Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы защиты прав граждан.




Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ — важнейшее, естественное, неотъемлемое право гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет способы и процедуры реализации, устанавливает обязанности государственных и муниципальных органов, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правового государства.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты прав личности:

1. от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;

2. от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов публичной власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий — это:

1. создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшая задача которых — защита правопорядка;

2. существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п.);

3. активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;

4. учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно особо выделить процессуальную защиту.

Гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, административное право достаточно подробно регламентируют право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. п.) либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, выдает, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти — это прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что несудебные формы защиты прав граждан от таких деяний в основном регулируются административным правом.

В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вообще и особенно их право на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на ношение оружия, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. Возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы общественных правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.

В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и в

2. будет подтверждено, что принятие этого решения опиралось на незаконные основания (подделаны документы; недостоверная информация о лицах, в отношении которых принимался документ).

Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

1. Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ при противоречии конституции

2. Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

3. суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации

4. принесение протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста

33. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Каждый из 83 субъектов Федерации имеет собственную систему ОИВ, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 КРФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это означает, что образование, формирование и деятельность ОИВ субъектов Федерации регулируется КРФ, ФЗ, а также конституциями (уставами), законами и иными НПА республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения РФ (ст. 71 КРФ) и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 КРФ) ФОИВ и ОИВ субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 КРФ).

Особенностью этой единой системы является то, что вне названных пределов и полномочий ОИВ субъектов Федерации обладают всей полнотой гос. власти, т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции гос. управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус.

При этом функции и полномочия в области гос. управления на уровне субъектов Федерации осуществляются не ФОИВ (кроме случаев сохранения строгой управленческой вертикали, например, в системах управления обороной, внутренними делами). ОИВ субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам.

Высшее должностное лицо формирует высший исп. орган гос. власти субъекта Федерации. Основные полномочия последнего состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. В пределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории; обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических

программ; управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации.
В соответствии с КРФ система органов гос власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Р и ФЗ «Об общих принципах организации представ и исполн органов гос власти суб» 1999г
1- глава ИВ суб – президент, губ
2- исп орган гос власти общей компет (прав или админис)
3- исп органы гос власти спец компетенции (отрасл и межотраслевые)
4- территориал. органы гос ИВ общей компетен (действующие в границах адм-тер обр или округов)
территор органы ГИВ спец компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компет или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности ОИВ заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных гос. органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Различаются два вида надзора: прокурорский и админ.

Прокуратура РФ - это единая фед. централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов гос. и общественными образованиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...