Старшая группа (5-6 лет) возрастные особенности ребенка
К пяти годам у ребенка появляется способность удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему выстраивать представления о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовления кулинарного блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально. Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать каждого ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его. Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это подходящий возраст для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка — маме на кухне или в посадке и прополке. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались следить за маленькими братьями и сестрами, заботились о них и рассматривались старшими уже как помощники по хозяйству. Если до этого возраста дети обоих полов ходили в одинаковых рубахах, то теперь мальчики надевали штаны с рубахой, а девочки — сарафаны.
Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.
Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. До сих пор взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценок авторитета. В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и модель своей взрослой жизни. В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый сюжет, протяженный во времени. Они могут развивать действие, играя в игру с продолжением в течение многих дней.
Пятилетний возраст является этапным и в том отношении, что у детей появляется произвольность как новое особое качество основных психических процессов — внимания, памяти. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу запомнить, сосредоточиться. Его целесообразно начинать приобщать к занятиям, требующим произвольного движения: учить элементам разных танцев, спортивных игр, приобщать к конкретным видам спорта. Активно совершенствуется техника выполнения основных движений. Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма. Настольные, настольно-печатные, подвижные игры требуют от ребенка не только подчинения своего поведения внешней норме — правилу, но и умения проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу представляет большую психологическую трудность. Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни взрослых людей: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами и т. п., а также законы как особые регуляторы поведения людей в социуме. Социализация ребенка предполагает, что у него будет сформировано представление о взрослом как о человеке, чье поведение также регламентировано, имеет границы допустимого, приемлемого и возможного. В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребенок уже успешно использует в практике, но пока нерефлексивно. Он может осознавать, например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очередность). В это время происходит активное осмысление жизненных ценностей. Данный процесс протекает параллельно с формированием и дифференциацией образа Я самого ребенка и построения образа будущего.
Маленький ребенок хочет, когда вырастет, жить хорошо. Но что это значит в современном мире? Дети говорят, что, став взрослыми, они хотят быть президентом, директором банка, звездой шоу-бизнеса. На вопрос, что они будут делать, отвечают: ездить на большой красивой машине, жить в большом красивом доме, носить красивые платья... Двадцать лет тому назад на вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети перечисляли профессии парикмахера, космонавта, учителя, врача, ветеринара, пожарного и понимали, что они будут соответственно делать людям красивые прически, полетят в космос, будут учить детей, лечить людей или животных, тушить пожары. Да и само представление о взрослости было неразрывно связано в сознании детей именно с работой. Как ребенок играл во взрослого? Надевал мамины туфли, подкрашивал губки, брал под мышку сумочку и... шел «на работу». Таким образом, образ взрослого будущего у современного ребенка — это нередко образ сферы потребления, а не сферы деятельности. Это серьезная проблема, поскольку, как отмечал Э. Фромм в своей работе «Иметь или быть?», потребление принципиально неограниченно. В образе будущего отсутствует сфера самоактуализации (А. Маслоу) личности. Задача педагога — содействовать тому, чтобы ребенок снова и снова задумывался о том, что он хочет делать, в каких сферах человеческой деятельности собирается реализовать себя.
Нам представляется, что важнейшие векторы нравственного, духовного развития — это: · ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд; · ориентация на стабильную семейную жизнь; · ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения жизни каждого существа, верности, доброты;
· уважение к старшим; · уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране. В старшем дошкольном возрасте необходимо приложить значительные усилия к формированию у детей умения общаться и сотрудничать со сверстниками. Решение этой задачи предполагает создание разнообразных ситуаций совместной деятельности детей, в ходе которой у них возникнет необходимость согласования намерений и координации действий. Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни ребенка и уходом ее с поверхности поведения в глубь его души. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также — пока, конечно, не полностью — регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интереса — взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости и печали ребенка. Теперь ребенок обливается слезами в первую очередь не над вымыслом, а в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику или девочке, с которыми хочет дружить (или в которых влюблен), любит ли его на самом деле мама или папа, добра ли в действительности воспитательница и т. п. Дети могут испытывать чувство жалости и сострадания. Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроении, то теперь с полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения. Как мы видим, на шестом году жизни внутренняя, душевная жизнь ребенка претерпела огромные изменения по сравне- нию с двухлетним возрастом. Теперь состояния организма не определяют полностью душевное состояние ребенка. Напротив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!» (т. е. не изменил свои намерения и поведение под влиянием этой эмоции). Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся и владеть своими эмоциями. Яркий пример — освоение игр с правилами. Для пятилетнего ребенка главная трудность — научиться подчинять свое поведение общему правилу в ситуации, когда он проиграл. Он также постепенно учится не реагировать негативными эмоциями на ситуацию проигрыша. Для ряда детей, сильно ориентированных на успех именно в деятельности, а не на систему отношений со сверстниками, это трудная задача. Им тяжело смириться с проигрышем. Умение эмоционально адекватно реагировать в такой ситуации — важное психологическое приобретение данного возраста.
На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа — поля одуванчиков весной, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Многие исследователи склонны считать, что именно яркие картины, увиденные в детстве и запечатленные в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины. В старшей группе к концу года могут быть дети, уже достигшие шести с половиной лет — возраста, с которого ребенок может начинать обучение в школе. Решение о целесообразности перехода в школу или о продолжении образования в подготовительной к школе группе детского сада необходимо принимать в диалоге с семьей на основе изучения особенностей каждого ребенка — в частности, сформированности готовности к школе — индивидуально. Наблюдения показывают, что родители часто не способны адекватно оценить именно степень социальной зрелости своего ребенка: они полагают, что, если ребенок умеет считать и читать, его непременно надо как можно быстрее отдать в школу. При этом ребенок может быть неспособен сидеть на занятии, высказываться только по просьбе педагога, выполнять четко поставленную взрослым задачу, а не делать то, что захотелось ему самому, т. е. проявлять все особенности, нормальные и естественные именно для ребенка-дошкольника. Эта незрелость может стать источником проблем и неуспешности в школе,
Нередко учреждение также может квалифицированно помочь в выборе профиля школы для каждого из своих воспитанников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|