Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенные тарифы развивающихся стран.

Тамо­женным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров, намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связа­но прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма су­щественным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а так­же Южная Корея. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превы­шают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отли­чаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осуще­ствляет построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предполагает осуще­ствить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трех- колонными тарифами, составляющими большин­ство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали -17).

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих разви­вающихся стран включаются фискальные сборы и разнообраз­ные налоги. Кроме того. в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможен­ных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможен­ную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономи­ческой деятельности приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталис­тические и развивающиеся страны, в частности Всемирная тор­говая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расшире­нии сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направ­лена на утверждение взаимоприемлиемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.

 

 

ВЫВОД

В условиях рыночной экономики цена определяется соот­ношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на меж­дународных рынках во многом зависит от типа рынка, в рам­ках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показате­лей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, про­ектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формиро­вание контрактной цены. Валютно-финансовые и банковские орга­низации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в миро­вом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимо­сти адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских орга­низаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кре­дитных институтах открывает перед ней более широкие воз­можности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Международные валютные отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Денежные единицы стран стано­вятся валютой, когда используются в международных эконо­мических отношениях. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную, различаются свободно конвертируемые (свободно используемые), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Соотношение между двумя валютами, цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воз­действие многочисленных факторов. Формирование устойчи­вых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные систе­мы (национальные, региональные и мировую). Валютная сис­тема состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В истории мирового хозяйства насчиты­вается три мировых валютных системы (Парижская, Генуэзс­кая и Бреттонвудская). В настоящее время действует Ямайская валютная система, в которой закреплено изменение роли и места основных промышленно развитых стран в мировой экономике во второй половине XX в. Валютная система России находится в стадии становления. Российский рубль является частично конвертируемой валютой. Экономические, политические, куль­турные связи между странами порождают денежные требова­ния и обязательства, платежи по которым подлежат регулированию. С этой целью применяются различные формы международных расчетов. Выбор формы расчетов определяет­ся рядом факторов. Некоторые формы расчетов более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Государство активно участвует в развитии внешнеэконо­мической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирова­ние, правила о преимущественном приобретении товаров мес­тного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно- на количество товаров, относятся тамо­женные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии ми­ровой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Административные методы регулирования движения ка­питала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностран­ными инвестициями, порядок допуска инвестиций и инвесто­ров, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и ком­пенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важ­ное место в мировой валютной системе. Осуществляет регули­рующие, консультативные и финансовые функции.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА - группа международных финансовых организаций во главе с МБРР (созд. 1944 г.). Включает также Международную Финансовую Корпорацию - МФК (1956 г.). Международную ассоциацию развития - MAP (1960 г.) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций -МИГА (1988 г.).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - региональ­ные банки и финансовые учреждения, предоставляющие фи­нансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.

ЦЕНА - денежная сумма, которую намерен получить про­давец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель.

МИРОВАЯ ЦЕНА - цены мировых товарных рынков или крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на рын­ках соответствующих товаров, в основных центрах мировой тор­говли.

МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бир­жи, аукционы и т.д.) или выражающиеся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость товара на момент пересечения таможенной границы.

международные валютные отношения - обществен­ные отношения, складывающиеся при функционировании ва­люты в мирохозяйственных связях и обслуживающие обмен результатами деятельности субъектов мирового хозяйства.

ВАЛЮТА - денежная единица страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах, а также международные (региональные) счетные валютные еди­ницы.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы данной страны (национальной валюты), выраженная в денежных единицах дру­гой страны, том или ином наборе валют или в международных (региональных) счетных валютных единицах.

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность экономических от­ношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ - организация и регулирова­ние платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим на базе экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в раз­ных странах.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (foreign exchange market) — рынок, на котором заключаются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенно­му номинальному валютному курсу.

НОМИНАЛЬНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ (ОБМЕННЫЙ) КУРС (nominal exchange rate) — относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

ОБЕСЦЕНЕНИЕ (УДЕШЕВЛЕНИЕ) НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (depreciation of local currency) — рост цены единицы иностранной валюты в национальных денежных единицах.

УДОРОЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ (appreciation of local currency) — падение цены единицы иностранной валюты в нацио­нальных денежных единицах.

РЫНОК СПОТ (spot market) — рынок немедленной поставки валюты (в течение двух рабочих дней).

СРОЧНЫЙ (ФОРВАРДНЫЙ) ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (forward exchange market) — рынок, на котором заключаются сделки о покупке или продаже фиксированного количества валюты на опреде­ленную дату в будущем по заранее оговоренному (сроч­ному) валютному курсу.

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — страхование валютных рисков.

ВАЛЮТНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ (foreign exchange speculation) — игра на буду­щей цене валюты с целью получения максимального вы­игрыша от валютной сделки.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ (devaluation) — при системе фиксированного лютного курса постановление Центрального банка о i нижении курса национальной валюты.

РЕВАЛЬВАЦИЯ ( revaluation) — при системе фиксированного валютного курса постановление Центрального банка о повышении курса национальной валюты.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - совокупность мер, принимаемых государством и призванных совершенство­вать ВЭД в интересах национальной экономики, защищать наци­ональную экономику от «чрезмерно» внешней конкуренции.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД - система организационно-правовых мер по ограничению, запрету и конт­ролю за импортом или экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств административного регулирова­ния может использоваться лицензирование и квотирование.

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - установленный на законодатель­ном уровне систематизированный свод таможенных пошлин на товары, пропускаемые через границу данного государства. По характеру действия относится к экономическим регулято­рам внешней торговли.

ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРО­ВАНИЯ ТОВАРОВ (ГС) - международные правила классифика­ции и статистической информации по товарам, поступающим во внешнюю торговлю. Включает подробный многоцелевой пе­речень ввозимых и вывозимых товаров, распределенных по спе­циальной классификационной схеме; в числе вспомогательных материалов: алфавитный указатель к ГС, а также ключ перехо­да от номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС) к ГС.

Литература:

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник., М., «М.О.», 1996.

2. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., «М.О.», 1993.

3. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 1996.

4. Основы внешнеэкономических знаний Словарь справочник. М., Высшая школа, 1990.

5.  Инфляция: ценообразование и денежное обращение.М., ИМЭМО РАН, 1994.

6.  «О таможенном тарифе». Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.12, раздел IV ст.18-24.

7.  Финансовые известия, 5.7.1996.

8.  Внешнеэкономический бюллетень, 7(1) М., 1996, с. 52.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...