Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
Требования к предприятиям
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
1. Мебель:
повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
стандартная, облегченных конструкций1, соответствующая интерьеру помещений
| –
| –
| +
| –
| –
| +
| +
| +
| +
|
Продолжение табл. П. 2
Требования к предприятиям
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
1.1. Столы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мягкое покрытие
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
полиэфирное покрытие
| –
| –
| +
| –
| –
| +
| +
| –
| –
|
гигиеническое покрытие
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
|
столы, кронштейны для приема пищи стоя2
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
|
1.2. Кресла (диваны, банкетки и др.):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мягкие (в холле и вестибюле)
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
мягкие с подлокотниками в обеденном зале
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
полумягкие
| –
| –
| +
| –
| –
| +
| –
| –
| –
|
1.3. Наличие столов различной вместимости (2, 4, 6-местные и др.)
| Определяется с учетом конкретных условий
|
2. Столовая посуда и приборы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. Металлическая посуда и столовые приборы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из мельхиора или нейзильбера, или нержавеющей стали
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
из нержавеющей стали
| –
| –
| +
| –
| –
| +
| +
| –
| –
|
из алюминия
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
|
2.2. Фарфорофаянсовая посуда с монограммой или художественно оформленная
| +3
| +
| –
| +3
| +
| –
| –
| –
| –
|
2.3. Полуфарфоровая, фаянсовая посуда
| –
| –
| +
| –
| –
| +
| +
| +
| +
|
Окончание табл. П. 2
Требования к предприятиям
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
2.4. Сортовая стеклянная посуда: хрусталь, художественно оформленная посуда из выдувного стекла
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
сортовая стеклянная посуда без рисунка
| –
| –
| +
| –
| –
| +
| +
| –
| –
|
из прессованного стекла
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +4
| +4
|
3. Столовое белье:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Скатерти белые или цветные
| +
| +5
| +5
| +
| +5
| +5
| –
| –
| –
|
скатерти фирменные
| +
| –
| –
| +
| –
| –
| –
| –
| –
|
3.2. Салфетки индивидуального пользования (полотняные)
| +
| +
| +6
| +
| +
| +6
| –
| –
| –
|
бумажные салфетки
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
| +
|
3.3. Смена столового белья после обслуживания потребителя
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
Примечания: 1 Может быть использован в отдельных видах закусочных.
2 Допускается в отдельных видах кафе.
3 В тематических ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов «люкс», «высший» и барах класса «люкс» допускается использование посуды из керамики, дерева и т.п.
4 Допускается применение посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т.д.
5 В специализированных ресторанах и барах классов «высший», «первый» при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.
6 Допускается замена индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.
Таблица П. 3
Требования к оформлению меню и прейскурантов,
ассортименту кулинарной продукции
для предприятий различных типов и классов
Требования
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
1. Меню и прейскурант с эмблемой (фирменным знаком) предприятия:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на национальном и русском языках
| +1
| +
| +
| +1
| +
| +
| +
| +
| +
|
типографским способом
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
машинописным способом
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| –
| +
|
оформление другими способами
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
| –
|
обложка из мелованной бумаги, картона, кожзаменителя и др.
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
обложка с эмблемой или рисунком
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| –
| –
| –
|
ценники
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +2
|
2. Печатная реклама (пригласительные карточки, буклеты и др.)
