Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.





Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню по­шлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошли­ны, распространяется на государства, не пользующиеся режи­мом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международ­ных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государ­ствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отно­шении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприят­ное положение по сравнению с аналогичными товарами из дру­гих стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику стра­ны, прежде всего, промышленно развитые государства догово­рились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регули­ровало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на про­мышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уро­вень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный - 4,7 %.



По способу взимания различают следующие пошлины:

· адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

· специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

· комбинированные, включающие оба способа установ­ления величины пошлины;

· сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

· фискальные, призванные увеличить доходы государ­ственного бюджета;

· протекционистские, которые используются в целях за­щиты некоторых отраслей национальной промышленнос­ти от притока иностранных товаров;

· преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

· льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

· уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;

· компенсационные, которые используются в том слу­чае, если на импортируемые товары давались государствен­ные субсидии приих производстве или экспорте страной-экспортером;

· антидемпинговые, которые применяются для противо­действия импорту из тех стран, чье правительство предос­тавляло своим предпринимателям экспортные премии.

 

Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров раз­вивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распростра­нение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных то­варов, от применения которых в немалой степени зависит опре­деление цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В насто­ящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в основ­ном реализуется посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импорти­руемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается продук­ция традиционных трудоемких отраслей промышленности -текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехническо­го машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей про­мышленности в развитых странах используется метод постро­ения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представ­ляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изде­лия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществля­ется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изде­лия ставки пошлин существенно возрастают.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

Появление ГС обусловлено тем, что развитие международ­ного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста меж­дународной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализиро­ванного и унифицированного внешнеторгового классификато­ра для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расхо­дов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тес­ной увязки между внешнеторговой, промышленной и транс­портной национальной статистикой.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.