Развитие предприятий общественного питания Екатеринбурга
Ежегодный прирост товарооборота составляет в Екатеринбурге порядка 1 млн руб. Факторы наращивания товарооборота: увеличение количества предприятий общественного питания; рост цен (в том числе за счет инфляции); увеличение спроса на услуги предприятий общественного питания в связи с ростом доходов населения. Структура сети предприятий общественного питания изменяется как количественно, так и качественно. Количественно за 5 лет ежегодный прирост числа предприятий общественного питания составлял в среднем 50 предприятий в год. Сеть предприятий общественного питания расширяется за счет ввода в действие таких типов предприятий общественного питания, как рестораны, бары, кафе, кофейни, ПБО. В структуре сети сокращается доля столовых и закусочных. Уменьшение количества закусочных происходит за счет прихода на рынок Екатеринбурга ПБО. Как правило, ПБО представляют собой сети недорогих предприятий общественного питания с едиными стандартами обслуживания. Данный тип предприятий является привлекательным за счет относительно небольшого объема инвестиций
Как видно из рис. 12, наибольшее количество предприятий общественного питания находится в Ленинском районе. Это связано с тем, что район имеет общегородское значение, Структура общедоступной сети предприятий общественного питания по районам по состоянию на 01.01.2007 г. представлена в табл. 18. Таблица 18 Структура общедоступной сети предприятий
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре предприятий общественного питания имеют столовые. Распределение столовых по месту расположения представлено на рис. 13. Анализируя рисунок, необходимо отметить, что столовые в различных районах Екатеринбурга расположены неравномерно. Так, в Орджоникидзевском, Верх-Исетском, Чкаловском и Кировском районах наиболее распространены школьные столовые, в Железнодорожном и Октябрьском – столовые при промышленных предприятиях. В то же время общедоступные столовые практически во всех районах имеют наименьший удельный вес. Распределение типов предприятий по районам города на 01.01.2007 г. представлено в табл. 19.
Таблица 19 Распределение типов предприятий общественного питания
Как видим, по территории Екатеринбурга наибольшее количество предприятий общественного питания сконцентрировано в Ленинском и Октябрьском районах; это связано с тем, что данные районы расположены преимущественно в центральной части города. Нехватка же мест ощущается более всего в Орджоникидзевском, Чкаловском районах, а также в районах новой застройки (табл. 20). Таблица 20 Обеспеченность местами предприятий общественного питания
Для современного этапа развития общественного питания в Екатеринбурге характерно создание так называемых «концептуальных» ресторанов, баров, кафе. Концептуальным называется предприятие общественного питания, в котором интерьер оформлен в национальном или экзотическом стиле, а в меню возможно смешение кухонь и стилей. Идея концептуального предприятия общественного питания включает выбор предпринимателем определенной темы, в соответствии с которой разрабатывается меню, оформляется интерьер, выбираются поставщики оборудования, посуды, приборов, продуктов, напитков.