| +
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
3. Ассортимент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Ассортимент, состоящий преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в том числе национальных блюд, изделий и напитков всех основных блюд кулинарной продукции
| +
| +
| –
| +
| –
| –
| –
| –
| –
|
Продолжение табл. П. 3
Требования
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
3.2. Разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления
| –
| –
| +
| –
| +
| +
| –
| –
| –
|
3.3. Разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных и с учетом специализации
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| –
| –
|
3.4. Ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, преимущественно состоящий из заказной и фирменной, в том числе национальной продукции в соответствии со специализацией
| –
| –
| –
| +
| +
| –
| –
| –
| –
|
3.5. Коктейли, напитки, десерты, закуски несложного приготовления, заказные и фирменные напитки, коктейли, кулинарная продукция
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| –
| –
| –
|
3.6. Широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, винно-водочных, табачных изделий, фруктовых и минеральных вод
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| –
| –
| –
|
3.7. Разнообразный ассортимент блюд и изделий, покупных товаров, с учетом специфики обслуживания контингентов и рационов питания. Возможна реализация фирменных и порционных блюд
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +4
| +3
|
Окончание табл. П. 3
Требования
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
3.8. Выполнение особых пожеланий потребителя по изготовлению блюд на виду у потребителя
| +
| +
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
|
3.9. Наличие скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины)
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +5
| –
|
Примечания:
1 При обслуживании иностранных граждан меню и прейскурант печатаются также не менее чем на одном иностранном языке.
2 Допускается в отдельных видах закусочных.
3 Для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определенного вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд.
4 Для диетических столовых рекомендуется включение в меню не менее 5–6 диет, в диетотделениях – не менее 3.
5 В столовых-раздаточных рекомендуется реализация не менее одного комплексного рациона питания.
Таблица П. 4
Требования к методам обслуживания потребителей,
форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию
для предприятий различных типов и классов Требования
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
1. Методы обслуживания потребителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Обслуживание официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и прошедшими профессиональную подготовку
| +
| +
| –
| +1
| +1
| –
| –
| –
| –
|
Окончание табл. П. 4
Требования
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
1.2. Обслуживание официантами, барменами, метрдотелями
| –
| –
| +2
| –
| –
| +
| +1
| –
| –
|
1.3. Обслуживание барменом за барной стойкой (прилавками-витринами)
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| –
| –
| –
|
1.4. Самообслуживание
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
| +
|
2. Одежда и обувь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия и обуви
| +
| +
| +3
| +
| +
| +3
| –
| –
| –
|
2.2. Наличие санитарной одежды
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| +
| +
| +
|
3. Музыкальное сопровождение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Выступление вокально-инструментальных ансамблей, солистов
| +
| +
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
|
3.2. Любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры и т.п.)
| –
| –
| +
| +
| +
| +
| –
| –
| –
|
Примечания: 1 В баре допускается обслуживание только барменами.
2 В ресторанах при гостиницах, аэропортах, крупных универмагах, а также в кафе допускается самообслуживание.
3 Допускается в ресторанах и барах класса первый форменная одежда без эмблемы предприятия.
Примечание к табл. 1–4. Знак «+» – предусматривается; знак «–» – не предусматривается.
Таблица П. 5
Состав помещений для потребителей
на предприятиях общественного питания
Требования
| Тип предприятия
|
Ресторан
| Бар
| Кафе
| Столовая
| Закусочная
|
Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
| Класса «Люкс»
| Высшего класса
| Первого класса
|
Вестибюль
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| –
| –
|
Гардероб
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О*
| –
|
Зал
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О
|
Банкетный зал
| О
| О
| О
| –
| –
| –
| –
| –
| –
|
Мужской туалет с помещением для мытья рук
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О*
| О
| –
|
Женский туалет с помещением для мытья рук
| О
| О
| О
| О
| О
| О
| О*
| О
| –
|
Курительная
| О
| О
| –
| О
| –
| –
| –
| –
| –
|
Примечания:
«О» – наличие помещения обязательно;
«–» – наличие помещения не обязательно;
«*» – для предприятий вместимостью свыше 50 мест.
