Способности к перестройке деятельности в условиях реформы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Любая творческая деятельность, в том числе педагогическая» требует высокого уровня сформированности навыков и умений, то есть прочных стереотипов деятельности. Перестройка деятельности происходит на основании ломки старых и образования новых стереотипов. В интенсивности этого преобразования и проявляются способности. Наиболее талантливые идут в ногу со временем, смотрят в будущее. Они чувствительны к тому, что происходит в науке, представителями которой являются, к требованиям современного общества к учительству, к достоинствам и недостаткам организации учебно-воспитательного процесса. Еще задолго до реформы они начали свой творческий поиск в области совершенствования учебно-воспитательного процесса. Их опыт предварил реформу и создал в педагогической практике образцы для перестройки деятельности школьных коллективов. Способные учителя проявляют готовность к тому, чтобы правильно оценить и использовать передовой опыт других школ, творчески его переработав и обогатив собственными самостоятельными находками. Малоспособные к педагогическому труду учителя медленно и болезненно осваивают новые программы, медленно вырабатывают продуктивные модели и плохо осознают достоинства и недостатки собственной деятельности. Поэтому перестройка школы у одних из них вызывает стресс и угнетенное состояние, у других — стремление, пока возможно, следовать устоявшимся стереотипам. Вот почему интенсивная перестройка педагогического труда легче и быстрее происходит в условиях коллективного освоения современной психолого-педагогической теории, опирающегося на изучение результативности своего труда коллективом в целом, методическими объединениями, отдельными педагогами. Это необходимо в связи с проявлением такой закономерности: низкий уровень педагогических способностей, как правило, сочетается с завышенной оценкой результатов своего труда и заниженной оценкой значимости советов и рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности. Организация в педагогическом коллективе сравнительного изучения результатов педагогического труда на основании заранее сформулированных критериев позволяет разрушить неадекватную самооценку учителя и стимулировать его самосовершенствование.
В условиях перестройки школы ярко проявляется мера педагогической одаренности. Исследования Е. Н. Жучевой деятельности учителей математики и В. И. Кустовой — учителей иностранных языков показали, что при освоении новых программ и учебников. главными являются специальные способности к предмету (в данном случае математические и лингвистические), а своеобразным «фоном» в этом процессе выступают собственно педагогические способности. А когда в свете новых требований переосмыслен предмет, проверяют новые системы его преподавания, накопление новых дифференциально-, социально- и аутопсихологических знаний,. обусловливающих новые стратегии педагогических воздействий,. целиком зависит от педагогических способностей. Каждый педагогический коллектив включает в себя учителей с разным уровнем педагогических способностей и мастерства. Организация коллективной и групповой работы (в методических объединениях) по осмыслению новых требований реформы, по изучению меры соответствия достигнутых результатов искомым позволяет в полной мере использовать и развивать педагогические таланты, обогащая тем самым весь коллектив. Это особенно важно для процесса перестройки и совершенствования системы воспитательной работы, который осуществляется по общим правилам эвристического поиска:
— анализ исходных данных (диагностика): изучение коллектива (уровень развития, микро- и макроструктура, характер взаимоотношений в коллективе); учет возрастных и изучение индивидуальных особенностей учащихся (запросы, склонности, интересы); ознакомление с семейной обстановкой. Используются методы: социометрия, интервью, анкета; — подбор заданий-задач, рассчитанных на формирование у учащихся потребности в труде, нравственных установок, гражданской зрелости; — сопоставление исходных данных с проектируемым результатом; — подбор и обоснование главной воспитательной задачи на определенный период времени и постановка системы перспектив перед учащимися; — определение позиции классного руководителя, отрядного вожатого и актива в организации воспитательного процесса по решению данных задач. Расстановка сил. Организация взаимодействия; — включение всех учащихся (пионеров, комсомольцев) в активную деятельность по реализации поставленных задач. Система поручений и разовых заданий. Регулирование взаимоотношений:деловых, личных, гуманистических (по классификации Т. Е. Конниковой); — определение содержания, методов, форм и их реализация решении воспитательных задач; — оценка полученных данных и сопоставление их с тем, что запланировано. Реализация каждого из этапов предполагает владение гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными и организаторскими умениями, высокий уровень сформированности которых обеспечивает продуктивное решение педагогических задач. Исследуя закономерности профессионально-педагогической умелости, мы прежде всего стремились выяснить отличия в «технологии» организации учебно-воспитательного процесса педагогами разных уровней результативности. Главные отличия результативных педагогов состоят в том, что они интуитивно учитывают закономерности становления личности учащихся не просто в деятельности, но в какой именно, как организованной, как направляемой, как оцениваемой, чтобы формировать искомые свойства личности, позволяющие выпускнику успешно жить, учиться, развиваться, совершенствоваться, становясь в дальнейшем полезным членом общества.
Список используемой литературы
Ананьев Б. Г. “Очерки психологии”
Кузьмина Н. В. “Способности, одаренность, талант учителя”
Маркова, Матис, Орлов. “Формирование мотивации учения”
Уманский Л. “Как стать организатором”
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|