Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели развития Екатеринбурга




Показатель          
Численность постоянного населения, тыс. чел. 1 333,0 1 334,4 1 331,0 1 336,6 1 372
Объем производства промышленной продукции, млрд руб. 62,5 63,7 74,0 76,4 78,1
Средняя заработная плата, руб. 5 025 6 022 7 430 9 500 10 750
Уровень бедности, % 20,1 18,9 14,5 11,0 9,5
Уровень безработицы, % 1,1 0,9 0,7 0,7 0,6
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 15,0 16,0 19,9 27,2 31,0
Оборот розничной торговли, млрд руб. 61,2 82,2 103,0 128,0 150,7
Оборот общественного питания, млрд руб. 2,57 4,1 4,7 6,5 8,35
Объем платных услуг населению, млрд руб. 18,1 20,9 25,4 33,4 39,7
Сводный индекс потребительских цен, % к прошлому году 119,0 112,3 109,0 114,0 108,9

В 2002–2006 гг. темпы экономического развития города Екатеринбурга в основном соответствовали общероссийским показателям. Наибольшими темпами развиваются сфера услуг
и потребительский рынок. Устойчивый рост показывают предприятия черной металлургии и пищевой промышленности, что частично компенсирует продолжающееся падение объемов производства в машиностроительной отрасли. В 2002–2006 гг. в Екатеринбурге продолжался наблюдаемый с 1999 г. рост реальной заработной платы. Коэффициент покрытия прожиточного минимума средней заработной платой увеличился до 2,7. Численность населения, живущего ниже уровня прожиточного минимума, в первом полугодии 2005 г. в Екатеринбурге (по расчетным данным) составила 20,6%. Таким образом, уровень бедности в городе ниже, чем в среднем по России и Свердловской области.

Снижение инфляционных процессов в 2006 г. в совокупности со снижением ставки НДС способствовало дальнейшему опережающему росту реальной заработной платы по сравнению с ростом ВВП. Одним из основных факторов, положительно воздействовавших на развитие социальной сферы города
в 2002–2006 гг., явилось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и введение муниципальных надбавок.

Рост доходов населения стимулирует развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли и объем платных услуг населению в Екатеринбурге растет среднегодовыми темпами 14–15%. Высокая потребительская активность способствует развитию сети предприятий общественного питания.

Развитие общественного питания во многом зависит от сложившейся инфраструктуры пищевой промышленности,
а также оптовой торговли.

К положительным факторам в этой сфере следует отнести:

1) наличие собственных производственных мощностей для выпуска пищевых продуктов высокой степени технологической готовности (хлеба, мясных, макаронных изделий, молока, молочных продуктов);

2) достаточно высокий уровень развития транспортно-экспедиционных услуг и схемы товародвижения;

3) наличие местных торговых сетей, обладающих потенциалом для развития;

4) изменение структуры торговых сетей, развитие сети формата «магазин-склад», что особенно важно для малых
и средних предприятий общественного питания, которые получили возможность приобретать продукцию по оптовым ценам, тем самым снижая себестоимость продукции и стоимость реализуемой продукции;

5) развитие в городе конкуренции на потребительском рынке (способствует повышению качества услуг предприятий общественного питания и появлению различных типов предприятий);

6) развитие Екатеринбурга как оптового межрегионального торгового центра (способствует привлечению инвестиций
и притоку капитала в регион).

Необходимо отметить и ряд негативных факторов:

1) товарное предложение по качеству не всегда соответствует требованиям рынка;

2) высокий удельный вес транспортных и иных расходов;

3) высокий удельный вес импортной продукции в товарообороте общественного питания (особенно алкогольной продукции), что приводит к росту цен.

III. Политические факторы, в первую очередь влияние государственного управления.

Главная задача власти и бизнеса – добиться полной защищенности законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и исполнения ими всех требований федерального законодательства – с другой.

Реализация системных мер, направленных на улучшение условий деятельности малого предпринимательства, уже отразилась на результатах его работы. Среди предприятий общественного питания преобладают малые с численностью работников до 50 чел. Субъекты малого предпринимательства дают более 60% товарооборота.

Удельный вес крупных и средних организаций Екатеринбурга в 2006 г. снизился на 6,7% и составил 31,9%; 68,1% оборота общественного питания дают субъекты малого предпринимательства (+6,7% к факту 2005 г.).

В структуре предприятий преобладают предприятия частной формы собственности.

Формы работы власти – это и индивидуальные консультации для представителей малого бизнеса, и участие бизнеса
в реализации программ развития территории, и активная инвестиционная деятельность.

IV. Научно-технический прогресс. В последние годы резко повысилась потребность в предприятиях общественного питания, что в первую очередь связано с повышением уровня занятости трудоспособного населения, необходимостью экономии времени на ведение домашнего хозяйства. Появилась потребность в быстром, сбалансированном качественном питании на предприятиях, в учебных заведениях, в приобретении полуфабрикатов высокой степени готовности для домашнего приготовления. Появились новые продукты питания, современные технологии приготовления блюд, прогрессивные формы обслуживания потребителей; расширился перечень услуг, предоставляемых предприятиями этой сферы.

