Процесс подготовки выпускной квалификационной работы
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника, позволяющая установить соответствие уровня и качества подготовки специалиста Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования. Этапы и методы работы над выпускной квалификационной работой зависят от ее характера: практического, опытно-экспериментального или теоретического. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы. Подготовка выпускной квалификационной работы начинается еще на предвыпускном курсе с выбора темы. Следует помнить, что основным его критерием является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения педагогических изданий. Только в этом случае можно ожидать, что выполнение работы сыграет исключительно важную роль в формировании у студента профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с книгой и исследовательских умений. Вместе с тем избрание темы не может быть делом только самого студента. Здесь велика и роль преподавателя, который в процессе аудиторных занятий, консультаций стремится пробудить у слушателей интерес к педагогической теории и актуальным вопросам технологии обучения и воспитания. При этом не следует забывать, что данная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни. Тематика выпускных квалификационных работ зависит от присваиваемой выпускнику квалификации. Если ему присваивается только основная квалификация (учитель начальных классов), то темы выпускных квалификационных работ разрабатываются и утверждаются согласно основной образовательной программе по специальности. Если выпускник наряду с основной квалификацией получает и дополнительную (учитель начальных классов, педагог-организатор), он может выбрать тему как по дополнительной подготовке, так и комплексную, исходя из программ основной и дополнительной профессиональной подготовки.
Тематику выпускных квалификационных работ определяют соответствующие предметно-цикловые комиссии (кафедры), но при ее разработке обязательно учитываются и научно-исследовательские интересы студентов. Закрепленные за студентами темы выпускных квалификационных работ, сроки их исполнения и научные руководители утверждаются приказом директора педагогического колледжа. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. Как правило, это возможно по специальностям 050503 Технология, 050202 Информатика. Прежде чем выбрать тему выпускной квалификационной работы, следует определить объектную область, объект и предмет исследования, так как каждая тема находится как бы в определенной системе координат. Объектная область педагогического исследования — это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Для студентов, обучающихся по специальности 050704 — Дошкольное образование, объектными областями исследования являются педагогика дошкольного возраста, психология дошкольного возраста и частные методики. Для студентов, обучающихся по специальности 050709 — Преподавание в начальных классах, объектными областями являются педагогика, психология, методика преподавания начального курса математики, методика преподавания русского языка, естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание, методика преподавания технологии, изобразительное искусство с методикой преподавания и др.
Для студентов, обучающихся по специальности 050303— Иностранный язык, объектными областями исследования являются педагогика, психология, методика обучения иностранному языку. Объект исследования — эта та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Например, если избирается объектная область — методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, например, предмет исследования может быть означен так — «Выставки натуральных предметов как метод ознакомления со средствами выразительности в создании образа». В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема, которая в нашем примере может быть такой — «Роль выставки натуральных предметов в выразительности работ по лепке детей старшего дошкольного возраста». Таким образом, между объектной областью, объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет — уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью. После выбора темы приступают к выработке гипотезы. Гипотеза (от греч. hypothesis — основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Из того определения вытекают, по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. В.И. Загвязинский, со ссылкой на философскую литературу, пишет о рабочей гипотезе и научной (или реальной) гипотезе.
Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Научная (реальная) гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть “проект” решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, здесь речь идет о гипотезе в начале исследования (рабочая гипотеза) и в ходе его (научная гипотеза). Можно сказать, что научная гипотеза — это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Различаются они и по объему накопленного материала (научная гипотеза строится на основе значительного фактического материала). Один из исходных пунктов — решение поставленной проблемы. Поскольку, как уже говорилось выше, гипотеза содержит предположение, то применительно к нашему примеру одна из возможных формулировок может звучать так: эффективно обучать детей старшего дошкольного возраста выразительным средствам в лепке можно при условии организации выставок натуральных предметов; организации восприятия предметов выставок; овладении детьми приемами выразительности в лепке (динамика, ритм, выразительность силуэта, пропорциональность соотношения частей, текстурная поверхность скульптурных образов). Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования: Изучить и систематизировать выразительные средства скульптуры,доступные детям старшего дошкольного возраста. Выявить особенности восприятия детьми малых скульптурных форм. Разработать серию занятий, способствующих усвоению выразительности приемов лепки. Провести экспериментальную апробацию разработанной серии занятий. Основная часть ВКР включает в себя не менее двух глав, разделенных на параграфы, объемы которых не должен составлять менее 5 страниц. Обычно она делится на теоретическую и практическую части. Содержание отдельных глав должно отвечать задачам, сформулированным во введении, и последовательно раскрывать тему работы. Каждая глава должна заканчиваться выводами.
Теоретическая часть содержит результаты исследовательской работы выпускника. В этой части необходимо дать сведения об истории изучения вопроса, которые позволяют установить сущность исследуемой проблемы, различные подходы к ее решению в отечественной и зарубежной науки, здесь же излагается собственная позиция студента. Практическая часть содержит результаты конкретной исследовательской деятельности студента и носит аналитический характер. Здесь анализируется объект и предмет исследования с разных сторон, разрабатываются предложения и рекомендации. В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования. Оно должно быть четким, кратким, в нем должны содержаться основные результаты исследования, дающие представления о значимости и содержании выпускной квалификационной работы. Рекомендуемый объем заключения не менее 1-2 страниц. Список литературы оформляется в алфавитном порядке и содержит указания на сборники научных трудов, которые привлекались автором для выполнения ВКР. В список литературы допускается включать издания, которые были фактически использованы автором, и работы, отвечающие тематике представляемой ВКР, с которыми автор ознакомился в целом. Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и доступности литературы и специфики специальности, но должно быть не менее 20. Обязательно включать в список литературы материалы периодической печати за последние три года (национально-региональный компонент). 20% использованной литературы должно быть издано за последние 5 лет. Приложение содержит таблицы, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера, графические материалы, а также формы отчетности и копии документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|