В Екатеринбурге сравнительно слабо развиты сети общественного питания. Пока в городе таких структур сравнительно немного – это «Планета Малахит», «Фридей», «Кофейня №7», несколько пиццерий. Из федеральных и международных сетей представлены «Ростикс», «Сбарро». Услуги предприятий общественного питания в целом востребованы рынком. Охват услугами различных категорий населения представлен в табл. 21. Таблица 21 Охват услугами
Следует отметить, что природа потребления у возрастных групп разная. У детей и подростков потребность в услугах предприятий общественного питания реализуется в основном Тенденция, которую хотелось бы отметить, – рост доли предприятий общественного питания в объеме розничного товарооборота. Данная тенденция объясняется в основном строительством в городе различных супер- и гипермаркетов, развлекательных центров, оснащенных по новейшим технологиям,
Тенденция роста доли предприятий общественного питания также связана с приходом на екатеринбургский рынок московских и зарубежных компаний. Первым предприятием питания, открытым не местными рестораторами, стал ресторан «Планета суши». В качестве наиболее заметной тенденции роста рынка, также можно выделить увеличение спроса на банкетное и кейтеринговое обслуживание. Особенно возросла потребность С одной стороны, конкуренция в городе – это благо для наших предпринимателей, так как у них появляется стимул Анализ состояния и развития общественного питания в РФ в целом и крупном городе Екатеринбурге в частности подтверждает объективную необходимость тщательного изучения управления предприятиями, а также определения эффективности отдельных предприятий. Оптимизация управления общественным питанием требует выявления общих подходов к оценке уровня эффективности и управления ею на разных предприятиях. Отсюда, необходимость оценки предприятий общественного питания Екатеринбурга с целью разработки научных и методических рекомендаций по выработке стратегии развития отрасли. В соответствии с поставленной целью из функционирующих на потребительском рынке Екатеринбурга 840 предприятий общедоступной сети (без учета столовых при учебных заведениях Таблица 22 Выборка предприятий общественного питания
Распределение предприятий по районам таково, % к итогу:
Отсюда видно, что большая часть исследуемых предприятий сосредоточена в Кировском, Ленинском и Октябрьском районах. Самыми распространенными типами предприятий общественного питания на территории Екатеринбурга являются: рестораны, бары, кафе, предприятия быстрого обслуживания, закусочные, столовые. Исходя из этого нами в выборку были включены все вышеназванные типы предприятий общественного питания. Распределение предприятий по типам выглядит следующим образом, % к итогу:
Наибольший удельный вес в данной выборке имеют закусочные и столовые. Для оценки эффективности деятельности предприятий согласно разработанной методике были определены неизвестные коэффициенты ai, bi, ci, отражающие значимость каждого показателя на всех этапах расчетов: 1) эффективность использования ресурсов; 2) результативность деятельности предприятия общественного питания; 3) конкурентное положение предприятия; 4) качество производственной деятельности; 5) качество сервиса; 6) качество обслуживания. Для вычисления каждого коэффициента значимости внутри блока был применен метод экспертных оценок. В качестве экспертов были задействованы руководители и специалисты рассматриваемых предприятий. Они опытно-статистическим путем отразили (в процентах) значимость каждого показателя Для большей объективности расчета коэффициентов значимости исследуемых показателей на предприятиях методом средней взвешенной была определена реальная величина каждого коэффициента в блоке (табл. 23, 24). Таблица 23 Расчет значимости коэффициента каждого блока
Таблица 24 Расчет значимости коэффициента каждого блока
Окончание табл. 24
Средневзвешенные значения коэффициентов по каждому блоку представлены ниже:
I. Расчет комплексного коэффициента 1. Расчет коэффициента по блоку 1 «Эффективность использования ресурсов» на предприятии общественного питания: Эр = 0,32 I(И) + 0,28 I(Ф) + 0,40 I(ОС). 2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Результативность деятельности предприятия общественного питания»: Эрп = 0,32I(ОРТ) + 0,30I(R)+ 0,38I(RВД). 3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Конкурентное положение предприятия»: Экп = 0,3КR + 0,55КЦ + 0,15КДР. 4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания (К ээп): Кээп = 0,30Эр + 0,35Эрп + 0,35 Экп. II. Расчет комплексного коэффициента 1. Расчет коэффициента по блоку 1 «Качество производственной деятельности» предприятия общественного питания: Экпд= 0,48 I(КП) + 0,32 I(ША)+ 0,20 I(ОА). 2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Качество сервиса» на предприятии общественного питания: Экс = 0,51 I(КС) + 0,29 I(НУ) + 0,20 I(ВО). 3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Качество обслуживания» на предприятии общественного питания: Эко = 0,41 I(АТМ) + 0,38 I(РР) + 0,21 I(РИ). 4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания (К сэп): Ксэп = 0,42ЭКПД + 0,28 ЭКС +0,30 ЭКО. Большинство предприятий общественного питания Екатеринбурга, входящих в выборку по уровню экономической эффективности, являются эффективными (табл. 25). Таблица 25
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|