Основные направления научно-технического прогресса
в общественном питании предусматривают:

1) рационализацию и реконструкцию действующих предприятий питания;

2) индустриализацию (централизация производства, автоматизация заготовочных предприятий);

3) механизацию процессов, применение современного оборудования, разработку прогрессивной технологии производства продукции общественного питания на базе новой техники;

4) увеличение производства важнейших видов контрольно-кассовых машин и весоизмерительных приборов;

5) механизацию трудоемких работ;

6) внедрение научной организации труда;

7) применение электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем управления.

Также является необходимым совершенствование форм разделения труда – процессы концентрации, специализации
и кооперирования.

Основным направлением внедрения достижений НТП на предприятиях общественного питания Екатеринбурга является их автоматизация. В городе рынок информационных систем и решений для предприятий общественного питания стабильно растет на 50% в год, и, по оценкам специалистов, в ближайшее время эти темпы не снизятся.

Автоматизированные системы учета в первую очередь внедряются на предприятиях общественного питания общедоступной сети города (ПБО, кафе, рестораны и т.д.), однако перспективным направлением развития являются сетевые предприятия общественного питания и корпоративные столовые. В 2006 г. была внедрена полная автоматизация учета производства на 368 предприятиях общественного питания. Информация в разрезе районов города представлена в табл. 15.

Таблица 15

Внедрение полной автоматизации учета производства
предприятий общественного питания за 2006 г.

Районы На 01.01.2006 План Факт Всего на 01.01.2007
Верх-Исетский        
Железнодорожный        
Кировский        
Ленинский        
Октябрьский        
Орджоникидзевский        
Чкаловский        
Город, всего        

В целом рынок автоматизации предприятий общественного питания динамично развивается. Сейчас он растет в основном экстенсивным путем, за счет новых внедрений. Но остается еще огромное пространство для его развития за счет модернизации
и усовершенствования уже установленных систем.

V. Социально-культурная среда. Несмотря на достаточно низкие темпы изменения, она заметно влияет на систему ценностей и модели поведения людей как потребителей.

Жизненные ценности, традиции, установки, определяю­щие социально-культурные факторы для предприятий общественного питания, находят отражение в производимом ассортименте продукции.

В последние годы на рынке общественного питания произошли изменения спроса: более всего востребованы традиционная русская и кухни народов бывшего СССР, к которым сформирована привычка у большинства населения (рис. 11). Также наблюдается спрос на уральскую кухню.


Рис. 11. Спрос жителей на рынке общественного питания Екатеринбурга

Предприятия общественного питания Екатеринбурга
в своем развитии опережают потребности населения, поэтому предприятия, вначале предлагавшие экзотическую кухню,
в итоге переходят на традиционную, к тому же традиционная кухня обладает меньшими рисками в плане поставок продуктов.

VI. Природно-климатические факторы. Такие особенности, как серединное месторасположение Екатеринбурга в пространстве России, расположение его между динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности Европы и Азии определяют ключевую роль города в обеспечении евроазиатских транспортно-торговых связей. Размещение его в центре Уральского экономического района, в южной, наиболее хозяйственно освоенной и заселенной части Свердловской области, становится долговременным благоприятным фактором устойчивого социально-экономического развития города. Однако на развитие экономики города в целом и отрасли общественного питания в частности негативное влияние оказывает то, что Екатеринбург расположен в зоне континентального климата с характерными для Среднего Урала погодными аномалиями. Относительно неблагоприятные климатические условия увеличивают затраты на строительство, эксплуатацию коммерческой недвижимости, повышают стоимость жизни населения.

Обобщенные показатели влияния внешней среды на работу предприятий общественного питания в Екатеринбурге представлены ниже (табл. 16).

Таблица 16

Влияние факторов внешней среды
на сферу общественного питания в городе Екатеринбурге

Позитивные факторы Негативные факторы
Большая численность населения. Приток мигрантов. Рост доходов населения. Увеличение притока туристов. Строительство новых торговых центров. Защищенность от конкуренции крупных международных сетей. Низкий уровень безработицы Высокие издержки обращения из-за постоянного роста тарифов ЖКХ, увеличения цен на топливо, электроэнергию. Высокий уровень арендной платы. Высокие издержки обращения. Увеличенная налоговая нагрузка на предприятия общественного питания

В экономике нашего города торговля и общественное питание занимают второе место по количеству занятых – 16,5%, или более 100 тыс. чел. (2006 г.). В Екатеринбурге в последние годы сфера общественного питания развивается быстрыми темпами, о чем свидетельствуют данные табл. 17.

Таблица 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...