Основные тенденции развития туризма, исследование проблем влияния туризма на региональное развитие.
Влияние туризма на социально-экономическое развитие и экологию туристского региона. Особенности экономического и социального влияния туризма, понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта» влияния туризма на экономику региона.
Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день. Сейчас в туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объёмов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века. Практики российской туристской индустрии возлагают определённые надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны. А в конце 1998 г. был создан пул туроператоров по внутреннему туризму, в который вошли 6 российских фирм. Они договорились объединить свои агентские сети для продажи российского турпродукта по единым ценам.
Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведётся поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется. Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платёжный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза валюты. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платёжного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве даёт столичному бюджету около 10% доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике.
Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого определяется по формуле: ВНП = С + I + G + (х-m) где С – расходы потребителей; I – инвестиции; G – расходы правительства; х – экспорт; m – импорт. Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу. Прямое влияние туризма на экономику страны или региона – это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведёт к цепочке «расходы–доходы–расходы» и т.д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, т.к. с ним связаны последующие циклы туристских расходов. Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора» (понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator – умножающий) было введено в экономическую науку в 1931 г. английским экономистом Ричардом Каном), который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определённую сумму. Доход турпредприятий – это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона – это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т.д. Однако, если работники, получив зарплату, тратят её на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона. Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортирует из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора. Из вышесказанного можно сделать вывод: эффект мультипликатора – это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, т.к. потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начинает разрабатывать методику учёта и расчёта вклада отрасли в экономику страны.
Помимо эффекта мультипликатора есть сопутствующие экономические явления. Растущие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идёт строительство новых зданий и сооружений. Бурный рост туризма в мире, особенно международного, вызвал живой интерес к проблеме измерения влияний туризма на экономическое развитие стран и регионов с целью построения эффективных моделей прогнозирования перспектив их развития. Быстрый рост доходов от туризма привлёк интерес инвесторов не только к сфере производства рекреационно-туристского продукта (РТГГ), но и областям экономического анализа, непосредственно обслуживающим данную сферу экономики. Масштабы затрат потребовали такого качества экономического обоснования, что методы измерения туристских влияний стали отдельным направлением экономического анализа и потребовали создания специальных баз статистических данных. В настоящее время статистическая оценка туристских воздействий ведётся в трёх основных направлениях. ― оценка экономических влияний; ― оценка социальных влияний и взаимодействий туристов и местного населения; ― оценка экологических воздействий туризма. Как отмечают исследователи: когда туристский сектор расширяет объём продаж или увеличивает число услуг, экономика получает дополнительные доходы. Влияние туристской деятельности на экономику оценивается на основе двух составляющих: прямого и косвенного эффектов. Исчисление суммарного влияния производится на основе анализа мультипликаторов туризма, т.е. побочного воздействия расходов в секторе туризма на другие сектора экономики принимающего туристско-рекреационного комплекса, которые определяются как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма. Как правило, рассчитывается три вида мультипликаторов для каждого продукта региональной экономики, основанных на прямом, косвенном и индуцированном эффектах. Прямой эффект – это влияние туристских расходов на собственно объём валового производства услуг в туристских учреждениях и на предприятиях. Поскольку эти виды продукции не потребляются в процессе производства, их прямой эффект обычно равен единице.Для типично промышленных продуктов прямой эффект в мультипликаторе выпуска превышает единицу.
Косвенный эффект определяется как дополнительный удельный выпуск в других отраслях (вне сферы туризма), вызванный туристскими расходами. Индуцированный эффект вызывается в результате расходования домашними хозяйствами доходов, полученных как непосредственно в сфере туризма, так и вследствие создания косвенного эффекта туристских расходов. Кроме существенного экономического влияния туризм оказывает социальное воздействие на туристские и рекреационные территории. Проблема социального влияния туризма имеет целый ряд аспектов и прежде всего региональный и общегосударственный. Особую значимость подобные исследованияприобретают, когда определяется социальное значение туризма для регионов с традиционно сложившейся туристско-рекреационной специализацией, жители которых испытывают на себе влияние рекреации и туризма не как потребители, а как принимающая сторона. Для экономики развитых стран Западной Европы, США, а также небольших государств, в экономике которых доля туризма высока, проблема социального влияния туризма приобретает в настоящее время решающее значение. В методических рекомендациях ООН и ЮНВТО по национальному и региональному планированию туризма выделяются три основные причины, побуждающие развивать туризм и рекреацию: 1) причины экономического характера (туризм способствует стабильному экономическому развитию); 2) социальные причины, т.к. туризм способствует воспроизводству духовных и физических сил людей, сохранению исторического наследия, развитию и сближению культур, созданию новых рабочих, улучшению качества жизни населения; 3) причины экологического характера (туризм способствует сохранению окружающей среды). Многие страны в настоящее время всё большее внимание уделяют социальным и экологическим апектам (Испания, Кипр, Греция, Ирландия и др.). На основании многочисленных исследований влияния туризма и рекреации на региональное развитие ЮНВТО сформулировала обобщённые выводы, раскрывающие выгоды, которые приносит туризм и проблемы, с которыми сталкиваются туристские и рекреационные регионы. Выгоды, связанные с развитием туризма и рекреации: социально-экономического характера: ― создание рабочих мест, способствующее прямой, косвенной и генерированной занятости; ― эффект мультипликации, выраженный в росте доходов туристской территории; ― вклад в общегосударственные доходы. Социокультурного характера: ― повышение жизненного уровня населения; ― сохранение культурного наследия; ― содействие созданию и поддержке музеев, сохранение и финансирование культурно-исторических памятников; ― усиление чувства гордости местного населения за свою культуру; ― обеспечение возможностей для межкультурных обменов. Проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации: социокультурного характера: ― большая антропогенная нагрузка на территории; ― недовольство жителей, если они не ощущают значительных экономических выгод от развития туризма в том случае, если развитие туризма подчинено чуждым для населения интересам; ― культурная деградация территории; ― чрезмерная коммерциализация, сопровождающаяся потерей регионом самобытности, обычаев, традиций, народного фольклора, ремёсел и других культурных моделей; ― усугубление сложных социальных проблем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, проституцией; необходимость усиления мер безопасности. Экологического характера: ― загрязнение окружающей среды; ― ухудшение эстетики ландшафтов; ― проблемы с утилизацией отходов и бытового мусора; ― нарушение экологии природных зон; ― ущерб историческим и природным памятникам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|