Художественное творчество. Музыка
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Пробуждать эмоцио- нальную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; создавать условия для восприятия музыки как средства передачи чувств и настроения; дать представление о полифоническом звучании, оркестре, хоре Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
Основные пути их решения Показывать детям красоту своего города, села, поселка с их ландшафтами, садами, полями, лугами, водоемами и т. п. Обращать внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов окружающего мира во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Создавать условия для восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений. Знакомить детей с высокохудожественными произведениями литературы (проза, поэзия), музыкального (вокальная, инструментальная музыка) и изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура) (П). Дать первоначальное представление о театре как синтезе разных искусств (П, Ч). Побуждать высказывать свое отношение к произведению, задавая вопросы (К). Беседовать с детьми об увиденном, прочитанном и услышанном (К). Рассказывать детям о народных мастерах, деятелях культуры и искусства. Посещать с ними музеи, выставки, рассматривать книги об искусстве, прослушивать записи классической музыки (П, Т, С, К). Знакомить детей с материалами и оборудованием для рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда и научить применять их на практике (П, Б).
Побуждать детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию, осваивать различные художественные техники (оригами, папье-маше, разрывная аппликация); использовать разнообразные материалы (П).
^ШШШШШНШШШШШШ %г • Поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов (К). Регулярно, не реже двух раз в месяц, проводить занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по замыслу детей. По желанию детей петь, прослушивать музыкальные произведения и читать книги. Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая различные возможности и предложения (Т). Совершенствовать чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования (ФК, К). Создавать ситуации, в которых де III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства Заложить добрые групповые традиции («Утро радостных встреч» (понедельник) и «Сладкий час»). Учитывать настроение и пожелания детей при планировании жизни в течение дня. Привлекать детей к обустройству группы и по возможности учитывать их пожелания в этом вопросе. Создавать уютный, теплый, гармоничный, эстетически целостный и современный интерьер. Обеспечивать условия (свободное деятельности детей. Реализовывать интересы и девочек, и мальчиков при планировании развивающей среды. Начинать выводить детей за пределы детского сада на прогулки и экскурсии. Создавать условия для интересного и приятного общения с более старшими и более младшими детьми в детском саду. Отмечать в группе общие праздники и дни рождения каждого ребенка по единому ритуалу. ■ Задачи работы с детьми Удовлетворять потребность детей в творческом самовыражении:
предоставлять возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла; поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов; способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т. п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и др.) Организовывать яркие, радостные общие события в жизни детей ■:
Использовать музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона; петь перед сном колыбельные песни. Поощрять детей свободно, выразительно двигаться под музыку Создавать условия для работы с разными материалами. Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности). Поощрять проявление детской непосредственности. Побуждать детей в процессе импровизации моделировать как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми. Высоко оценивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Устраивать выставки детского творчества, организовывать концерты Показывать детям кукольные спектакли. Организовывать праздники-сюрпризы. Отмечать традиционные праздники. Создавать условия для участия родителей в жизни группы. Приглашать в группу интересных людей, исполнителей, писателей для встреч, проведения мастер-классов. Приглашать театральные коллективы для показа сказок. Реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных праздников
ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате детского сада определенных специалистов. Медицинские работники ДОУ проводят мониторинг здоровья. Педагоги получают от медиков следующую информацию по каждому ребенку: · физкультурную группу; · различные ограничения (по физической нагрузке, посещению некоторых занятий (например, в бассейне), закаливанию, питанию). Информация по ограничениям может поступать, уточняться в течение года. Это связано с тем, что данная информация более мобильна и изменяема, так как связана с перенесенными заболеваниями и текущим состоянием здоровья ребенка (см. таблицу в приложении). Учитывая то, что по медицинской этике часть информации (диагнозы) остается закрытой для педагогов, последним необходимо проводить индивидуальный опрос родителей в рамках взаимодействия с семьями воспитанников. Это могут быть индивидуальные беседы, опросники, анкеты. Важно помнить, что степень откровенности ответов на поставленные вопросы определяют только сами родители. Следует особо подчеркнуть, что данные медицинских осмотров, проводимых в рамках диспансеризации или других обследований, непременно доводятся в индивидуальной форме до родителей ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений от нормы администрация ДОУ имеет право направлять ребенка на дополнительное консультирование к специалистам. Воспитатели по физической культуре (воспитатели) дважды в год (в сентябре и мае) на учетно-контрольных
шщ (диагностических) занятиях проводят мониторинг физической подготовленности детей (см. приложение). Это позволяет:
· определить технику овладения детьми основными двигательными умениями; · определить индивидуальную нагрузку; · наметить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия; · выявить и своевременно устранить недостатки в работе по физическому воспитанию. Участие в обследовании принимают старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатели ДОУ. Педагоги. Воспитатели осуществляют мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений два раза в год (как минимум): в начале и конце учебного года. Длительность проведения — две недели. Педагогические наблюдения проводятся по следующим направлениям развития ребенка: познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному. В каждом возрасте существуют свои нюансы проведения мониторинга, которые описаны в частных методиках программы. Психолог. Мониторинг общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально подготовленных специалистов, владеющих методиками проведения и интерпретации результатов психологических методик. Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) (см. приложение). Логопед детского сада проводит диагностические методики в рамках коррекционных программ, используемых специалистом. Старший воспитатель анализирует и обобщает данные мониторинга. На основании полученных данных проводится коллективное обсуждение каждой группы с педагогами и специалистами, работающими с детьми конкретной группы, согласовываются действия воспитателей и специалистов, осуществляется (при необходимости) корректировка воспитательно-образовательной работы с детьми. Данные итогового мониторинга являются результатом освоения программы. • ■. ■■.'.'■ ■ ' ■..., ' ■(. а. ..<.*:':■ м., '. '. 'и;.:.ч'.;-.,:•.,::■; очг-'Л.;
Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста. Расширяется спектр доступных педагогам форм взаимодействия с семьей — разнообразные консультации, семейные клубы (кружки), совместный досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия, праздники, традиции и пр. Они объединяют учреждение и семью в единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-дошкольника. По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку: · чувство психологической защищенности; · доверие к миру; · эмоциональное благополучие; · формирование базиса личностной культуры; · развитие его индивидуальности1. Этот результат может быть достигнут только при условии взаимодействия детского сада и семьи. Гармоничное взаимодействие не подразумевает равнодо-левого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе. Если в вопросах обучения, образования приоритетная роль принадлежит детскому саду, располагающему профессиональными кадрами, а в вопросах развития в среднем ситуация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах воспитания ведущая роль принадлежит семье. Однако процесс взаимодействия практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным будет этот процесс, настолько эффективным будет и результат. Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости. По целевым установкам можно выделить три основных направления: 1 См.: Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, М. Л. Кларина и др. — М., 1993. · мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, консультации, родительские кружки (клубы), мастер-классы и т. п.; · мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники и досуги, совместные мероприятия, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми» и т. п.); · мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике («Снеговики» и т. п.), дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние любимцы» и т. п.), домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п. Результат взаимодействия оценивается не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по охвату родителей, их активности и заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, в бассейн и т. п., собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции и т. д.); по направленности данных мероприятий и усилий на развитие и воспитание ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|