>ix{X[),Y0,Z0,Ei,r],Q,t,X,Y9Z)-Xr =0 Ф^Х0,У0,20,);,п,елХ,У,2)-Уг=0 ^z{Xl)9Y{)9ZQ^r]f 8,*,Х, Y,Z)-Zr = 0 (13.23) которые представляются уравнениями поправок (10.5), записанными для модели с номером i. Аналогичные уравнения можно составить для центров фотографирования, координаты которых определены в полете. Вторая группа уравнений составляется для связующих точек смежных моделей i и у. Уравнения соответствуют условию равенства координат связующих точек в системе местности, полученных по формулам (10.4) при внешнем ориентировании соответствующих моделей:
Х° У0
Xtx : 0 (13.24) (верхний индекс группы элементов jio-прежнему обозначает принадлежность их моделям с номерами i и /). Это условие в общем виде представляется следующим образом: Ф^(x(),Y;J,z()^,л,в,t,x,y,z)-ф'x(x0,Y;1,z(д,n,e,t,x,y,z)=o, 9Ux(„y0,z0,^n,e,t,x,y,z)-9i,(xu,Y;),z(J,^n,e,^x,y,z)=oi. (13.25) Фи^о»^)»^о»^»л»в,^х,у,^)-ф^(х0,у;),^(),4эЛ»^^^»У»^)=о Составляемые по этим условиям уравнения поправок соответствуют разностям уравнений (10.5), записанных для моделей с номерами i и /'. Для отыскания неизвестных элементов внешнего ориентирования необходимо функции (13.23) и (13.25) привести к линейному виду путем разложения их в ряд Тейлора с удержанием членов первого порядка малости и, полагая приближенные значения элементов внешнего ориентирования всех моделей известными, записать уравнения поправок, вытекающие из этих условий. Уравнения, вытекающие из условий (13.23) содержат поправки к приближенным значениям элементов внешнего ориентирования модели U в которой расположена соответствующая опорная точка. Уравнения поправок, вытекающие из условий (13.25), содержат поправки к приближенным значениям элементов внешнего ориентирования моделей / и /', в которых расположена соответствующая связующая точка.
Полученная система уравнений решается методом наименьших квадратов, под условием [vup] = min, причем вес точки, по которой составляется уравнение, связывается с надежностью ее опознавания на снимке и точностью определения координат в системе местности. Неизвестные находят методом последовательных приближений, пока поправки к неизвестным или свободные члены уравнений, вытекающих из условий (13.23) и (13.25), не окажутся меньше заданного допуска. Точность внешнего ориентирования характеризуется величинами остаточных невязок на опорных точках. Пусть блок из т маршрутов по п моделей в каждом опирается на ft опорных точек, в каждой модели имеется по шесть стандартно расположенных точек, каждая из которых является связующей с предыдущей, последующей моделью или смежным маршрутом. В таком блоке возникает \6тп - 6(п + 2т) + 3ft уравнений и 1тп неизвестных. При уравнивании блока из трех маршрутов по 10 снимков в каждом, опирающегося на 12 опорных точек (т = 3, п = 10, ft = 12) возникает 420 уравнений с 210 неизвестными. Рассмотренный способ построения и уравнивания фототриангуляционного блока предполагает, что в одиночной модели отсутствует заметное влияние систематических ошибок, и относится к строгим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|