Таблица П. 6
Площади помещений для потребителей
на предприятиях общественного питания, м2
Тип предприятия общественного питания и площади для потребителей
| Площадь на одно место, не менее
|
1. Ресторан
|
|
1.1. Зал с эстрадой и танцплощадкой
| 2,0
|
1.2. Зал
| 1,8
|
1.3. Курительная
| 0,07–0,075
|
2. Бар
|
|
2.1. Зал
| 1,8
|
3. Кафе, закусочные, пивные бары
|
|
3.1. Зал
| 1,6
|
Окончание табл. П. 6
Тип предприятия общественного питания и площади для потребителей
| Площадь на одно место, не менее
|
4. Столовые:
школ и школ-интернатов
|
|
зал до 80 мест
| 0,75
|
зал свыше 80 мест
| 0,65
|
средних специальных учебных заведений
|
|
зал
| 1,3
|
профтехучилищ
|
|
зал
| 0,8
|
общедоступные при высших учебных заведениях
|
|
зал
| 1,8
|
Примечание. Площадь залов специализированных предприятий общественного питания следует принимать по заданиям на проектирование.
Приложение 2
Нормативная документация
предприятий общественного питания
К технологическим нормативам относят сборники:
технологических нормативов (1994, 1996, 1997 гг. издания);
рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России (1992 г.);
рецептур блюд диетического питания (1988 г.);
рецептур мучных кондитерских и хлебобулочных изделий (1986 г.);
технологических нормативов по производству мучных кондитерских и булочных изделий (1999 г.);
«Торты, пирожные, кексы, рулеты» (1978 г.);
рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания (1981, 1982, 1983 гг.);
технологические инструкции (ТИ);
технологические карты (ТК), технико-технологические карты (ТТК);
ОСТ 10–065–05. Торты и пирожные (1995 г.);
ГОСТ Р 50647–94. Общественное питание. Термины и определения;
ГОСТР 70762–95. Общественное питание. Классификация предприятий;
ГОСТ Р 50764–95. Услуги общественного питания.
Общие требования;
ГОСТ Р 50646–94. Услуги населению. Термины и определения;
ГОСТ Р 50763–95. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия;
ГОСТ Р 51074–97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования;
СанПиН 2.3.6.–959–00. Санитарно-эпидемиологические требования к организации, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов;
СанПиН 42–123–4117. Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов;
СНиП 2.08.02–89. Общественные здания и сооружения;
МБТ 5061–89. Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов;
ССБТ – стандарты системы безопасности труда;
СТП – стандарты предприятий.
Приложение 3
Государственный стандарт Российской Федерации
«Услуги общественного питания. Общие требования».
(ГОСТ Р 50764–95)
Утвержден
постановлением Госстандарта России
от 5 апреля 1995 г. № 200
Дата введения – 1 июля 1995 г.
Предисловие
1. Разработан Всероссийским институтом питания. Внесен Техническим комитетом о стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания».
2. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. № 200.
3. Введен впервые.
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию услуг общественного питания, общие требования к качеству услуг
и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания.
Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания.
Стандарт применяется предприятиями общественного питания и гражданами-предпринимателями, а также для осуществления сертификации общественного питания в соответствии
с законами Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» с целью обеспечения безопасности для жизни и здоровья потребителей и охраны окружающей среды.
Обязательные требования по безопасности услуг содержатся в разд. 6 и 7.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 50646–94. Услуги населению. Термины и определения;
ГОСТ Р 50647–94. Общественное питание. Термины и определения;
СНиП 2.08.02–89. Общественные здания и сооружения;
СанПиН № 42–123–41I7–86. Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов;
СанПиН № 42–123–5777–91. Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое;
МБТ № 5061–89. Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Услуга общественного питания – результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга.
3.2. Процесс обслуживания (в общественном питании) – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.
3.3. Условия обслуживания – совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе получения услуги.
3.4. Качество услуги – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
3.5. Безопасность услуги – комплекс свойств услуги (процесса), при которых она влиянием внутренних и внешних опасных (вредных) факторов оказывает воздействие на потребителя, не подвергая его жизнь, здоровье и имущество риску.
3.6. Охрана окружающей среды – защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия свойств услуги, продукции.
3.7. Экологичность продукции (услуг) – комплекс свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергая ее риску.
Воспользуйтесь поиском по сайту: