Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ





В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осу­ществляется в условиях конкурентной среды, динамичного рав­новесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

· рынок совершенной (чистой) конкуренции;

· рынок чистой монополии;

· рынок монополистической конкуренции;

· рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.

 

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количе­ством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характе­ризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внеш­ней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воз­действием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной проме­жуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремле­ние каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспорте­ра - в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции постав­щики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Кон­курирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с уче­том своих издержек производства.



На практике к данному типу рынка (с определенным резер­вом) можно отнести, например, международную торговлю раз­личными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все пред­ложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вы­зывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

Монополист в силу самой природы данного рынка стре­мится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придер­живаться монополист. Так, несмотря на единоличное присут­ствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктов­ку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производ­ства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники миро­вого рынка имеют возможность приобрести товар по наивыс­шей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на междуна­родный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зави­симости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монополи­стов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом косми­ческом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммер­ческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причи­нам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Монополистическая конкуренция предполагает сме­шанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как пра­вило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдель­ных товаров ослабляется натиском крупных монополистичес­ких фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой при­были. В случае взвинчивания цен со стороны монополий все­гда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие то­вары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производи­телей-поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - оли­гополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значитель­ными сегментами рынка, полностью или практически полнос­тью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, суще­ствуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспор­тером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения ком­паниями статус-кво играют неафишируемые для широкой пуб­лики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах произ­водства.

Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специаль­ных механизмов, с помощью которых можно было бы действо­вать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относитель­но объемов производства и ценовой политики. Компании дого­вариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно ус­пешно координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных механиз­мов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чис­тых монополий. Величина воздействия субъектов олигополис-тического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен конт­роль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монополь­ных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и обору­дования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определен­ное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с до­бавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

Влияние государства на внешнеторговые цены. Го­сударственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает существенное вли­яние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее при­сутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основ­ном, с помощью двух инструментов: гарантируя производите­лям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являют­ся пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство пре­доставляет субсидии из федерального бюджета в случае пони­жения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантирован­ным ценам принимает в залог у производителей сельскохо­зяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким обра­зом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает дей­ственные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработан­ный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого регио­на. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минималь­ные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, офици­альными организациями. Существование пороговой цены за­щищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом протек­ционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС по­зволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхоз­продукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осуще­ствляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимуществен­но скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистс­кую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экс­портные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Уста­навливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурен­тоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - за­воевание определенным товаром или группой товаров внеш­него рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проник­новения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используе­мые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использова­ние которых в конечном счете оказывает существенное влия­ние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

3. ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕ­ТОРГОВЫХ ЦЕН

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно разли­чаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:

· использование цен раздельных экспортных и импорт­ных операций;

· цены в условиях оплаты наличными;

· цены, формирующиеся в рамках обычных коммерчес­ких сделок.

 

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных бан­ковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок встречаются с су­щественными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплек­тации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной международной торговле, особенно в тор­говле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается тор­говли машинно-технической продукцией, технически сложны­ми товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производи­телем и покупателем-потребителем. При этом в цену включа­ются самые различные составляющие - надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых пока­зателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по ре­гионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огром­ные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировоч­ные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложе­ния, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров постав­щика и покупателя.

Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.

Контрактная цена - это конкретная цена, которую со­гласовали между собой продавец и покупатель в ходе перегово­ров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия кон­тракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в перио­дической литературе, в газетах, журналах, в каналах компью­терной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные ме­таллы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная лите­ратура по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентирует­ся на ежедневные котировки цен потоварные и региональные - публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публику­емыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сде­лок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо полити­ческие события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают дина­мику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам от­носятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на бирже­вые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами бирже­вые котировки являются фактическими ценами сделок имен­но в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной тор­говли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котиров­ки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые ко­тировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раз­дражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо за­рекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключитель­но высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME - London Metal Ехспапgе),Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и прода­жами зерновых, или Нью- Йоркская биржа хлопка (NYCE -New York Cotton Exchange).

Цены аукционов - показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и пред­ложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные. предметы искусства.

Статистические внешнеторговые цены - публику­ются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подоб­ных изданиях, определяются путем деления стоимости экс­порта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конк­ретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней тор­говли той или иной страны, для статистических расчетов, ис­пользуются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, осно­вываясь на собственном анализе данных о положении на рын­ке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внеш­ней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состоя­ния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и над­бавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

· скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

· скидка для эксклюзивного импортера, фирма- им­портер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для про­дажи этого товара, по существу помогает экспортеру закре­питься на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

· скидка «сконто», в случае осуществления импорте­ром предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в слу­чае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

· скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное вре­мя работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предостав­ляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Ха­рактерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

 

· скидки за покупку внесезонного товара, как пра­вило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одеж­ды, обуви и др.

 

· дилерская скидка, предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого кон­кретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безус­ловно, достигаются и более существенные скидки.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.