Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура педагогических способностей




 

В соответствии с нашим общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свой­ства личности, состоящие в специфической чувствительности к объ­екту, средствам, условиям педагогического труда и созданию про­дуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

Это определение педагогических способностей может быть от­несено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог препо­дает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельно­сти, которой он обучает.

Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей:

во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чув­ствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность фор­мирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональ­ном становлении).

Рефлексия в социальной психологии понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. «Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зер­кального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир пер­вого исследователя».

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:

1) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действитель­ности Находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатиеий проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентифика­цией, которая предполагает активную целенаправленную совмест­ную деятельность педагога с учащимися;

2) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изме­нений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и осо­бенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в ис­комый результат;

3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;

Уровень сформированности рефлексивных педагогических спо­собностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», то есть помо­гающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «пло­хой», то есть «подсказывающей» неверные решения. Известно, что интуиция — это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логи­чески или недостаточных для получения логического вывода Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) форму­лирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. «Хорошая» интуиция про­является в принятии решений, продвигающих педагога к искомому результату, а «плохая» — в принятии решений, уводящих от него.

Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъек­тивно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (по­полнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информа­ции). «Хорошая» интуиция проявляется в том, что педагог экстра­полирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстра­поляции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентиро­вание которых уводит, как правило, от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.

Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к со­зданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гности­ческих (познавательных), проектировочных, конструктивных, ком­муникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.

Естественно, педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способно­стей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способ­ности эти следующие:

1. Гностические способности к исследованию объекта, процес­сов и результатов собственной деятельности и способам ее пере­стройки на основе этого знания.

2. Проектировочные способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач в расчете на формирование искомых качеств в личности ученика, знаний, навыков, умений» необходимых в его дальнейшей деятельности.

3. Конструктивные способности к способам композиционного построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллек­туальный, эмоциональный и практический отклик.

4. Коммуникативные способности установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на ос­нове завоевания у них авторитета и доверия.

5. Организаторские способности — способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллекти­ва в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдель­ную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию,. саморазвитию.

Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отожде­ствлению себя с учащимися и чувствительностью к индивидуаль­ным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способ­ностям), хорошей интуицией, которая является важной характери­стикой, творческого мышления, проявляемой в предвосхищении ис­комого педагогического результата уже при выборе стратегий воз­действия, а также свойствами личности, ее способностью к благо­творному внушению.

Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздейст­вия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения мо­гут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные со­стояния, волевые побуждения; путем внушения можно оказать воз­действие на соматовегетативные функции.

Механизмы внушения.изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия созна­тельного контроля воспринимаемой информации.

Внушение — один из методов педагогического воздействия, ко­торое может быть благотворным (если оно направлено на возбуж­дение фантазии, силы, уверенности в себе,.в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в- свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

   Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «со­зидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отно­шений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накап­ливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагоги­ческого труда.

По уровню результативности деятельности можно судить об уровне способностей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...